Источник: Владимир Корнилов | Полтава vs Конотоп: правда vs ложь | |
Отшумели празднества, устроенные в честь 300-летия Полтавской победы и 350-летия Конотопской «победы». Но не смолкает шум, поднятый вокруг этих дат. Украинские «патриоты» дружно бросились объяснять населению, почему нельзя праздновать 300-летие, а нужно едва не национальный праздник устроить в честь 350-летия, о котором украинскому народу, несмотря на потуги официальной пропаганды, так толком ничего и не известно. Полтавский юбилей в Киеве постарались замолчать, отправив на юбилейные мероприятия человека уровня Марины Ставнийчук, а в поля под Конотопом прибыл сам Виктор Ющенко со всей своей свитой и провозгласил высокопарную речь о победе. Можно ли подводить итог этой исторически-пропагандистской кампании? Вряд ли. Ведь в отличие от реальной битвы, в пропагандистской битве победителя очень часто выявить нельзя, а во многих случаях он выявляется лишь спустя годы — когда под массивом фактов и «фактов» стирается грань между правдой и ложью, былью и небылью. Социология от Шустера Пример такой кампании в миниатюре продемонстрировал в прямом эфире ТРК «Украина» непревзойденный мастер пропаганды Савик Шустер. Меня всегда умиляли «социологические опросы», представляемые этим господином в телепередачах. Раньше, на ICTV, он хоть как-то пытался подчеркнуть их нерепрезентативность, а в последнее время эти оговорки произносятся все реже, зато постоянно звучат такие фразы: «народ так говорит», «как видите, это мнение народа» и т. д. «Мнение» это просто поразительно. Так, в одной из передач каким-то непостижимым образом вышло, что 71% аудитории считают лозунг «Украина для украинцев» проявлением патриотизма. Самое веселое, что так считали 76% представителей запада Украины и аж 82% — востока! Думаю, уже из этих цифр можно судить о «репрезентативности» опросов и манипуляций, проводимых в студии передачи «Шустер-live». Но если эти манипуляции, как правило, остаются за кадром, то в эфире 3 июля можно было воочию наблюдать, как мнение людей «ломается» буквально на глазах. На протяжении часа аудитории втолковывали, почему Украина не должна праздновать юбилей Полтавской битвы. Если в начале передачи 57% аудитории ответили, что Украина должна праздновать, а 43% выступали против этого, то в конце передачи, к удовлетворению Шустера, лишь 12% заявили, что Украина должна праздновать, а 88% — что она должна лишь «отмечать» этот юбилей. Как это было сделано? Элементарно! К примеру, в студию был приглашен лишь один историк — официозный Виктор Брехуненко, публично выступивший накануне с политической декларацией по поводу Полтавской битвы, призвав «идеологизировать» ее значение. Ему слово предоставлялось в ходе всей передачи, а политики вроде Владимира Яворивского постоянно отсылали своих политических оппонентов к мнению единственного в студии историка: «Вот профессор сидит, у него и спросите». Знает ли Шустер, что мнением Брехуненко не ограничивается взгляд современных историков — как украинских, так и российских — на итоги и значение Полтавской битвы? Безусловно, знает. Почему не пригласил их, а если пригласил, почему не дал слово? Думаю, ответ понятен. Именно потому, что в конце передачи он должен был сделать вывод об итогах голосования: «Вот как меняется мнение, когда людям говорят правду об исторических событиях». Такова она — «правда» от современных пропагандистов. Социология от народа Чтобы понять, насколько результаты «опросов» в студии подобных передач разнятся с действительным общественным мнением, достаточно обратиться к опросу, проведенному накануне полтавского юбилея социологической компанией Research & Branding group. Это был действительно репрезентативный опрос, в котором участвовали 2078 респондентов, а не 50—100, как в студии Шустера. Так вот, к сведению тех политиков и придворных историков, которые пытаются переломить сознание собственного народа: среди жителей Украины, определившихся с ответом, 64% считают итогом Полтавской битвы победу. И только 13,5% — поражение. Вот вам и ответ на постоянные заклинания, звучавшие в студии Шустера по поводу того, «как мы можем праздновать поражение Украины» — дело в том, что Украина-то считает это победой, в отличие от Шустера, Яворивского, Брехуненко и иже с ними. Причем даже на западе Украины людей, считающих итогом Полтавской битвы победу, немного больше, чем противников этой идеи (22,5 против 21,3%). Я уж не говорю о востоке — это только у Шустера адептов националистических лозунгов и теорий на востоке Украины больше, чем на западе. Таково мнение украинского народа. Что не мешает историку Брехуненко заявлять в эфире: «Для России результатом Полтавской битвы была победа, а для Украины — безусловно, поражение». А депутату от Блока Литвина Олегу Зарубинскому поддакивать: «Победы празднуют, а поражения отмечают». Яворивский в свойственном ему духе заявил на всю страну: «Мы не переписываем нашу историю, мы ее пишем. Потому что до сих пор мы не имели своей собственной истории. Потому что всегда наша история писалась чужаками». Интересно, кого имел в виду человек, непосредственно причастный к написанию советской, официозной истории Украины, точнее — к ее литературному обслуживанию? Или он себя того периода «чужаком» считает? Когда Яворивского стали попрекать, что из предателя Мазепы он делает героя, бывший лауреат советских литературных премий рассмеялся: «Да он уже и так народный герой. Народ его сделал героем». Результаты опроса специально для бывшего советского писателя: из тех жителей Украины, кто определился с ответом, почти половина (49%) в случае, если бы они были современниками Полтавской битвы, воевали бы на стороне Петра I, а на стороне Мазепы — меньше трети (27,4%). Почти столько же (26,9%) наблюдали бы за битвой со стороны, ожидая ее итогов. Вот вам и «народная любовь» к гетману-изменнику! «Ющенко — это Мазепа сегодня!» Такое отношение украинского народа к Полтавской битве и ее участникам не остановило украинских националистов всех мастей — от тех, кто окопался в Секретариате, до всевозможных «Свобод». Последние не нашли ничего лучшего, как 27 июня, когда на поле Полтавской битвы звучали торжественные речи, чтившие победителей, устроить в центре Полтавы «траурный митинг» у креста погибшим украинским казакам. Я побывал на обоих мероприятиях и могу заверить: и здесь сторонники «пораженческой» идеи оказались в подавляющем меньшинстве. Так и не объяснив, какие это украинские казаки погибли в ходе Полтавской битвы (известно, что мазепинцы, которым не доверял Карл XII, в бое не участвовали, а остались охранять шведские обозы, которые потом, после поражения короля, успешно ограбили), националисты провели панихиду по убиенным украинцам, водрузив на черно-красные стяги (неужто мазепинские?) траурные ленточки. Особенно умилил некий народный депутат, который в ходе траурного митинга у креста торжественно провозгласил: «Ющенко — это Мазепа сегодня!» Вот фраза, которая, по моему мнению, объединит и немногочисленных адептов украинского президента, и его многочисленных противников. Во всяком случае когда я передавал эти слова представителям российской делегации, приехавшей в Полтаву, те соглашались, но удивленно переспрашивали: «Так это разве был комплимент?!» Апофеозом праздника стало довольно жиденькое военно-театрализованное шоу, о котором уже написано немало. Кто знает, какую битву изображали фехтовальщики в различных мундирах, но почему-то после битвы мы не увидели ни ликующего Петра, ни бежавших Карла с Мазепой, а победу праздновали некто в российском мундире (говорят, Меншиков) и... три украинских казака, невесть на чьей стороне сражавшихся. Представители местных властей потом сконфуженно отвечали, что таким образом хотели никого не обижать, а закончить шоу как бы «вничью» (представляю, как бы удивились в Европе, узнав, к примеру, что итогом воспроизведения битвы у Ватерлоо стало не поражение Наполеона, а «ничья»). А секрет устроителей шоу раскрыл опять-таки Савик Шустер, заявивший: «Замысел режиссера заключался в том, чтобы показать, что в этой битве все были жертвами»! Каково?! Совершенно революционная трактовка событий 300-летней давности! Петр-то как жертвой стал в итоге Полтавской битвы? Исторические открытия от «Новынара» В связи с историческими юбилеями на головы украинских обывателей обрушилась не только бешеная пропаганда, но и нагромождения лжи, неизвестно откуда возникших «фактов» и цифр. Так, к примеру, интернет-издание «Новынар» огорошило знатоков истории невероятным сообщением о том, что, дескать, в 1909 г. во время празднования 200-летия победы под Полтавой некая группа «Оборона Украины» (не смейтесь) «подорвала памятник Петру I, установленный на месте Полтавской битвы». «Фактически это было проявление реакции на политику Российской империи относительно интерпретации истории украинского народа», — утверждает интернет-журнал, видимо, так и не понявший, почему ему не удалось стать печатным журналом, а пришлось перебираться исключительно в виртуальное пространство. Ошарашенный сим «историческим открытием», я опросил массу историков — как признанных в Украине и России, так и полтавских краеведов, общественных энтузиастов, включая тех, кто подробно изучает и популяризирует историю памятников, связанных с Полтавской победой. Все они разводили руками, приводя подробный перечень различных памятников и памятных знаков, в том числе и безвозвратно утерянных, перебирая массу старых документов и журналов с подробным описанием действительно грандиозных юбилейных торжеств 1909 г., но нигде не нашли и строчки о событии, которое, безусловно, попало бы на первые страницы газет того периода. Ведь не надо забывать, что на юбилейных торжествах присутствовал император Николай II. И любой взрыв где-то возле него и членов его семьи не остался бы незамеченным в условиях недавно затихшей русской революции и продолжавшихся терактов против высших деятелей Российского государства. Но разве современных творцов украинской «правдивой истории» волнует тот факт, что события 100-летней давности запечатлены на фотографиях, на которых видны все памятники, в том числе Петру I? И на всех этих памятниках и руки, и носы на месте — не настолько дикими были представители тогдашнего украинства, как нынешние «украинские талибы», борющиеся с собственной историей и памятниками искусства. Кстати, в описаниях юбилейных торжеств 1909 г. я нашел немало сведений о том, что всю Полтаву заполонили представители черносотенного «Союза русского народа» (в том числе представлявших местную, полтавскую, элиту), а вот о каких-то массовых мероприятиях украинских националистов той эпохи — хотя бы о траурных ленточках — упоминаний не густо. Даже рупор нынешних «национально озабоченных» журнал «Украинский тиждень», описывая события 100-летней давности в Полтаве, подробно разбирая торжества с участием императора, из «акций протеста» обнаружил лишь некий «Протест украинцев Бельгии»! Однако можете не сомневаться: пройдет два-три года — и «факт» подрыва памятника Петру I «украинскими патриотами» в 1909 г. войдет сначала в «научно-историческую» литературу, а затем попадет и в учебники истории Украины. Так у нас последние годы и «пишут украинскую историю». Свои, не «чужаки». Не пропускаем «ані титли, ніже тої коми» Или другая история, связанная с памятниками. Правда, касается она уже 300-летнего юбилея. Представитель СП Марина Ставнийчук на торжественном митинге огорошила собравшихся новостью, что, оказывается, нынешняя реконструкция полтавских памятников стала результатом... соответствующих указов Виктора Ющенко. Я увидел удивленную ухмылку на лице присутствовавшего тут же бывшего посла России Виктора Черномырдина, а еще больше услышал пораженных возгласов из уст местных чиновников, имевших непосредственное отношение к реставрационным работам и не дождавшихся на эти нужды обещанных бюджетных денег. Но госпоже Ставнийчук достаточно было опустить глаза долу, чтобы обнаружить неподалеку от себя табличку следующего содержания, написанную на литературном украинском языке: «В честь 300-летия Полтавской битвы реставрированы памятник на братской могиле российских воинов и строение первого музея Полтавской битвы под патронатом посла Российской Федерации в Украине г-на Черномырдина В. С. на благотворительные средства компании «Фактор Капитал». Как видите, реставраторы не очень-то заметили в период работ особого взноса Виктора Ющенко или его Секретариата. Вообще на чиновников, представлявших Президента Украины, в тот день было грустно смотреть. Они, бедолаги, постоянно вынуждены были поправляться, говоря то о «празднике», то об «отмечании юбилея». А официальное сообщение о пребывании Ставнийчук в Полтаве на президентском сайте вынуждены были озаглавить так: «Марина Ставнийчук приняла участие в официальных мероприятиях, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины Ивана Мазепы и заключением украинско-шведского союза, а также Полтавской битвой». Подчеркиваю, это — только заголовок! Представляете, как приходится изгаляться специалистам агитпропа, обслуживающим нынешнего президента, чтобы, не дай бог, не назвать вещи своими именами! Зато гораздо легче им дался визит Ющенко под Конотоп — тут можно было просто писать о «торжествах в честь 350-летия Конотопской битвы». На этот раз украинских историков, политиков, политологов вовсе не возмутил тот факт, что никто уже никого не поминал, никто не требовал возложить венки к могиле погибших русских воинов, павших под Конотопом, и не говорил о примирении. Зато как бы «исторических фактов» обрушилось на наши головы еще больше. Не стану разбирать сейчас те мифы относительно Конотопской битвы, которые сегодня радостно, без какого бы то ни было критического осмысления тиражируют отечественные СМИ, — здесь после статьи «Конотопская битва — новый общенациональный миф» («2000», 21.03.2008) не появилось почти ничего нового. Но для примера примитивных манипуляций общественным сознанием приведу выдержку из речи Виктора Ющенко, произнесенной им на «торжествах» в честь 350-летия Конотопской «победы» (привожу на языке оригинала): «Спеціальні слова на цьому полі хотілося б адресувати нашому славному гетьману Iвану Виговському. Ось що про нього писав другий великий українець Iван Нечуй-Левицький: «Неспокійне було життя, і сумна і нещасна була смерть гетьмана Iвана Виговського — доброго щирого патріота, тонкого політика, оборонця прав України, чоловіка великого розуму та європейської просвіти». Интересно, что Ющенко предварил свою «историко-просветительскую» речь о гетмане Выговском цитатой из Кобзаря: «Не оминаємо, як говорив великий Шевченко, «ані титли, ніже тої коми». Не маємо зерна неправди за собою». Довольно странно, что при этом, цитируя историко-художественный трактат Нечуя-Левицкого «Гетман Иван Выговский», Виктор Андреевич все-таки решил некоторые «титлы» обойти. А ведь если бы продолжил благостную цитату, то мы бы узнали, что на самом деле украинский классик думал о Выговском: «Але його польська i шляхетська полiтика була несвоєчасна й антинародна... Його полiтика була регресивна, не нацiональна, аристократична. Маси духом почули, чим тхне цей не поступовий середньовiковий старопольський дух, духом вгадали наслiдки його, з панщиною в перспективi, якi стались потiм на Захiднiй Українi, i Виговський впав». Если бы Виктор Ющенко удосужился почитать работу Нечуя-Левицкого, то узнал бы, как само запорожское казачество, сам украинский народ отреагировали на измену Выговского и его выступление против Москвы: «То це нас знов оддають Польщi! Десять рокiв тiльки минуло, як ми вирвались з ляської неволi, а гетьман знов оддає нас польським свавольним панам в пекло! Не треба нам Польщi! Не хочемо до Польщi! Бий виговцiв на смерть! Поляжемо головами, а Польщi не пiддамось! Пани нас дурять своїми обiцянками. Вони знов наїдуть на Україну, загадають нам робити собi панщину! Запряжуть нас в ярмо! Знов будуть нас заганяти в костьоли! Не попустимо цього! Гетьмане! Клади на стiл булаву!» Заодно узнал бы наш президент, как «героически» отреагировал Выговский на такую бурную реакцию своих собратьев: «Тодi Виговський втямив, що його замiр не вдався, що козацькi шаблi готовi пошматувати й його... Страх напав на його в одну мить, i мороз пiшов по всьому тiлi. Гетьман повернув коня назад i з старшиною бiгцем подався до лiсу. Полки рушили за ним навздогiнцi. Тодi тисяча найнятих польських жовнiрiв виступила з лiсу i закрила його й заступила од козакiв. «I втiкав вiн, — як каже український лiтописець, — як втiкає обсмалений з пожежi». И этого, с позволения сказать, «героя» мы сегодня должны чтить и представлять как великого полководца, «овеявшего славой украинское оружие»? Что ж эти цитаты классика не приводит Виктор Ющенко на торжественных митингах? Заодно мог бы вспомнить, что Нечуй-Левицкий причислял гетмана Выговского к «слепым поводырям, за которыми Украина не плыла следом и отреклась от них, как от своих врагов, с их потомками и семенем». По-моему, очень полезная цитата — особенно насчет потомков. Битва, «полезная всему человеческому роду» Можно, конечно, много спорить о значении различных исторических дат. Наши депутаты и официозные «историки» могут и дальше много рассказывать о «блестящей» победе под Конотопом, одновременно пытаясь нивелировать и замолчать годовщину Полтавы. Однако, положа руку на сердце, давайте оценим значение этих дат для мировой истории. Найдите хоть одно упоминание Конотопского сражения у мировых классиков. Да о нем даже современники-украинцы не писали как о чем-то выдающемся. Посмотрите многочисленные записки Пилипа Орлика — вы даже у него не найдете сколь-нибудь значительной оценки этого авангардного сражения, совершенно не повлиявшего на ход нашей отечественной истории, не говоря уж о более значительном масштабе. А теперь почитайте, что писали мировые фигуры, современники великой Полтавской баталии, об этом событии. Чего только стоит мнение Вольтера, приведенное им в работе «История Российской империи»: «Если бы Карл лишился жизни, которой дорожил, одним героем стало бы меньше, и только... Но если бы погиб царь, с ним были бы погребены громадные труды, полезные всему человеческому роду». Заметьте особо: «всему человеческому роду», а даже не России или Российской империи! Великий просветитель мирового масштаба особо выделял Полтавскую битву из всех битв мировой истории, восторгаясь даже не столько ее ходом, сколько последствиями огромного масштаба. Вольтер считал ее уникальной в своем роде: «Самое важное в этой битве то, что из всех кровавых битв, когда-либо произошедших на земле, это единственная, которая не произвела разрушений, а служила счастью рода человеческого, поскольку она дала царю свободу приобщить к культуре большую часть мира». Вы не поверите, господа националисты, но в эту часть мира, «приобщенную к культуре», входит и территория современной Украины! Я, конечно, понимаю: пройдет немного времени, и наши национально озабоченные «историки» придумают «цитату», скажем, Гомера, восхвалявшего Конотопскую битву. И тот факт, что Гомер жил раньше, их смущать не будет, как не смущает, что Че Гевара никогда не писал об УПА, — это ведь не мешает приводить всюду «цитаты» легендарного Че, якобы восхвалявшего бандеровцев. Но в том-то и разница в современных трактовках и описаниях Полтавы и Конотопа — в правде, с одной стороны, и в безудержной лжи, фальсификациях, опускании «титлов» — с другой. В том-то и сила тех, кто отстаивает историческую правду. В том же слабость нынешних «брехуненков» и «тягнибоков». Именно поэтому они так и выходят из себя в эфирах у Шустера, даже несмотря на заведомый численный перевес и комфортные условия, которые создает им талантливый специалист по пропагандистским кампаниям. Мы — потомки победителей! Подводя итоги празднования, анализируя то, что было сказано некоторыми украинскими и российскими обозревателями и написано в украинских и российских СМИ, хочется не опустить еще одной «титлы». Тоже, на мой взгляд, очень актуальной. Подробно анализируя петровские указы и распоряжения 300-летней давности, и украинские, и российские специалисты как-то упустили очень важный, в некоторой степени даже судьбоносный для будущих российско-украинских отношений указ Петра I, изданный им 11 марта 1710 года, — тоже можно будет, на мой взгляд, 300-летний юбилей устроить вскоре. Назывался он так: «О запрещении всякого чина людям оказывать Малороссийскому народу обиды, озлобления, укоризны, порицание изменниками и причинять всякие притеснения». Узнав о жалобах гетмана Ивана Скоропадского на то, что спустя несколько месяцев после Полтавы украинцев продолжают называть «изменниками», попрекая их Мазепой, Петр повелел следующее: «Дабы отнюдь ни кто не дерзал Нашего Царскаго Величества верных подданных Малороссийскаго народа людей изменниками называть, ибо кто тому преступлению невиновен, тому не достоит за другаго такую укоризну терпеть, понеже Малороссийский народ и войско Запорожское служили Нам, Великому Государю, верно и в измене Мазепиной не приставали, а которые были в измене, те возприяли достойную казнь, а прочие изменники и воры Запорожцы, по прелести его Мазепиной, из Наших Малороссийских городов с ним выезжали». За нарушение этого указа русский царь обещал самое суровое наказание — смертную казнь, «безо всякие пощады». В этом указе, на мой взгляд, содержится очень ценное для современности наблюдение. Заметьте, изменники-мазепинцы либо были казнены, либо бежали со своим гетманом основывать заграничные аэропорты. Мы же с вами, жители современной Украины, — преимущественно потомки победителей, тех, кто выиграл Полтавскую битву, того малороссийского народа и войска Запорожского, которые не отступали от присяги и гнали своих «слепых поводырей», как только те преступали вечную клятву, данную Богданом Хмельницким и запорожскими казаками. Именно поэтому в генетической памяти нашего народа заложены те взгляды на Полтавскую битву, которые были продемонстрированы в ходе приведенного выше опроса. И именно поэтому Тягнибок, который 27 июня в Полтаве заявил, что он и его соратники являются «мазепинцами, петлюровцами и бандеровцами», всегда останутся в меньшинстве. В конце концов он действительно выходец из тех мест, где не было Петра, где не было великой Полтавской победы, потому он и не может считать себя наследником битвы, «приобщившей к культуре» эту часть мира. Мы — потомки полтавских победителей. Они, называющие себя «мазепинцами, петлюровцами и бандеровцами», — те самые потомки Выговских, от которых в свое время Украина уже отрекалась. Если вспомнить украинского классика, действительно не опуская «ані титли, ніже тої коми»... http://2000.net.ua/a/63564 |