Источник:

ПРАВДА.Ру

Греко-католики переехали в Киев и подлили масло в несколько огней

 

Ссылки:

23.08.2005

Пока в Кёльне новый Папа Римский Бенедикт XVI выступал на Всемирном форуме католической молодёжи, резко активизировались его подчинённые на Украине. В воскресенье состоялся переезд архиепископа Украинской Греко-католической церкви Любомира Гузара из Львова в Киев. Это уже вызвало акции протеста со стороны верующих Украинской православной церкви Московского патриархата. Данный шаг неминуемо приведёт к резкому обострению как отношений между РПЦ и Ватиканом, так и религиозной и политической обстановки на Украине.

Перенесение управления Украинской Греко-католической церкви из Львова в Киев прошло накануне. Любопытно, что резиденцией в Киеве греко-католики избрали место, находящееся напротив Киево-Печерской лавры – главной святыни не только Украинской православной церкви Московского патриархата, но и Русской православной церкви вообще. Естественно, торжественная процессия была встречена крупными пикетами представителей Прогрессивной социалистической партии Натальи Витренко, партий «Братство» Дмитрия Корчинского и «Держава» экс-генпрокурора Геннадия Васильева. Завершить церемонию удалось только благодаря милиции, сумевшей разделить два шествия, переросших в митинги.

Ещё интереснее то, что переезд совпал с первой пасторской поездкой нового Папы Римского Бенедикта XVI в родную Германию, где на форуме католической молодёжи он призвал к активизации диалога с другими христианскими конфессиями. Видимо, подчинённые бывшего кардинала Йозефа Ратцингера в Львове по-своему восприняли его слова. Архиепископ Любомир Гузар, громко агитировавший в ходе выборов президента за Виктора Ющенко, знал о последствиях такого шага. «Я не пугаюсь того, что возникла такая реакция. Согласно церковному праву и человеческой логике в любом государстве центр любой христианской или другой религиозной общины должен быть в столице. Все другие церкви или религиозные организации имеют центры тут (в Киеве), и их присутствие, насколько я знаю, не возбуждает какого-то особого противостояния», - заявил он в интервью украинскому «5-му каналу».

Реакция различных сторон оказалась диаметрально противоположной. По словам Виктора Ющенко, у Греко-католической церкви есть полное право «искать местоположение своей кафедры и её право вести себя, исходя из точки зрения пропаганды своих идей. Если мы придерживаемся Библии, если относим себя к верующим, давайте возлюбим ближнего, с его чувствами и с его верой». Примерно в том же духе выразился и глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет. А вот реакция Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго была предсказуемо жёсткой: «Это, несомненно, недружественные шаги, которые внесут еще большее напряжение в отношения с Украинской греко-католической церковью и с Римским Престолом". Ни с исторической точки зрения, ни с точки зрения церковных правил и канонов эти действия не могут быть оправданы", – подчеркнул Патриарх.

А теперь обратимся к истории. Как известно, Греко-католическая церковь родилась в 1596 г. в результате подписания т.н. Брестской унии. Она была подчинена Папе Римскому, но сохранила славянский язык в богослужении и некоторые православные обряды, и рассматривалась Ватиканом как первый шаг к переходу в католичество всей Украины. Но если на Западе Украины населения приняло новую организацию, то на Востоке предпочли придерживаться канонического православия, что переросло в 1648-1654 гг. в войну украинских казаков с Польшей под предводительством Богдана Хмельницкого. Греко-католическая метрополия была тогда открыта в Киеве сознательно – в Ватикане отлично знали, что именно Киев был центром не только украинского, но и всего православия, – ведь именно в нём князь Владимир Святой крестил Русь. При этом отметим, что в Слобожанщине (Харьков), в Донбассе, в Крыму и Новороссии (Одесса) Греко-католическая церковь вообще не действовала.

В дальнейшем Греко-католическая метрополия переехала в столицу вошедшей в состав Австрии Галиции - Львов, где и по сей день проживает подавляющее большинство греко-католиков. На остальной же Украине большая часть населения, принявшая унию, отчасти добровольно, отчасти принудительно вернулась в лоно православия. После присоединения Западной Украины к СССР Греко-католическая церковь была ликвидирована и восстановлена в конце 1980-х гг. с местопребыванием в Львове. После развала СССР греко-католики повели экспансию на другие территории страны, где процент греко-католиков был ничтожен. При этом в Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской области местными националистами из числа ревностных греко-католиков были закрыты почти все православные храмы. В определённом смысле союзниками греко-католиков стали Украинская православная церковь Киевского патриархата и т.н. автокефалы, в которые объединилась часть порвавшего с РПЦ украинского духовенства.

Последние фактически получили государственную поддержку и вместе с греко-католиками приступили к захвату храмов, принадлежащих РПЦ, по всей Украине. Дело порой доходило до рукоприкладства, обстановка накалялась. Использование религиозной карты политиками неминуемо превратило вопрос о церкви в политический – ведь автокефалия Украинского патриархата не была признана другими церквями мира. Большая часть верующих – на востоке, юге и местами в центре Украины остались верны РПЦ. И вот националистически настроенная часть руководства страны, видя, что Киевский патриархат не сумел привлечь к себе большую часть православных верующих, не обеспечил «необходимый уровень» дерусификации и не стал духовной опорой «незалежной Украины», похоже, решила сделать таковой Греко-католическую церковь.

В том, что перенесение центра греко-католицизма из Львова в Киев является политической акцией, едины практически все украинские политологи. В связи с этим Центр исследований политических ценностей обратился к экспертам в сфере религии и политики с вопросом: «Приведет ли перенесения центра Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев к обострению межконфессиональной борьбы на Украине?». Их ответы, как и ожидалось, оказались диаметрально противоположными – в зависимости от их политических пристрастий.

Так, ярый сторонник такого шага, вице-ректор Украинского Католического Университета Мирослав Маринович считает, что «перенесение центра является справедливым актом по отношению к Украинской Греко-католической церкви. Это является потребностью роста этой церкви, ее развития. Протесты, которые сегодня звучат, вызваны, прежде всего, политическими аргументами – не церковными, не духовными, а политическими». Ему вторил глава проводившего опрос Центра исследований политических ценностей Олесь Доний: «Перенесение центра Украинской Греко-католической церкви из Львова в Киев – это внутреннее дело самой УГКЦ. Некоторые политики и отдельные иерархи УПЦ Московского патриархата, очевидно, ещё не осознают, что Украина – это отдельное государство и в то же время единая страна. «Киевоцентричность», то есть ориентация украинских регионов на свою столицу, является позитивной тенденцией, которая имеет целью перебороть традицию более тесных связей отдельных городов больше с Москвой, нежели с Киевом, которая бытовала во времена СССР».

Менее оптимистичен директор Института глобальных стратегий Вадим Карасёв: «Уже намерения перенести сюда кафедру Греко-католической церкви обострили межконфессиональную ситуацию и повысили градус политического напряжения.. Но если говорить о каких-то массовых выступлениях и формировании в Украине какого-то затяжного межконфессионального кризиса, то этого не будет. Но то, что конфессиональные проблемы будут более ощутимыми, более рельефными в предвыборной кампании, - это, безусловно, будет иметь место». А глава правления Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко считает, что «в Москве и в Киеве сторонники Московского патриархата всегда побаивались и противостояли усилению, как они говорили, экспансии католицизма на Украину. Они действительно будут воспринимать перенесение резиденции УГКЦ как проявление этой экспансии. Потому опредёленное обострение отношений, полемика на этот счёт просто неминуемы».

Наиболее пессимистичен близкий к оппозиционной СДПУ (о) директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Он твёрдо уверен, что обострение межрелигиозных споров обязательно произойдёт, и полагает, что вся ответственность за это ложится на руководство страны. «Дело в том, что значительное количество православных верующих достаточно давно с настороженностью относилось к такой идее. И сегодня, мне представляется, будет более определенной позиция относительно украинской власти, которая фактически способствовала этому», - говорит Погребинский.

Так или иначе, но вопрос Украины, 15 лет бывший главным камнем преткновения в отношениях между РПЦ и Ватиканом, вновь осложнил их. Православные верующие не только на Украине, но и в России сочтут личным оскорблением появление греко-католической резиденции напротив своей главной святыни – Киево-Печерской лавры - и увидят в этом новую волну происков Ватикана. Это подозрение усиливается тем, что скандальный переезд из Львова совпал с первой пасторской поездкой нового Папы, и здесь вполне можно усмотреть ужесточение линии Римского Престола по отношению к РПЦ. Тем более что в некоторых районах современной Украины греко-католиков не было никогда.

Что же до самой Украины, то вопрос о положении в стране той или иной конфессии, и так остро стоящий на повестке дня, обещает стать одним из главных в ходе предстоящей предвыборной кампании по выборам депутатов Верховной Рады. А это, в свою очередь, может ещё углубить наметившуюся трещину между Западом страны, с одной стороны, и Югом и Востоком, с другой. Особая роль тут будет принадлежать Центру и, прежде всего, Киеву – в самом широком смысле этого слова. Ведь вокруг религиозного спора оформление двух, а то и трёх украинских наций с разным самосознанием может пойти ещё более быстрыми темпами, и искусственность существования Украины в нынешних границах как унитарного государства станет ещё очевиднее. Слишком уж непохожи Львов и Донецк.

Иван Шмелев

http://www.pravda.ru/world/2005/5/73/207/20631_GREKKATOLIK.html