Автор:

Т.К.Симанженкова

Диссертация кандидата философских наук

Ссылки:

 

Симанженкова Татьяна Карловна. Движение последователей Рерихов в современной России : философские истоки и тенденции эволюции : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Омск, 2006.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/18

Фрагмент диссертации:

Отдельную группу составляют те движения, которые считая себя последователями Рерихов, создали в последнее десятилетие XX века ряд доктрин, развивающих различные практические аспекты «канонического» учения.

К подобным течениям, по мнению автора исследования, можно отнести сравнительно небольшую группу, которая организована человеком, взявшим себе псевдоним «Рикла». Группа создана на Украине, но основная ее деятельность связана с Алтаем и озером Байкал, считающимся, по мнению руководителя, прародиной древнего «рода Айнов», особого «Рода творцов». Несмотря на свою малочисленность, деятельность группы связана с особого рода практиками - так называемым «оживлением магнитов» и созданием террафимов, которые являются «накопителями энергий». Такого рода работу, по мнению руководителя группы, могут исполнять только особая категория людей т.н. «избранных», которые отличаются особыми качествами чистоты и могут пропускать через себя «комические лучи». Поэтому массовость в группах невозможна, так как задача, прежде всего, практическая. Возникает правомерный вопрос, имеет ли такого рода деятельность отношение к учению Рерихов. Для этого необходимо рассмотреть основные положения учения Рикла.

 

С 1998 по 2004 г. вышло девять книг под общим названием «Рикла. Огонь Космоса Единого». Книги представляют собой набор разрозненных материалов, собранных за определенный период с 1999 по 2004 годы, В них входят записи самого Рикла и его учеников, путевые заметки, экспедиционные дневники и письма, адресованные автору и ответы на них. В записях отсутствует строгая система изложения. Их автор, обосновывая появление этого слова, утверждает свою преемственность традиции, через наличие слога РИ, присутствующий, по его мнению, в именах многих учителей человечества и отмечающий их божественное происхождение. В списке приведенных имен Рикла выделяет:

1. РИгден Джапо

2. ХРИстос

3. МоРИя

4. ИллаРИон

5. РеРИх

6. ПеРИкл

7. ХРИстофор Колумб

8. РИкл(а)

И делает вывод, что Рикла - есть продолжатель традиции. «Рерихи имя сменили» - утверждает автор. Рикла, чей дух есть «Огонь Космоса Единого» или «Лама Космический», является в мир, по утверждению автора, для очищения сфер Земли и помощи при переходе в новое энергетическое состояние.

«Я не пришел судить Вас как Алена Саидрова- «майтрейя»!

Я не пришел Вторым пришествием Христа - как Виссарион!

Я не пришел Богом на Землю - как «Парвати - богиня» (имеется в виду В.Кузнецова).

Я пришел Человеком, чтобы очистить тонкий план планеты, дабы могли вы, подготовленные моими братьями, шагать по обновленной Земле с новым Сознанием и Осознаванием Космического Бытия в Эпоху Золотого Века» [163.С.254].

 

Не случайно Рикла перечисляет имена руководителей известных неорелигиозных культов, проводя между ними и собой черту, называя себя, прежде всего «Человеком - Огненным Ламой», который есть и воплощенное Слово и одновременно Единый. Но такое заявление автора учения по сути ничего не меняет.

Он являет собой соединение всех предыдущий зрений. «Огненный Лама в Сущности - Брамы! Веды! И Гита, Благая Весть - все в о Едином здесь»[163.С23], а свое учение «Новой Благой Вестью» и «Словом Живым».

Задачи Рикла и рода айнов - спасти как можно больше человеческих душ и объединить человечество на основе высшей правды, основанной на учении «Огненного Христа», Айны должны совершить «Великий Посев Зерен осознаний, которые на рубеже веков Земле были и будут явлены. Они должны подготовить почву, среду, чтобы Будда Грядущего - Майтрейя смог появиться на физическом плане на земле алтайской Творить Эволюцию Света» [163.С. 15].

Указывая на преемственность традиции от «Агни-Йоги», автор особенно выделяет «огненный опыт» Е.И. Рерих, который позволил осваивать огненные энергии многим ее последователям.

«Усмотрим значение опыта, совершенного Матерью Агни Йоги здесь, не выходя из Жизни. От первых Пространственных Искр через все Огни - она оставила записи, которые легли Порогом Нового Мира». Но новое время имеет свои особенности. Наступает «этап ускорения эволюции», при котором «скрытая от нас космическими тайнами творится и развивается, не зная границ и пределов, наука самого Мироздания», делающая «видимым невидимое», поэтому опыт Е.И. Рерих становится особенно актуальным: «Она провела Нити Огня Космического через Все свои важные Центры, чтобы мы их имели Приспособленными для получения Огненного Крещения ПредВсевышнего Иисусом Христом»[165.С344].

 

В Образе Христа, согласно эзотерической традиции, у Рикла выступает «Планетарный Логос», который венчает всю небесную иерархию. Но космический Христос - это не антропоморфный образ, а сгусток огненной энергии - «Кристалл Христа». А истинное христианство и «Путь Будды -Единое Пламя!» [165.С.384].

Тринитарность - как один из основных догматов христианства трактуется у Рикла в русле учения Рерихов как единство трех ипостасей - Христа, Будды, Майтрейи, которые в эпоху огня явятся миру как «Единое Эго».

«Кто может, понимая дух Учения Жизни, разъединять великие Облики, которые являют собою Единое Сердце, стоящее на страже нашего мира? Образы Будды, Христа и «Второе Пришествие явит Господь Майтрейя!

Когда созреют Апостолы и Ученики.

Кто такой Майтрейя? Ядро! Первосвященная Троица!

Майтрейя? Слово животворящее!

Плоть Живая, но не земная. Форма другая!»[ 165,С.429]

Спасение планеты Рикла видит в создании единой религии. «Пусть каждый положит жизнь свою в фундамент строящегося Храма Единения» - призывает он, но при этом не отдает предпочтение ни одной из существующих традиционных религий, в том числе и христианской. «Сколько было изобретено обворожительности, чтоб люди крестились во имя Души Мертвого»[1б5,С516]. Обновленное христианство, согласно учения Рикла - огненное христианство, в котором Иисус, «Владыка Всех Миров», будет крестить огнем, а не водой, а «кровь Христа - это Космический Огонь»

«Море Света Живого! Море Пламени Фиолетового!

Нас перенесет в эту пламенную Обновляющую Купель!» [165.С.429]

Поэтому свое учение Рикла называет «Новейшим Заветом».

 

В книгах изложены космогонические построения, которые отличаются фрагментарность и неясностью: «Первое кольцо плазмы есть Суть Огня, слитая творчеством в Ядро. Оно состоит из сердец «людей», являющихся непосредственными приемниками и носителями энергии Плазмы. Ядро сие явит промежуточное звено в цепи ядер-систем, ближайшее из которых -Солнце, и ядра Огня планеты Земля, что позволит данной цивилизации жизни на Земле войти в число планет Вселенского планетарного содружества. С сотворения этого ядра начинается Творчество Пути Земли в очередном витке спирали замысла Творца»[165,С. 127],

Майтрейи в своем единстве образуют Единое Эго, потому предуказанное Пришествие правильно понимать, как проявление этих Трех Величайших Образов» Письмо Е.И.Рерих от 04.12.1937.

Разрушение ряда предшествующих цивилизаций землян кроется «либо в утрате, либо в отсутствии Ядра Огня Плазмы, которое должно находиться в вершине построения свода или пирамиды».

В книгах указываются сроки, при которых «перейти порог Нового Мира -готовится Огонь Космоса Единого». В результате лишь небольшая часть людей будет спасена. Испытания огнем выдержат только те, кто развивает свое сердце, потому, что «соприкосновение с Огнем возможно только через центр ауры — Сердце. Никакие другие части и механизмы осознания человека не способны воспринимать эманации Огня Космоса. В момент видения Огня человек попадает в центр своего осознания, где всегда живет частичка этого Огня. Видение Огня может произойти спонтанно, но может стать следствием проведенной техники. И в том, и в другом случае Путь долгий и трудный. Увидеть Огонь — значит соприкоснуться с Единым Богом, живущим в глубине каждого Сердца» [162.С.25].

 

Преобразованием, утончением мира плотных форм, по мнению автора учения, начнется переход человека в новую расу и «айны» в этом процессе лишь малое звено в общей цепи событий эволюции планеты.

«Первое Кольцо энергии по сути своей представляет связующее звено между Единым осознанием планеты и осознанием Вселенским. Я назову это звено «Собор Земли» - Представительство Земли в Соборе планетарного Содружества».

Как и большинство неорелигиозных авторов, Рикла отводит особое место в эволюционном процессе России, считая что именно «на долю России ляжет основной труд по созданию Собора».

«Призыв православия к Единению звучит искренне и не имеет привкуса к насилию. Но не только религия России является основополагающим фактором Творчества. Три точки силы на Земле из девяти основных расположены на территории России, составляя мощную энергетическую спираль». Как и другие авторы учений, Рикла утверждает, что место духовного возрождения будет в Сибири, прежде всего, на Байкале и Алтае.

«Здесь, на Алтае, трудами многих поколений рождается Северная Шамбала»[163.С129].

Именно с этими центрами и связана вся практическая деятельность его группы, в которую на первоначальном этапе входили 17 «посвященных». В течение нескольких лет, совершая экспедиции на Белуху и Байкал, они «открывают там магниты и энергетические центры» или «места Силы», необходимые для эволюции. «Результатом экспедиции должна стать энергетическая парабола «Ольхон - Белая Гора - Гималаи».

 

В 2000 году группа совершила поход на Алтай, где в специально выбранных местах на камнях выгравировали символические знаки -равносторонний крест и рериховское «Знамя мира». По утверждению Рикла, «камень-Дельфин» в долине Ярлу являет собой символ возрождения, знак небесного огня и передатчик энергии с места силы. Вокруг этих знаков были построены заграждения, и вырос целый каменный городок, имеющий свои врата и башни. Эти места последователями Рерихов считаются культовыми и к ним совершаются паломничества. «Много людей придет каменному исполину поклониться, форма его будто специально для медитации сделана. Человек, с добром пришедший, будет черпать отсюда чистую энергию. Паломников потянутся тысячи, и чем больше людей узнает о Камне, тем мощней от него поток в Чашу прольется»[163.С313]

Слова Рикла оказались пророческими, за четыре годы большое количество людей побывало в долине Ярлу, месте т. н. «Северной Шамбалы Земли», где создано святилище. В течение всего лета там постоянно дежурят сотрудники Рикла или как их называют жрецы и жрицы храма айнов. Они знакомят с учением, продают литературу, проводят ежедневные служения - медитации. Несколько раз в году организуются т.н. «Ментальные Школы Огня», на которых читают «Беседы Мастера» и обучают практикам.

Неофиты проходят посвящения и на Белухе и сейчас можно встретить людей, таких как Андрей из Ивановской области, который с посохом и сумой идет пешком «Шамбалу искать» или таких как чех Алек, который живет в долине Ярлу круглый год в маленькой хижине пастухов в постоянной молитве и созерцании получают новые имена. Движение все больше приобретает своих приверженцев. С одной стороны их привлекает само место, указанное еще Рерихами и названное «Местом Силы будущей Цивилизации», а гора Белуха «Сердечной чакрой всей Земли, Чашей неиссякаемой и Светильником Новой Эпохи». Именно в эти, ставшие для рериховцев священными места, стекаются основные последователи учения. В течение многих лет на Алтае проводятся экспедиции, организуются семинары. С другой стороны, в учении Рикла притягательной оказывается практики работы «с тонким планом, психической энергией», отражающей важный аспект «Агни-Йоги». И хотя приверженцы культурологической концепции всячески умаляют эту сторону учения Рерихов, считая несвоевременной и опасной, именно психоэнергетические практики как методы сакрального совершенствования более всего привлекают сторонников и вокруг них ведутся самые ожесточенные споры и дискуссии. «Елена Рерих Первая сделала Свое Тело проводником Космического Огня. Теперь дело за нами. Путь проложен» [165.С.524].

 

Рассмотрев особенности учения Рикла, следует отметить, что его основные теоретические установки во многом совпадают с идеями учения Рерихов, и, прежде всего с той его частью, которая связана с практиками, которые можно квалифицировать как оккультные. Называя свое учение «Новейшим Заветом», данным в особое время - эпоху Огня, Рикла, с одной стороны претендует на продолжение рериховской традиции, с другой -вносит свое собственное видение современной ситуации.

По мнению автора исследования, группу Рикла можно отнести к харизматической, в которой центром и притягательной силой является лидер, объединивший вокруг себя наиболее верных своих приверженцев. Они и составляют ее эзотерическое ядро, организованное по строго иерархическим принципам. В группе отсутствует формальные признаки организации: членские билеты, своя особая атрибутика и символика (кроме рериховских), но жизнеспособность ее обеспечена идеей осуществления особой миссии.

Движение набирает силу и, учитывая те задачи, которые ставят перед собой приверженцы рериховского учения - «подготовка своих тел и Земли к трансмутации огненных энергий», число ее сторонников будет расти за счет притока, прежде всего, сторонников рериховского учения, которые понимают глубинный смысл проводимой оккультной работы.