Автор:

Серафим Саров

Духовные наставления преподобного Серафима мирянам и инокам

Часть 1

Ссылки:

1. О Боге

Бог есть огнь, согревающий и разжизающий1 сердца и утробы2. Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенной любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника.

Отцы написали, когда их спрашивали: “Ищи Господа, но не испытуй, где живет”.

Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, - мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.

Бог являет нам Свое человеколюбие не только в тех случаях, когда мы добро делаем, но и тогда, когда оскорбляем грехами и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония, и когда наказывает3, как благоутробно4 наказывает!

“Не называй Бога правосудным, - говорит преподобный Исаак5, - ибо в делах твоих не видно Его правосудия6. Правда, Давид называл Его и правосудным, и правым7, но Сын Его показал нам, что Бог паче8 благ и милостив... Где Его правосудие? В том, что мы грешники, и Христос умер за нас” (Прп. Исаак Сирин. Сл. 90).

Поколику9 человек совершенствуется здесь пред Богом, потолику10 вслед Его ходит; в истинном же веке11 Бог явит ему лице Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, видят образ Его как в зерцале12, а там13 удостоятся зреть явление истины.

Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его, ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.

О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть ведение тайн Божиих?

________________________________________________________________________

1 Разжизающий - воспламеняющий.

2 Сердца и утробы - здесь: все расположения и движения души и сердца.

3 Наказывает - наставляет, смиряет, поучает.

4 Благоутробно - милосердно, сострадательно.

5 Преподобный Исаак Сирии (2 пол. VII в.), сирийский отшельник, широко известен своими творениями. Память - 12 апреля.

6 Ибо в делах твоих не видно Его правосудия - ибо правосудие Его не познается на твоих делах.

7 Правосудным и правым - справедливым и праведным (см. Пс. 118, 137).

8 Паче - более.

9 Поколику - поскольку.

10 Потолику - постольку.

11 В истинном веке - в будущем веке, в вечной жизни.

12 В зерцале - в зеркале, здесь: гадательно (см. 2 Кор. 3, 18).

13 Там - т. е. в будущем веке.

_________________________________________________

2. О таинстве Святой Троицы

Чтобы воззреть к Святейшей Троице, надобно просить о сем учивших о Троице святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого1, ходатайство которых может привлечь на человека благословение Святейшей Троицы, а самому прямо взирать надобно остерегаться.

________________________________________________________________________

1 Святитель Василий Великий (329-379) - архиепископ Кесарии Каппадокийской (восточная часть Малой Азии). Имел об ширные познания в философии, филологии, естественных науках. Глубоко изучил и Священное Писание. В юности подвизался вместе со своим другом - Григорием (впоследствии - святителем Григорием Богословом). Известны его “Беседы на Шестоднев” (о шести днях творения мира), догматические сочинения, уставы монашеской жизни, а также молитвы и чин Божественной литургии. Память - 1 и 30 января.

Святитель Григорий Богослов (329-389) - великий отец и учитель Церкви. Родом из Каппадокии. Получил разностороннее образование. Своим другом, святителем Василием Великим, был посвящен в епископы. Автор множества трудов в защиту Православия, блестящий проповедник. Память - 25 и 30 января.

Святитель Иоанн Златоуст (347—407) - один из трех вселенских святителей, вместе со святыми Василием Великим и Григорием Богословом. Приняв монашество, которое он называл “истинной философией”, он удалился в пустыню. Позже стал архиепископом города Константинополя (теперь - г. Стамбул). Обладал редким даром боговдохновенного слова, за что от своей паствы получил наименование “Златоуст”. Им составлены священные песнопения, молитвы и чин Божественной литургии, а также введено за всенощным бдением антифонное пение (попеременное пение двух хоров). Отошел ко Господу со словами:

“Слава Богу за все!” Память - 27 и 30 января и 13 ноября.

_____________________________________________________________________

3. О причинах Пришествия в мир Иисуса Христа

Причины пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божия, суть:

1. Любовь Божия к роду человеческому: Тако бо возлюби' Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть (Ин. 3, 16).

2. Восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия, как о том воспевает Святая Церковь (1-й канон на Рождество Господне. Песнь 1-я): Истлевша преступлением по образу Божию бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель2.

3. Спасение душ человеческих: Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови. но да спасется Им мир3- (Ин. 3, 17).

Итак, мы, следуя цели Искупителя нашего Гос-пода Иисуса Христа, должны жизнь свою препро-вождать согласно Его Божественному учению, дабы чрез сие4 получить спасение душам нашим.

________________________________________________________________________

1 Тако бо возлюби - ибо так возлюбил.

2 В русском переводе: [Человека,] истлевшего вследствие преступления. но созданного по образу Божию, всецело подвергшегося порче, отпавшего от высшей Божественной жизни, опять восстанавливает мудрый Создатель.

3 В русском переводе: Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

4 Дабы чрез cue - чтобы через это.

_________________________________________________

4. О вере

Прежде всего должно веровать в Бога, яко есть, и взыскающым Его Мздовоздатель бывает1 (Евр. 11, 6).

Вера, по учению преподобного Антиоха2, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, то есть Крестом, [с] помощию вервия3, то есть благодати Духа Святого.

Вера без дел мертви есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смире-ние4 упокоение от всех дел5, как и Бог почил от Своих дел6 несение креста и жизнь по духу7. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела8.

________________________________________________________________________

1 В русском переводе: Что Он есть и ищущим Его воздает.

2 Преподобный Антиох Палестинский (VI - нач. VII в.), монах палестинской лавры св. Саввы. Им был издан труд “Пандекты”, в котором (в сокращенном виде) изложена вся суть христианского учения: осуждение пороков и восхваление добродетелей. В своей книге преподобный Антиох сочетал использование текстов Священного Писания и древних богословов. Память - 24 декабря.

3 [С] помощию вервия - букв.: с помощью веревки.

4Ср. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

5 Имеется в виду, конечно, не буквально отдых от всех дел, а отсутствие излишней заботы о них, хлопот. Ср. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 33-34).

6 См. Быт. 2, 2.

7 Ср. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас... А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности (Рим. 8, 9-10).

8 См. Иак. 2, 17: Так и вера. если не имеет дел, мертва.

__________________________________________________

5. О надежде

Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света.

Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упование свое возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвой лишь тогда, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, то такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет.

Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет1 сей надежды. Она-то вполне умиротворит его и вольет в него радость. О сей-то надежде сказали святейшие уста Спасителя: Приидите ко Мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы2 (Мф. 11, 28), то есть надейся на Меня и утешишься от труда3 и страха.

В Евангелии от Луки сказано о Симеоне: И бе ему обещанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня4 (Лк. 2, 26). И он не умертвил надежды своей, но ждал вожделенного Спасителя мира и, с радостью приняв Его на руки свои, сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, идти в вожделенное для меня Царствие Твое, ибо я получил надежду мою - Христа Господня5.

________________________________________________________________________

1 Доколе не стяжет - пока не приобретет.

2 В русском переводе: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

3 Труд - здесь: страдание, трудности. Ср. Пс. 89, 10: Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет: и самая лучшая пора их - труд и болезнь.

4 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

5 См. Лк. 2, 29-32: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

_____________________________________________________

6. О любви к Богу

Стяжавший совершенную любовь существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл все другие привязанности.

Кто себя любит, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.

Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле сей, ибо в своем стремлении к Богу душою и умом созерцает только Его Одного.

Душа, исполненная любви Божией, и во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного1, но со Ангелами возлетит как бы от чужой страны на родину.

____________________________________________________________

1 Князя воздушного - князя мира сего, то есть диавола.

________________________________________________

7. О страхе Божием

Человек, решившийся проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий1, который есть начало мудрости2.

Пусть будут в уме его всегда напечатлены сии пророческие слова: Работайте3 Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом (Пс. 2, 11).

Он должен проходить путь свой с крайней осторожностью и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтобы не отнеслось к нему сие страшное определение Божие: Проклят [человек] творяй4 дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10).

Благоговейная осторожность здесь нужна потому, что cue море (то есть сердце со своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания) великое и пространное: memo гади, ихже честь числа5 (то есть помыслы суетные, неправые и нечистые - порождения злых духов).

Бога бойся, - говорит Премудрый6, - и заповеди его храни (Еккл. 12, 13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен.

[Есть] два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай.

Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.

________________________________________________________________________

1 Страх Божий - постоянное памятование о Боге, боязнь нарушить Его волю. Его заповеди.

2 См. Пс. 110, 10: Начало мудрости - страх Господень.

3 Работайте - служите.

4 Творяй - творящий.

5 В русском переводе: Это -море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым чет числа (Пс. 103, 25).

6 Премудрый - царь Соломон, автор Книги Екклесиаста, или Проповедника.

_______________________________________________

8. О хранении познанных истин

Не должно без нужды другому открывать сердца своего1; из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну.

Когда мы сами не сохраняем ее в себе, то как можем надеяться, что она может быть сохранена другим.

С душевным человеком надобно говорить о человеческих вещах; с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных2. Исполненные духовною мудростию люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря, сообразны ли слова его с волею Божиею, и по тому делают о нем заключение.

Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно; особенно, когда в них не примечается и желания к слушанию.

Надобно в сем случае следовать учению святого Дионисия Ареопагита3: “Соделавшися сам божествен божественных вещей познанием, и в тайне ума святая сокрыв от неосвященного народа, яко единообразная, храни: не бо праведно есть, якоже Писание глаголет, повергнути в свиния умных маргаритов чистое, световидное и драгоценное благоукрашение”4 (Сщмч. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. Гл. 2).

Надобно содержать в памяти слово Господне:

Ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не пonеpуm их ногами своими и вращшеся расторгнут вы5 (Мф. 7, 6).

А потому всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований.

В противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному учению святого Исаака Сирина, “лучше есть помощь, яже от охранения... паче помощи, яже от дел”6 (Прп. Исаак Сирин. Сл. 89).

Когда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно в славу Божию действовать должно по глаголу: (Аз) прославляющыя Мя прославлю7 (1 Цар. 2, 30), потому что путь уже открылся.

________________________________________________________________________

1 См. Сир. 8, 22: Не открывай всякому человеку твоего сердца.

2 См. 1 Кор. 2, 14-15: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

3 Священномученик Дионисий Ареопагит был первым епископом Афинским. Упоминается в книге Деяний Святых Апостолов: Некоторые же мужи, пристав к нему [к Апостолу Павлу], уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними (Деян. 17, 34). Принял мученическую кончину за Христа.

4 В русском переводе: “Сделавшись сам божественным из-за познания божественных вещей и в тайнике ума скрыв от непосвященных людей святое [знание], храни его уединенным, ибо неправедно, как говорит Писание, бросить перед свиньями чистое, сияющее и драгоценное украшение из духовных жемчужин”.

5 В русском переводе: Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

6 Лучше есть помощь, яже от охранения... паче помощи, яже от дел - помощь предосторожности важнее помощи самих дел..

7 Я прославлю прославляющих Меня.

______________________________________________

9. О многословии

Одного многословия с теми, которые противных1с нами нравов, довольно2 расстроить внутренность внимательного человека.

Но всего жалостнее то, что от сего может погаснуть тот огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел воврещи на землю3 сердец человеческих, ибо “ничтоже тако устужает огнь, от Святого Духа вдыхаемый в сердце инока к освящению души, якоже сообращение и многословие и собеседование, кроме оного, еже со чады таин Божиих, еже к возвращению разума Бго и приближению”4 (При. Исаак Сирин. Сл. 8).

Особенно же должно хранить себя от обращения с женским полом, ибо как восковая свеча, хотя и незажженная, но поставленная между зажженными, растаивает, так и сердце инока от собеседования с женским полом неприметно расслабевает, о чем и святой Исидор Пелусиот5 говорит так: “Аще (глаголющу Писанию) кия беседы злы... тлят обычаи благи6, то беседа с женами, аще и добра будет, обаче сильна есть растлити внутреннего человека тайно помыслы скверными, и чисту сущу телу, пребудет душа осквернена: что бо твердее есть камене; что же воды мягчае; обаче всегдашнее прилежание и естество побеждает: аще убо естество, едва подвижимое, подвизается, и от тоя вещи, юже имать ни во чтоже, страждет и умаляется, то како воля человеческая, яже есть удобь колеблема, от обыкновения долгого не будет побеждена и превращена”7 (Прп. Исидор Пелусиот. Письмо 284).

А потому для сохранения внутреннего человека надобно удержать язык от многословия: муж же мудр безмолвие водит8 (Притч. 11, 12) и иже9 хранит своя уста, соблюдает свою душу (Притч. 13, 3) и помнить слова Иова: Завет положих очима моима, да не помышлю на девицу10 и слова Господа Иисуса Христа: всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем11 (Мф. 5, 28).

Не выслушав прежде от кого-либо о каком-либо предмете, отвечать не должно: Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение12 (Притч. 18, 13).

________________________________________________________________________

1 Противных - противоположных.

2 Довольно - достаточно, чтобы.

3 См. Лк. 12, 49: Огонь пришел Я низвести на землю.

4 В русском переводе: “Ничто так не охлаждает огня, вдыхаемого в сердце инока Святым Духом к освящению души, как обращение с людьми, многоглаголание и всякая беседа, кроме беседы с чадами тайн Божиих, способствующей к приращению ведения Божия и к сближению с Богом”.

5 Преподобный Исидор Пелусиот (IV-V вв.) - христианский подвижник родом из Александрии. Удалился в монастырь около города Пелусия на Ниле. Был его настоятелем. Под влиянием святителя Иоанна Златоуста написал множество писем и поучений. Пользовался уважением многих епископов и императоров, которые приходили к нему за благословением. Память - 4 февраля.

6 См. 1 Кор. 15, 33: Худые сообщества развращают добрые нравы.

7 В русском переводе: “Если (как говорит Писание) худые сообщества развращают добрые правы, то беседа с женщинами, хотя и добра будет, сильна, впрочем, втайне растлить внутреннего человека скверными помыслами, и в то время как тело будет чисто, душа осквернится. Ибо что тверже камня? И что мягче воды? Но непрестанное усердие и природу побеждает: так что если естество (камня), едва поддающееся движению, движется (водою), и из-за нее, которую ни во что не ставит, разрушается и уменьшается, то как легко колеблемая человеческая воля не будет побеждена и изменена долговременной привычкой?”

8 В русском переводе: Разумный человек молчит.

9 Иже - тот, кто.

10 В русском переводе: Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице (Иов 31, 1).

11 В русском переводе: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

12 В русском переводе: Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.

______________________________________________

10. О молитве

Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного; в часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя грешнаго; или же прибегать собственно ко Пресвятой Богородице, молясь: Пресвятая Богородице, спаси нас, или говорить поздравление ангельское: Богородице Дево, радуйся... Таковым упражнением при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Ибо, по словам святого Исаака Сирина, “без непрестанной молитвы ты не можешь приблизиться к Богу”-(Прп. Исаак Сирии. Сл. 69).

Образ молитвы весьма хорошо расположил святой Симеон Новый Богослов1 (см. Добротолюбие. Т. 5. Прп. Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах внимания и молитвы).

Достоинство же оной2 очень хорошо изобразил святой Златоуст: “Велие, - говорит он, - есть ору-жие молитва, сокровище неоскудно, богатство никогда же иждиваемо, пристанище безволненно, тишины вина и тьмам благих корень, источник и мати есть”3 (Свт. Иоанн Златоуст. Маргарит. Сл. 5. О непостижимом, против Аномеев).

В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами во внутреннем внимании; открывать же очи разве тогда, когда уныешь или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую пред ним свечу.

Если в молитве случится плениться умом в расхищение мыслей4, тогда должно смириться пред Господом Богом и просить прощения, говоря: “Согреших. Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы”. Потому всегда должно стараться, чтоб не предавать себя рассеянию мыслей, ибо чрез сие уклоняется душа от памяти Божией и любви Его по действию диавола, как святой Макарий5 говорит:

“Все супостата нашего тщание сие есть, да мысль нашу от памятования о Боге и страха и любви отвратит”6 (Прп. Макарий Египетский. Сл. 2. Гл. 15).

Когда же ум и сердце будут соединены в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссиявает свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека.

О всем мы должны благодарить Господа и предавать себя Его воле; должны также представлять Ему все свои мысли, слова и деяния и стараться, чтобы все служило только к Его благоугождению.

________________________________________________________________________

1 Преподобный Симеон Новый Богослов (1032) - автор христианских поучений, или Слов. Родом из Галаты, получил воспитание в Константинополе. Был игуменом обители св. Маманта. Память - 12 марта и 12 октября.

2 Оной - ее (молитвы).

3 В русском переводе: “Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство неистощимое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва - корень, источник и мать бесчисленных благ”.

4 Плениться умом в расхищение мыслей - здесь: отвлечься умом на что-либо, отвлекающее от молитвы (см. следующий абзац).

5 Преподобный Макарий Египетский, именуемый Великим (300-390), египетский пустынножитель, ученик преподобного Антония Великого - основателя пустынножительства и отца монашества. Автор молитв и духовных бесед. Память - 19 января.

6 В русском переводе: “Все старание нашего противника (т. е. диавола) заключается в том, чтобы отвлечь ум наш от памятования о Боге, от страха Божия и от любви Божией”.

__________________________________________________

11.О слезах

Все святые и отрекшиеся [от] мира иноки во всю жизнь свою плакали, в чаянии1 вечного утешения, по уверению Спасителя мира: Ближени плачущий: яко тии2 утешатся (Мф. 5, 4).

Так и мы должны плакать об оставлении грехов наших. К сему да убедят нас слова Порфироносного Пророка3: Ходящий хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя4 (Пс. 125, 5-6) и слова Исаака Сирина: “Омочи ланиты свои плачем очию твоею, да почиет на тебе Святый Дух, и омыет тя от скверны злобы твоея. Умилостиви Господа твоего слезами, да приидет к тебе”5 (Прп. Исаак Сирин. Сл. 68. Об отречении от мира).

Когда мы плачем в молитве и к слезам примешивается смех, то это от диавольской хитрости. Трудно постигнуть тайные и тонкие действия врага нашего.

У кого текут слезы умиления, у того сердце озаряется лучами Солнца Правды - Христа Бога.

________________________________________________________________________

1 В чаянии - в ожидании, надежде.

2 Яко тип - ибо они.

3 Порфироносного Пророка - царя и пророка Давида, автора Псалтири.

4 В русском переводе: Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена свои возвратится с радостию, неся снопы свои.

5 В русском переводе: “Омочи ланиты (щеки) свои слезами очей твоих, чтобы почил в тебе Святой Дух и омыл тебя от скверны порока твоего. Умилостиви Господа твоего слезами, чтобы пришел к тебе”.

_________________________________________________________

12. О печали

Когда злой дух печали овладеет душою, тогда, наполнив ее горестью и неприятностью, не дает ей совершать молитву с должным усердием, мешает заниматься чтением Писаний с надлежащим вниманием, лишает ее кротости и благодушия в обращении с братиями и рождает отвращение от всякого собеседования. Ибо душа, исполненная печали, делаясь как бы безумной и исступленной, не может спокойно ни принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы. Она убегает людей, как бы виновников ее смущения, не понимая, что причина болезни внутри нее. Печаль есть червь сердца, грызущий рождающую его мать.

Печальный монах не движет ума к созерцанию и никогда не может совершать чистой молитвы.

Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали1.

Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел.

Как огонь очищает золото, так печаль... по Бозе2 очищает греховное сердце (Прп. Антиох. Сл. 25).

________________________________________________________________________

1 Обличается от печали - обнаруживается, делается явным печалью.

2 В русском переводе: Печаль ради Бога (2 Кор. 7, 10).

_________________________________________________________

 

13.О скуке и унынии

С духом печали неразлучно действует и скука. Она, по замечанию отцов, нападает на монаха около полудня и производит в нем такое страшное беспокойство, что несносны ему становятся и место жительства, и живущие с ним братия, а при чтении возбуждается какое-то отвращение, и частая зевота, и сильная алчба1. По насыщении чрева демон скуки внушает монаху помыслы выйти из келии и с кем-нибудь поговорить, представляя, что не иначе можно избавиться от скуки, как непрестанно беседуя с другими. И монах, одолеваемый скукою, подобен пустынному хворосту, который то немного остановится, то опять несется по ветру. Он как безводное облако, носимое ветром2.

Сей демон, если не может извлечь монаха из келии, то начинает развлекать ум его во время молитвы и чтения. Это, говорит ему помысл, лежит не так, а это не тут, надобно все привести в порядок, и это все делает для того, чтобы ум сделать праздным и бесплодным.

Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением; потому что и рождается она от малодушия, и праздности, и празднословия (Прп. Антиох. Сл. 26; Прп. Исаак Сирин. Сл. 30).

Трудно избежать ее начинающему жизнь монашескую, ибо она первая нападает на него. Потому прежде всего и должно остерегаться ее посредством строгого и беспрекословного исполнения всех возлагаемых на послушника обязанностей. Когда занятия твои придут в настоящий порядок, тогда скука не найдет места в сердце твоем. Скучают только те, у кого дела не в порядке. Итак, послушание есть лучшее врачевство против сей опасной болезни.

Когда одолевает тебя скука, то говори себе, по наставлению преподобного Исаака Сирина: “Снова вожделеваешь ты нечистоты и срамной жизни. И если тело скажет тебе: “Великий грех самому себя убивать”, - то отвечай ему: “Сам себя убиваю потому, что не могу жить нечисто. Умру здесь, чтобы не увидеть мне истинной смерти души моей, смерти для Бога. Лучше мне умереть здесь ради непорочности и не жить худой жизнию в мире. Произвольно избрал я смерть сию за грехи свои. Сам себя умерщвляю, потому что согрешил я Господу; не буду более прогневлять Его. Что мне в жизни далекой от Бога? Буду терпеть озлобления сии, чтобы не быть отчужденным от небесной надежды. Что Богу в моей жизни в этом мире, если живу в нем худо и прогневляю Бога”? (Прп. Исаак Сирин. Сл. 22).

Иное - скука, и иное - томление духа, называемое унынием. Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от него рождается всякое зло. “Есть уныние естественное, - учит святой Варсонофий3, - от бессилия, и есть уныние от беса. Если хочешь распознать их, распознавай так: бесовское приходит прежде того времени, в которое должно дать себе отдохновение, ибо, когда человек начнет что-нибудь делать, оно, прежде нежели совершится треть или четверть дела, нудит его оставить дело и встать. Тогда не надобно слушать его, но должно сотворить молитву и сидеть за делом с терпением, и враг, видя, что человек об этом творит молитву, перестает бороть его, ибо он не хочет давать повода к молитве” (Прп. Варсонофий Великий. Отв. 559).

“Когда угодно Богу, - говорит святой Исаак Сирии, - подвергнуть человека большим скорбям, попускает впасть ему в руки малодушия. И оно порождает в человеке одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавленность души, и это есть вкушение геенны; этим наводится на человека дух исступления, из которого источаются4 тысячи искушений: смущение, раздражение, хула, жалоба на судьбу, превратные5 помыслы, переселение из одной страны6 в другую и тому подобное. Если спросишь:

“Что причиной всего этого?”, - то скажу: твое нерадение, ибо сам ты не позаботился взыскать врачества от этого. Врачество же от всего этого одно, при помощи только онаго7 человек находит скорое утешение в душе своей. Какое же это врачевство? Смиренномудрие сердца. Без него никто не возможет разорить оплот сих зол: скорее же найдет, что превозмогли над ним бедствия” (Прп. Исаак Сирин. Сл. 79). Уныние у святых отцов иногда называется праздностию, леностию и разленением.

________________________________________________________________________

1 Алчба - голод.

2 См. Иуд. 1, 12.

3 Преподобный Варсонофий Великий - египетский отшельник (конец V - конец VI века). В 1804 году на Афоне была издана книга, содержащая ответы Варсонофия на вопросы его учеников. Память - 6 февраля.

4 Источаются - происходят.

5 Превратные - развращенные.

6 Страны - здесь: места.

7 Онаго - которого.

________________________________________________

14. Об отчаянии

Отчаяние, по учению святого Иоанна Лествичника1, рождается или от сознания “множества гре-

 

_______________________________________________

хов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа по причине множества сих язв погружается и от тяжести их утопает в глубине безнадежия”, или “от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслуживают сего падения”. Первого рода отчаяние влечет человека во все пороки без разбора, а при отчаянии второго рода человек держится еще своего подвига, что, по словам Иоанна Лествичника, и несовместно разуму. Первое врачуется воздержанием и благой надеждой, а второе - смирением и неосуждением ближнего (Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Сл. 26. Отд. 89).

Господь печется о нашем спасении. Но человекоубийца диавол старается привести человека в отчаяние.

Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастьях, какие бы они ни были. Жизнь наша есть как бы дом искушений и пыток; но мы не отступим от Господа, доколе2 не повелит Он пытающим оставить нас и пока мы не будем оживлены терпением и твердым бесстрастием.

Иуда-предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться3, но Петр - твердый камень4, когда впал в грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы5 от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем.

“Итак, братие, - учит преподобный Антиох, -когда отчаяние будет нападать на нас, не покоримся ему, но, укрепляясь и ограждаясь светом веры, с великим мужеством скажем лукавому духу: “Что нам и тебе, отчужденный от Бога беглец с небес и раб лукавый? Ты не смеешь сделать нам ничего. Христос, Сын Божий, власть имеет и над нами, и над всеми. Ему согрешили мы, Ему и оправдаемся. А ты, пагубный, удались от нас. Укрепляемые Честным Его Крестом, мы попираем твою змииную главу” (Прп. Антиох. Сл. 27).

И с умилением будем молиться ко Господу: “Владыко Господи небесе и земли, Царю веков! Благоволи отверзти6 мне дверь покаяния, ибо я в болезни сердца молю Тебя, истинного Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа, света миру7. Призри многим Твоим благоутробием и приими моление мое; не отврати8 его, но прости мне, впавшему во многие прегрешения. Приклони ухо Твое к молению моему, и прости мне все злое, которое соделал я, побежденный моим произволением. Ибо ищу покоя, и не обретаю, потому что совесть моя не прощает меня. Жду мира, и нет во мне мира по причине глубокаго множества беззаконий моих. Услыши, Господи, сердце вопиющее к Тебе, не посмотри на мои злые дела, но призри на болезнь души моей и поспеши уврачевать меня, жестоко уязвленного [грехом]. Дай мне время покаяния ради благодати человеколюбия Твоего, и избавь меня от бесчестных дел, и не возмерь9 мне по правде Твоей и не воздай мне достойное но делам моим, чтобы мне не погибнуть совершенно. Услыши, Господи, меня, в отчаянии находящегося. Ибо я, лишенный всякой готовности и всякой мысли ко исправлению себя, припадаю к щедротам Твоим; помилуй меня, поверженного на землю и осужденного за грехи мои. Воззови меня, Владыко, плененного и содержимого моими злыми деяниями и как бы цепями связанного. Ибо Ты един ведаешь разрешать10 узников, врачевать раны, никому не известные, которые знаешь только Ты, ведающий сокровенное. И потому во всех моих злых болезнях призываю только Тебя - врача всех страждущих, дверь рыдающих вне11, путь заблудившихся, свет омраченных, искупителя заключенных, всегда сокращающего десницу Свою12 и удерживающего гнев Свой, уготованный на грешников, но ради великого человеколюбия, дающего время покаянию. Воссияй мне свет13 лица Твоего, Владыко, тяжко падшему, скорый в милости и медленный в наказании. И Твоим благоутробием простри мне руку и восставь меня из рва беззаконий моих. Ибо Ты Един Бог наш, не веселящийся (о) погибели грешников и не отвращающий лица Своего от молящегося к Тебе со слезами. Услыши, Господи, глас раба Твоего, вопиющего к Тебе, и яви свет Твой на мне, лишенном света, и даруй мне благодать, чтобы я, не имеющий никакой надежды, всегда надеялся на помощь и силу Твою. Обрати, Господи, плач мой в радость мне, расторгни вретище14 и препояшь меня веселием (Пс. 29, 12). И благоволи, да успокоюсь от вечерних дел моих, и да получу успокоение утреннее, как избранные Твои, Господи, от которых отбежали болезнь, печаль и воздыхание15, и да отверзется мне дверь Царствия Твоего, дабы, вошедше с наслаждающимися светом лица Твоего, Господи, получить мне жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь”.

________________________________________________________________________

1 Преподобный Иоанн Лествичник (VI в.) - синайский от-шельник, автор “Лествицы райской” - руководства к монашеской жизни. Память 30 марта.

2 Доколе - пока.

3 См. Мф. 27, 5.

4 См. Ин. 1,42 (Петр по-гречески - камень, по-арамейски - Кифа).

5 См. Мф. 26, 75: И выйдя вон, плакал горько

6 Отверзти - отворить.

7 См. Ин. 8, 12.

8 Не отврати - не отвергни, не отринь.

9 Не возмерь - не воздай.

10 Ведаешь разрешать - знаешь, как освобождать.

11 Буквально: дверь для плачущих вне (Чертога Небесного). Ср. Я есмь дверь (Ин. 10. 9); Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам: но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы (Лк. 13, 23-25).

12 Сокращающего десницу Свою - сдерживающего Свою правую руку; здесь: медлящего с наказанием.

13 Воссияй мне свет - озари меня светом.

14 Расторгни вретище - сними (с меня) рубище; рубище - покаянное или печальное одеяние.

15 См. Последование панихиды, кондак, глас 8-й.

_______________________________________________

15. О болезнях

Тело есть раб, а душа - царица, а потому часто милосердием Божиим бывает и то, когда тело изнуряется болезнями, ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя, да и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей.

Отними грех, и болезни оставят, ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает святой Василий Великий: “Откуда недуги? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же более всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам” (“Слово о том, что Бог не есть причина зол”).

От неспокойного и не в меру принужденного мысленного занятия бывает головная боль.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

Один старец, страдавший водяной болезнью, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: “Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее, ибо поколику1 внешний наш человек... тлеет, потолику2 внутренний... обновляется (2 Кор. 4, 16)”.

________________________________________________________________________

1 Насколько.

2 Настолько же.

________________________________________________

16. О терпении и смирении

Надобно всегда терпеть все, что ни случилось, Бога ради с благодарностью.

Наша жизнь - одна минута в сравнении с вечностью, и потому недостойны, по Апостолу, страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас1(Рим. 8, 18).

В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай тогда сердце свое.

Когда кто-нибудь уничижает или отнимает твою честь, то всеми мерами старайся простить ему по слову Евангелия: От взимающего твоя не истязуй2 (Лк. 6, 30).

Когда нас люди поносят, то мы должны считать себя недостойными похвалы, представляя себе, что, ежели3 бы мы были достойны, то все бы кланялись нам.

Мы всегда и перед всеми должны уничижать себя, следуя учению святого Исаака Сирина: “Уничижая себя, и увидишь в себе славу Божию” (Прп. Исаак Сирии. Сл. 57). Посему возлюбим смирение и узрим славу Божию, “ибо где произрастает смирение, там источается Божия слава” (Там же).

Не сущу свету, вся мрачна4: так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма.

Как воск, не разогретый и не размягченный, не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати добродетели Божией. Когда диавол оставил Господа, тогда Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4, 11). Так, если во время искушений несколько отходят от нас Ангелы Божий, то недалеко и скоро приступают и служат нам Божественными помышлениями, умилением, услаждением, терпением. Душа, потрудившись, стяжает и прочие совершенства. Почему святой пророк Исаия говорит: Терпящии же Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут5 (Ис. 40, 31).

Так терпел и кротчайший Давид, ибо, когда Семей поносил его и метал на него камни, говоря: Изыди, изыди... мужу беззаконный, он не сердился, а когда Авесса, вознегодовав на сие, сказал ему:

Почто6 проклинает пес умерший сей господина моего царя?, он запретил ему, говоря: Оставите его, и тако да проклинает7, ибо Господь увидит и воздаст мне благое (2 Цар. 16, 7, 9-10). Почему после и воспел: Терпя потерпех Господа и внят ми и услыша молитву мою8 (Пс. 39, 2).

Сосуды скудельничи искушает пещь, и искушение человеческо в помышлении его9 (Сир. 27, 5). Но горе вам погубльшым10 терпение: и что сотворите, егда11 посетит Господь? (Сир. 2, 14).

Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспорядочно, наказывает его, а когда увидит, что он малодушен и наказание сносит с трудом, тогда утешает, - так поступает с нами и благой Господь и Отец наш, употребляя все для нашей пользы, как утешения, так и наказания, по Своему человеколюбию. И потому мы, находясь в скорбях, как дети благопокорливые12, должны благодарить Бога. Ибо если станем благодарить Его только в благополучии, то подобны будем неблагодарным иудеям, которые, насытившись чудной трапезой в пустыне, говорили, что Христос воистину есть Пророк, хотели взять его и сделать царем; а когда Он сказал им: Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в животе вечном13. тогда говорили Ему: Кое убо Ты твориши знамение?14 Отцы пиши ядоша манну в пустыни (Ин. 6, 30, 31). Прямо на таких падает слово: Исповестся Тебе, егда благосотвориши ему15, и таковой даже до века16 не узрит света (Пс. 48, 19, 20).

Потому Апостол Иаков учит нас: Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушение впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать17 и прибавляет: Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни18.

________________________________________________________________________

1 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6, 27).

2 В русском переводе: Какое же Ты дашь знамение?

3 В русском переводе: Прославляет Тебя, когда Ты делаешь ему добро.

4 До века - здесь: до конца мира, навсегда.

5 В русском переводе: С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие (Иак. 1, 2^4).

6 В русском переводе: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни (Иак. 1, 12).

7 В русском переводе: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

8 В русском переводе: От взявшего твое не требуй назад.

9Ежели - если.

10 Не сущу свету, вся мрачна - когда нет света, все мрачно.

11 В русском переводе: А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы. потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся

12 Почто - зачем.

13 В русском переводе: Оставьте его, пусть он злословит.

14 В русском переводе: Твердо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне и услышал вопль мой.

15 В русском переводе: Глиняные сосуды испытываются в печи, а испытание человека - в разговоре его.

16 Погубльшым - погубившим.

17 Егда - когда.

18 Благопокорливые - охотно слушающие, послушные.

____________________________________________________