События > Малороссия

Украинское православие после Владимира


17/08/14. Журналист Александр Чаленко – о политической подоплеке перемен в руководстве Украинской православной церкви

Итак, московская партия победила. Новым предстоятелем Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) и митрополитом Киевским избран митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, твердый сторонник единства украинского православия с Москвой. За него на соборе епископов отдали свои голоса 48 архиереев. Онуфрий - третий глава УПЦ МП. Первыми двумя были анафематствованный в начале 90-х митрополит Филарет (ныне он «патриарх» непризнанного ни одной православной конфессией в мире Киевского патриархата) и правивший церковью 22 года этим летом почивший в Бозе митрополит Владимир.

За ближайшего соперника Онуфрия управделами УПЦ МП митрополита Антония отдано 25 голосов. С одной стороны Антония называют сторонником Москвы, а с другой – характеризуют как человека «и вашим, и нашим».

А вот за винницкого митрополита Симеона отдан всего один голос. Последний был «кандидатом Порошенко». Напомню, что Винницкая область, в которой находится епархия Симеона, - это вотчина нынешнего украинского президента. К тому же, Симеон был фактически кандидатом автокефалистской партии внутри УПЦ, которая выступает за разрыв с Москвой и создание украинской поместной церкви. Он - яростный украинизатор. Требовал от священников своей епархии перевода службы на украинский язык. У ослушников же отнимал приходы.

Сначала на соборе было рейтинговое голосование, на котором Онуфрий получил 41 голос, Антоний – 24, а автокефалист Симеон - 9 голосов. Таким образом, мы можем точно определить количество сторонников разрыва с Москвой среди украинских архиереев.

Но надо знать трусливую психологию части украинского епископата. Они всегда с теми, кто сильнее. Поэтому, поняв, что новым митрополитом станет Онуфрий, семь автокефалистов, видимо, боясь быть лишенными своих кафедр, переметнулись на его сторону.

В общем, выборы наглядно продемонстрировали, что подавляющее большинство украинских епископов воспринимают УПЦ как составную часть Русской православной церкви. Русские патриоты, как Украины, так и Российской Федерации, могут теперь вздохнуть спокойно: ни новым киевским властям, ни автокефалистскому и националистическому подполью внутри УПЦ МП не удалось поставить во главе церкви своего ставленника.

Надо понимать, что в украинском каноническом православии существуют два течения: «московская партия» и «автокефалистская».

«Московская» самая сильная, так как не только большинство епископата, но и практически все монастыри, простые батюшки и православные миряне никакой «самостийной» украинской церкви не желают и считают патриарха Кирилла главным предстоятелем своей церкви.

В отличие от «московской», «автокефалистская» партия малочисленна. Она не имеет влияния ни на мирян, ни на священников, ни на монастыри. Ее влияние было обусловлено только тем, что ей покровительствовал сам покойный митрополит Владимир, любивший стихи богохульника Шевченко и ношение вышиванок. А вот непосредственным главой автокефалистов считается любимчик Владимира – молодой и симпатичный митрополит Александр (Драбинко). Одиознейшая личность. Человек, которого ненавидит почти весь епископат УПЦ. Человек, в течение всего 6-7 лет сделавший головокружительную церковную карьеру, пройдя путь от простого келейника Владимира до митрополита. Если бы не Владимир, Драбинко давно бы закончил свою карьеру. И только покровительство престарелого и больного киевского митрополита спасало «Сашу» (так его называют за глаза) от «расправы».

Драбинко - западенец. С бандеровской Волыни. Украинский - его родной язык. Москва для него – это вражеская территория. Киевская же митрополия должна получить независимость.

В силу того, как я уже говорил выше, что подавляющее большинство украинской церкви – это фактически «московская партия», автокефалисты не могли действовать открыто. К тому же, как организованная команда они появились только во времена президентства Ющенко. Никогда публично не декларировали свои цели, так как были бы в этом случае из церкви изгнаны. Поэтому им приходилось действовать тайно, исподтишка...

Например, они выступали за снятие анафемы с Мазепы. Мол, анафема – это дело церковное, а не политическое. Изменив Петру, Мазепа ведь не совершил никакого церковного преступления. Значит, с него надо снять клятвы.

Драбинковцы расправлялись с руководителями православных братств, которые были против оранжевых, обвиняя их в недопустимом в церкви «политическом православии».

Именно с их подачи и с помощью обыкновенной хитрости УПЦ во времена Ющенко сделала заявление, в котором «голодомор» 30-х годов был назван «геноцидом украинского народа». Они публиковались в изданиях, специализирующихся на церковной проблематике, где поливали грязью патриарха Кирилла и Русскую церковь. Поддержали оба Майдана. Хотели внести в Устав УПЦ МП новые положения, которые делали бы УПЦ более независимой от Москвы, но им этого вовремя не дали этого сделать. Они хотели объединения с неканоническим Киевским патриархатом. Но и этого им не дали сделать.

Во время нынешнего собора, избравшего Онуфрия, они попытались даже организовать «церковный» Майдан. Правда, у них ничего не вышло из этого. На акцию собралось всего 200 человек.

Видимо, приход Онуфрия будет означать конец автокефалистов. Что касается Онуфрия, то его авторитет в церкви очень высок. Его считают настоящим монахом. Смиренным и большим молитвенником. Его даже за эти качества окрестили председателем «партии святых».

Перед Онуфрием сейчас стоит тяжелая задача уберечь церковь как от давления нынешних прозападных киевских властей, так и от украинских националистов, которые порываются, например, отобрать у УПЦ такие святыни Русского православия, как Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры, и передать их Киевскому патриархату. Для украинских националистов Онуфрий и УПЦ – это пятая колонна Кремля.

Поэтому, видимо, Онуфрий, сохраняя единство с Москвой, будет действовать осторожно и осмотрительно. Например, заявляя, что украинская церковь выступает за целостность Украины и против сепаратизма.

Но вот, что интересно, в связи с нынешними событиями на Украине. Надо ведь понимать, что раскол и распад ждет не только саму Украину, но и Украинскую Православную церковь. Если состоится Новороссия, то Онуфрий, скорее всего, утратит свою юрисдикцию над этой территорией. Что же в таком случае ждет УПЦ МП? Вот на этот вопрос пока ответа нет.

http://izvestia.ru/