Духовность > Рикла > Тринософия Огня > Том 3

Трактат об эволюции Звука в генезисе девяти жизней человечества

Глава 2

II

Космическое Сознание

Прежде чем перейти к вопросу о природе Ангелоподобных и Потом Рожденных в контексте их эволюционных достижений, Учитель пояснит, что есть Космическое Сознание и как оно влия­ет на формирование плотного тела потенциального человека.
В своих трудах Рикл довольно часто использовал данное понятие, при этом не раскрывая энергетическую суть природы Космического Сознания.
В третьей части «Философии Сознания» Мастер рассказывает об аспекте семеричного универсума, характеризуемом как «первичное космическое сознание», которое, являясь первоисточником зарождения разумной жизни, не может восприниматься как синоним всеобъемлющего понятия «Космическое Сознание». 
Предлагаем читателю освежить в памяти несколько фрагментов из Труда Мастера, так как «первичное космическое сознание» по Рикла имеет прямое отношение к теме наших исследований: «В длинной череде перерождений человечество утратило связь с первичным космическим сознанием, как первоисточником, из которого зародилась разумная жизнь во Вселенной». <...> «Первичное сознание хранит формулу эволюции разумного существа в Вечности на всех стадиях его развития. Эта формула, подобно формуле ДНК, была передана землянам их древнейшими прародителями с планеты Ма-Туш, являвшимися последними представителями матушианской генеалогической ветви, к разумным формам жизни которой относится человечество Земли».
Термин «Космическое Сознание» встречается в ряде философско-эзотерических трудов прошлой эпохи, изучение которых позволяет нам сделать вывод, что авторы вкладывают в данное понятие совершенно иной смысл, не вполне отражаю­щий макрокосмическую природу Космического Сознания.
В «Учении Храма» Франчиа Ла Дью*, а также в трудах канадского психолога Ричарда М. Бекка (1837—1902) Космическое Сознание рассматривается в антропогенезе как высшая форма сознания человека.
«Слова «Космическое сознание» были введены в оборот речи для того, чтобы выразить состояние духовного вознесения, которого может достигнуть душа человека при определенных условиях развития, когда обретается всезнание. В попытке описать неописуемое немногими словами Мы можем сказать, что это такое состояние бытия, в котором сознание человека объединяется с сознанием каждой живущей вещи и существа; сознание, в котором временно исчезает всякое чувство разделенности, но в то же время сохраняется чувство индивидуальности».*

* В 1898 году, спустя семь лет после смерти Елены Блаватской, в Сиракузах (штат Нью-Йорк, США) американскими теософами Франчиа Ла Дью (1849–1922) и доктором Уильямом Дауэром (1866–1937) было создано духовное общество под названием «Храм Человечества». Основу «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской составили девятнадцать станцев древней Книги Дзиан. Через первого главного Хранителя Храма — Франчиа Ла Дью — были записаны еще девять станцев и комментарии к ним. Эти тексты получили название «Теогенезис». В 1900 году община стала издавать ежемесячный журнал «The Temple Artisan», в котором впервые начали публиковаться наставления Учителя Иллариона, позже названные «Учение Храма» и изданные отдельными книгами.


«Космическое сознание — это сознание, в котором границы эго, личного ума и тела исчезают, и человек начинает осознавать космическую ширь, которая является или наполнена космическим духом, а также осознает прямую игру космических сил, сил вселенского ума, вселенских сил жизни, вселенских энергий Материи, вселенских сил надразума».**

* «Учение Храма», том первый.
** Ричард М. Бекк, «Космическое сознание».


Таким образом, космическое сознание рассматривается авторами как высшее состояние сознания человека (осознание), характеризующее космизм (венец) его мысли, а не как предИсток семеричного Творения.
Ближе всех к познанию истинной природы Космического Сознания подошел Шри Ауробиндо, расширив границы его восприятия до «всеобщего Пуруши» (Нараяны) как первичного проявления принципа Жизни, распространяющегося в беспредельном пространстве: «Путем отделения себя ото всякой идентификации с умом, жизнью и телом, человек может вернуться от своего Эго к сознанию подлинного Индивидуума, Дживатмы, кто есть реальный обладатель ума, жизни, тела. Идя далее от этого индивидуума к тому, от чего он есть представляющая и сознающая фигура, он может вернуться к трансцендентному сознанию чистого САМО, абсолютного Существования или абсолютного Несуществования, трех равновесий той же самой вечной Реальности. Но между движением вселенской Натуры (Природы Сущего — прим. Аджа Водхара) и этим трансцендентным Существованием находится космическое сознание, всеобщий Пуруша, для кого вся Натура (Природа Сущего) есть Пракрити, или активная сознающая Сила».
В ночь с шестнадцатого на семнадцатое мая 2015 г. Аджа Водхар попросил лану (ученицу) обращаться к Нему Кхару-Абхрам (не склоняется) — Прозрачное Облако или Кхару-Деньми — Прозрачный Деньми, что выражает суть Его присутствия на Земле. Учитель задал вопрос: «Знаешь ли ты, что означает Путь Прозрачных Облаков?..»
Далее приведен Комментарий Кхару-Абхрам, данный Учителем в контексте проводимых нами исследований природы Космического Сознания. 

 

* * *

Всеобщий Пуруша Шри Ауробиндо являет аспект неизменной и не подверженной вырождению основы мироздания, которая находитсявнутри Творения Всеобъемлющей Природы.
Мы утверждаем: Космическое Сознание находится вне природы семеричного Творения, поэтому не может являться ни аспектом Творения, ни порождающей его причиной. 
Космическое Сознание есть БитосДжнана (Знание Великой Глуби — предвечного Хаоса) — изначальная субъективная (пассивная) сила, которая инициирует рождение в осознавшей себя Вселенной объективного (активного) Начала Творения — Вселенского Разума.
БитосДжнана не являет первопринцип Творения, ибо не может быть синхронизировано со временем и пространством семеричного универсума, то есть не несет в себе атомы (кванты) информации о создаваемом объективном (реальном) мире (создаваемой объективной Вселенной).
Потенциальное Космическое Сознание в латентном состоянии парит (плавает) в предвечном Хаосе недифференцируемым аспектом Осознания Звука.
Недифференцируемое Осознание Звука — векторотропос Несозданной и Несуществующей Мысли потенциального Творения.
Возникает два вопроса: что есть векторотропос Несозданной Мысли и почему, характеризуя состояние Космического Сознания, Кхару-Абхрам заключил в скобки слово «плавает»?

 

Что есть векторотропос недифференцируемого аспекта Осознания Звука?

Дословный перевод термина «векторотропос» — «изменение направления» — при правильной интерпретации его в аспекте исследуемой темы, очень точно характеризует начальный этап Творения, суть которого Кхару-Абхрам пояснит в форме космогонической аллегории.
Попробуйте представить бесконечное пространство — Нечто, в котором, словно в огромном космическом пузыре, хаотически мечется плазма. Из этого Нечто рождается все: миры, планеты и даже Время: прошлое, настоящее и будущее... Неожиданно в этом пространстве предвечного хаоса, словно ниоткуда, возникает космических размеров Рука — длань Создателя, которая собирает в гигантский Кулак горсть мечущейся плазмы хаоса объемом с будущую Вселенную, и вышвыривает ее в воронку Черной дыры — «окно» будущей Вселенной, за пределы «пузыря». «Окно» закрывается, внутри Нечто продолжается бесконечное движение хаоса, а выброшенная на просторы Космоса Вселенная, наделенная Создателем Космическим Сознанием, начинает вибрировать — жить. Именно с этого момента вновь образованные Галактика, Вселенная входят в потоки Времени Вечности, подчиняясь непреложности Целого — космического мироздания.
Это макрокосмическое Творение подобно посеву зерна, когда крестьянин (Создатель) берет в руку семя (хаос) и бросает в поле (космос), чтобы оно взошло благодатным урожаем.
Когда крестьянин бросает зерно во вспаханную почву, он представляет и даже видит, как прорастают всходы, как появляется молодая поросль, как наливаются колосья, как человек пожинает плоды своего труда. Крестьянин — Создатель, он своей мыслью наделяет зерно сознанием самоСотворения, которое побуждает его расти. Именно сознание самоСотворения — первопричина. Влага, почва и все остальные сопутствующие компоненты творения — вторичны. Это микрокосмический уровень, а на макрокосмическом уровне Создатель наделяет плазму, которую буквально вышвыривает из пространства Хаоса, Космическим Сознанием самоСотворения. 
Пахарь-Сеятель (Создатель), вышвыривая хаос из предвечной тьмы, пахтает пространство будущей Вселенной, засевая его сознанием космического Разума, и это последнее, что делает Творящий. Дальше наделенная сознанием плазма начинает вибрировать — жить — реализовывать заложенный в нее принцип самоСотворения.
В данной аллегории Кулак Создателя, вышвыривающий за пределы «пузыря» мириады сгустков плазмы, олицетворяет векторотропос Несозданной и Нерожденной Мысли потенциального Творения.
Когда Создатель разжимает пальцы и бросает в пространство космоса будущую Вселенную, Он изменяет изначальный вектор движения изъятой из хаоса плазмы и наделяет ее Сознанием — Несозданной и Нерожденной Мыслью потенциального Творения.
Прежде чем ответить на второй вопрос, о сути состояний Космического Сознания, охарактеризованных Учителем чисто земными понятиями «парит» и «плавает», Кхару-Абхрам даст сравнительное определение двух явлений природы семеричного Сущего, без понимания которых адаптация слов Аджа Водхара в сознании человека будет весьма затруднительна. 
Учитель расширит эзотерический смысл понятия «эманация» (от лат. emanatio — истечение) и введет новый термин «диспарация» (от лат. disparatio — выделение), более приемлемый для восприятия сознанием человека космогонического значения предложенной читателю аллегории.
Эмана?ция (макрокосм.) — истечение с высших планов Всеобъемлющего Сущего энергии, являющей основу для последовательного сотворения принципов бытия семеричного мироздания.
Само слово «истечение» предполагает действие, которое совершается независимо от степени осознанности источника. Эманация является естественным «дыханием» семеричной Природы Сущего: эманирую (дышу) то (тем), чем являюсь (живу).
Диспара?ция (макрокосм.) — осознанное выделение Природой Сущего части себя в качестве Импульса — Силы, инициирующей реализацию принципа самоСотворения в пространстве потенциального Творения.
Принцип Диспарации — намагничивание пространст­ва потенциальным Знанием эволюционирующих форм Разума как механизм выявления первичных Ноуменов Творения, обусловливающих зарождение и эволюцию объективной природы семеричного универсума по принципу самоСотворения.
В контексте темы наших исследований обозначим два основных отличия принципа эманации от принципа диспарации.
Первое: результатом действия диспарации может стать образование более высокой формы Творения, чем выделенный аспект, что практически невозможно в случае эманации.
Второе: в отличие от эманации, являющей исключительно принцип создания Природой Сущего духовно-материальной основы для сотворения семеричного универсума, диспарация наделяет данную основу способностью эволюционировать — реализовывать заложенный в нее принцип самоСотворения.
Чтобы наполнить латинское слово «диспарация» сутью характеризуемого Кхару-Абхрам явления и адаптировать его в сознании человека, Учитель интерпретировал данное понятие посредством существующих эзотерических терминов: 
Дис (греч.) — Протогонос — Перворожденный, предвечный Свет — распределитель всех вещей. 
Пара (санскр.) — за Пределом (всех вещей).
Аци — Ацилут (ивр.) — «Наименование мира Сефиротов, названного миром Эманаций Олам Азилут. Это великий и наивысший прототип других миров. «Ацилут есть Великая Священная Печать, с помощью которой скопированы все миры, которые отпечатали на себе (приняли на себя) образ на Печати; и так как эта Великая Печать включает три сферы, которые суть три зуры (прототипа): Нэфеш (Жизненный Дух или Душа), Руах (моральный и мыслящий Дух) и Нэшама (Высшая Душа человека), то Отпечатанный также получает три зуры, именно, Бриа, Иецира, и Асия, и эти три зуры есть лишь одно в Печати» («Каббала» Мейера)».*

* Е.П. Блаватская, «Теософский Словарь».


Я (ЙА) — Слово, с помощью которого Элохимы образовали миры («Зогар»).
Мысль (божественная мыслеоснова), Слово, Действие — есть суть одно — Печать.
Диспарация (макрокосм.) — осознанное выделение Всеобъемлющей Природой Космоса в Пределы «себя» прозрачного Света — ДисПара, который есть Импульс, побуждающий Пространство Творения к самоСотворению миров — Я (ЙА) по Образу, отпечатанному (проявленному) на матрице сознания Основы, эманированной из Великой Глуби.
Один и тот же Источник может эманировать и диспарацировать энергию одновременно. Ярчайшим примером тому служит данная Учителем аллегория о Космическом Кулаке Создателя, который одновременно вышвыривает горсть мечущейся плазмы хаоса в пустоту Космоса как основу Творения галактик, вселенных — являя принцип эманации, и наделяет ее сознанием, которое есть Импульс самоСотворения (эволюции) — являя принцип диспарации.

* * *

Вернемся к вопросу, почему Учитель, характеризуя состояние Космического Сознания, заключил в скобки слово «плавает»?
Космическое Сознание парит над простором Космического Океана, выдыхая из пустоты своих легких Прозрачные Облака, которые Космический Ветер — Вдохновение Вечности — носит над Великой Глубью. 
«Время от времени» Прозрачные Облака проливаются дож­дем, орошая Космический Океан: прозрачные Капли Влаги падают в его воды утяжеленной «формой» недифференцированного аспекта Осознания Звука.
Подобно набухшей почке или бутону, готовому распуститься, Каплиплавают в Водах Матери-Пространства, готовые диспарацировать себя из предвечного Хаоса — Великой Глуби в качестве Силы, побуждающей (инициирующей) образование дифференцированного аспекта Осознания Звука как субъективного Начала Творения. 
Космическое Сознание — первично. 
Вселенский Разум, выделяемый дифференцируемым аспектом Осознания Звука из пространства Творения на строительство галактик, миров планетарных содружеств эволюционно Осознавшей себя Разумной Вселенной, — вторичен.
Кхару-Абхрам закрыл глаза и исчез, оставив в пространстве Лаборатории свое Творение — увеличившееся в размерах Проз­рачное Облако. 
После столь замечательного Комментария Кхару-Абхрам вернемся к теме нашей беседы.
В одном из потоков эманируемых человечеством мыслей Дхиан-Коган считал информацию, которая свидетельствует о том, что ум человека окончательно запутался в естестве (природе) семеричного мироздания. 
Данный Кхару-Абхрам Комментарий заставил человечес­кий ум метаться в поисках ответа на вопрос, почему Космическое Сознание первично, а Вселенский Разум вторичен? Причиной стала проявленная Учителем Куэн-ЭттМаном в «Тринософии Огня» суть Триады Разума, где сознание представлено одной из ее составляющих: «В седьмой расе человек вновь, как его предшественники в первой и второй расах, станет саморожденным, но уже совершенно в ином качестве составляю­щих природы Триады Разума (ум, сознание, осознание)».
Несомненно, искатель Истины понял, что зашел в тупик, выйти из которого без помощи Учителя ему не по силам, поэтому Дхиан-Коган слегка приоткроет одну из страниц Книги Единого Знания.
Сам по себе вопрос о первичности возникновения Космического Сознания или Вселенского Разума не корректен, ибо к первому из обозначенных явлений всеобъемлющей Природы Сущего в принципе не может быть применим критерий какой-либо последовательности (очередности).
Разобраться в данном вопросе нам поможет данная Учителем схема (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1


Рассмотрим три основополагающих принципа семеричного Творения, которые находят свое отражение в традиционном (классическом) Тримурти: Святой Дух, Отец и Сын; Атман, Буддхи, Манас, — а также в древнейших космогонических мифах о сотворении мира, где три Кита являют основу, на которой держится семеричное мироздание (семеричная Вселенная). Являя собой Единое Целое, данные аспекты мироздания, как и сопоставленные с ними Принципы Творения, не могут быть классифицированы по иерархическому признаку первопричинности.

Мать — Вселенское Авикара-Сознание.
Отец — Вселенский Разум, рождение которого в Лоне не наделенной сознанием Вселенной инициируется Вселенским А-Сознанием. 
Сын — Формы Тад-Сознания Разума, эманируемые эволюционно Осознавшей себя Вселенной на строительство галактик, миров планетарных содружеств.
Данные принципы рождают три последовательно эволюционирующих состояния семеричного Творения:
- наделенная сознанием, но не осознающая (не осознавшая) себя Вселенная;
- Осознающая (Осознавшая) себя Вселенная;
- Осознанно (Разумно) Творящая Вселенная.
Авикара-Сознание — неизменная и не подверженная вырождению протооснова семеричного универсума — почва, из которой прорастает Зерно Разума (вселенского, планетарного, человеческого), оплодотворенное Космосом в среде потенциального Творения.
А-Сознание — субъективный (пассивный) аспект БитосДжнана (Знания Великой Глуби), неизменная и не подверженная вырождению основа семеричного Творения.
А-Сознание — источник первичного космического сознания (термин Рикла).
А-Сознание как диспарацированный Космическим Сознанием аспект Природы Всеобъемлющего Сущего находится вне семеричного принципа эманации-эволюции, наполняя (намагничивая) заложенным в нем Содержанием планы парабрахманического универсума по принципу диспарации. 
А-Сознание как Источник Творения сфер семеричного мироздания являет дифференцируемый аспект Осознания Звука. 
Дифференцируемый аспект Осознания Звука — векторотропос Мысли, изначально существующей в Матрице Творения создаваемого универсума.
Знание о следующем этапе космогенеза Учитель дает в форме аллегории о Вселенском Пекаре, явление которого в интерпретации Аджа Водхара характеризует суть космического процесса векторотропоса дифференцированного аспекта Осознания Звука. 
Великий Кулак вышвырнул на просторы Космоса хаос — горсть мечущейся плазмы — потенциальное Поле Творения, наделенное сознанием самоСотворения, на котором взо­шли засеянные Великим Сеятелем Зерна Знания — будущая Вселенная обрела Силу самоСотворения, оплодотворенную Космическим Разумом (Векторотропос Несозданной и Несуществующей Мысли потенциального Творения).
Важна последовательность этапов Творения: изначально потенциальное мироздание было наделено Сознанием принципа самоСотворения и, как следствие, обрело Силу самоСотворения.
Жнецы собрали Урожай, Мельник смолол Муку на Вселенской Мельнице Времени, ибо в тот миг, когда Создатель наделил хаос сознанием, плазма, выброшенная в Космос, стала подвластна Времени.
Вселенские Жнецы, Мельник и Мельница есть первичные Проблески — Ноумены Сознания, которым Создатель наделил потенциальную Вселенную.
Вселенский Пекарь осознанно выбирает вид и сорт Муки, намолотой из Зерна, выросшего на Поле Творения, ибо Его действиями руководит уже существующая в сознании изначальная идея (мысль) о том, что Он должен испечь (создать). Пекарь осознан. Сообразно изначальному замыслу, Он подбирает необходимые ингредиенты и печет во вселенской Печи Хлеба, которыми кормит пространство Вселенского Творения.
Подобно Пахарю-Крестьянину, закладывающему энергию роста в зерно, Пекарь заводит тесто, месит его руками и, мысленно создавая нужный образ, придает каждому «изделию» особую форму, наполняя содержанием.
Эзотерический символизм Белых Хлебов — субъективное Знание, поглощая (воспринимая) которое, осознающий себя человек наделяет данное Знание объективным — Творящим Началом.
Осознающее себя пространство Творения, поглощая Хлеба (Знание), рождает формы мироздания, соответствующие заложенной в «изделии» энергии. 
Вселенское Авикара-Сознание есть субъективное Знание — БитосДжнана (Знание Великой Глуби), впитывая которое, Вселенная начинает себя осознавать, создавая предпосылки к возникновению объективного Знания — Все­объемлющего Вселенского Разума.
Следует отметить, что на новой карте звездного неба Вселенной Тао-Диа-Тау есть созвездия Пахаря-Сеятеля и Пекаря.
В данной аллегории векторотропос олицетворен процессом выпекания Хлебов Пекарем, который создает свои «изделия» сообразно «Мысли, изначально существующей в Матрице Творения создаваемого универсума». 
Согласно известным экзотерическим и философским источникам, неизменную основу семеричного Творения являет лишь наивысший аспект универсума, все его эманации, нисходящие на нижележащие планы, имеют преходящую природу. 
Дхиан-Коган из преходящего состояния Сознания своей Космической Индивидуальности утверждает: каждому плану бытия семеричного мироздания соответствует Неизменность — Авикара Творения. 
Авикара Творения — не подверженная вырождению А-Основа Творения — Сознание Звука в одном аспекте, проявляющее себя как А-Принцип семеричного универсума в другом аспекте. А-Основа не участвует в генезисе диспарацированного ею плана мироздания.
Подобно А-Принципу, предшествующему первопринципу — ПротоЭфиру, А-Основа предшествует первооснове Акаша. 
Авикара Творения не может быть изменена, но в случае недостатка питающей ее Влаги (Космического Сознания), вызванного нарушением энергетических связей, может истощиться, засохнуть и погибнуть, вследствие чего питаемое ею Древо Разума лишится источника жизни и постепенно завянет.
Искра Божья, олицетворяющая Огонь Духа в человеке, в действительности являет Авикара-Основу одного из планов Бытия в сфере А-Сознания.
Обратимся к расшифровке данной Учителем схемы.
Аз-Разум — изначальный Разум каждого индивидуального плана семеричного универсума.
Тад-Сознание — производная Разума (вселенского, планетарного, человеческого), инструмент, посредством разнообразия форм которого совершается эволюция. 
Тад-Сознание — плоды на Древе Разума, прорастающем из протоосновы А-Сознания (первичного космического сознания).
Формы Тад-Сознания являются эманациями Разума (вселенского, планетарного, общечеловеческого, человеческого).
Форму Тад-Сознания на планах Бытия семеричного универсума проявляет Сознание Звука, определяющее индивидуальную морфему эволюции Духа.
О сути этого явления, но в несколько иной форме, Дхиан-Коган говорит в цикле бесед «Неведомое о пяти прошедших жизнях человечества Земли»*:«Огонь в сфере общечеловеческого Сознания был рожден в Пламени планетарного Разума. Огонь в сфере планетарного Разума возгорелся в Пламени Вселенского Разума.
Внутри формы не существовало источника — Огня Разума, вызывающего и поддерживающего колебание Пламени, из которого были сотворены оболочки первых разумных обитателей Земли. Изначально Огонь Разума находился вне формы: в ауре Планеты — Тантрический и в Огненном Сердце Земли — физический. Связанный напрямую с Пламенем внутреннего Огня Планеты, человек мгновенно реагировал на все изменения, происходящие в сфере внешнего и внутреннего аспектов планетарного Разума».
Для обозначения аспектов Сознания в контексте темы сознания Звука Дхиан-Коган использовал знаки древнейшей звуковой системы, на основе которой впоследствии была сформирована глаголица, со временем преобразованная в кириллицу. В данной звуковой системе было сорок девять знаков (7х7). Звуковой ряд начинался со звука Аз — основы Творения, заканчивался звуком Тад — символом завершенного цикла. Символ Звука — Авикара —графически изображался вне звукового ряда, занимая место в центре над ним. 
А(викара)-Сознание, Аз-Разум и Т(ад)-Сознание... Соответствие гласной Анеизменной основе Сознания и согласной Т изменяемому, эволюционирующему аспекту сознания не случайно. В Учениях Древности гласная буква являла чистую эманацию Духа или сам Дух, а согласная — его тело, что соответствует природе обозначенных аспектов Сознания. 
В процессе восприятия потоков мыслей Дхиан-Когана Куэн-ЭттМана Викшьяри задала Учителю вопрос: «Если в силу своей природы Космическое Сознание не эманирует, ничего из себя не выделяет и ничего не создает, то каким образом рождается Вселенский Разум?»
Кхару-Абхрам: В семеричном Творении принцип эманации действует внутри планов мироздания, тогда как рождение аспектов природы — Аз-Терафимов Разума при переходе от высшего плана к низшему происходит путем диспарации — намагничивания (и размагничивания) атомов Знания в пространстве Творения и их последующего соединения, что является следствием воздействия БитосДжнана (Космического Сознания).
Ответ Водхара дает новое представление о мироустройстве семеричного плана в макрокосмичности Вселенной, на первый взгляд, разрушая эзотерические каноны Учения уходящей Эпохи, однако на самом деле являя Семя, из которого прорастет Древо Знания духовной Науки Будущего. 
Рождение Вселенского Разума происходит в результате образования в пространстве Творения Терафима Аз-Разума из намагниченных Космическим Сознанием атомов его же собственного предпотенциального Знания, находящегося в долатентном состоянии.
Термины «предпотенциальное» и «долатентное» характеризуют состояние Знания Аз-Разума, которое еще не было проявлено на духовном плане Творения зарождающейся формы Космоса. Потенциальное и латентное состояния аспект природы обретает, когда его развитие на духовном плане достигло апогея, но еще не произошла реализация на материальном (физическом).
Данная формула действует на всех планах Творения семеричного мироздания.
Матушка Этта-Маха-Когани: В завершение темы несколько слов о Кхару-Деньми — Прозрачном Деньми (Кхару-Йомин). В каббале существует термин«Атик Йомин», означающий раскрытие Творца в мире Ацилут: Творец в момент Раскрытия при Творении.
Атик Йомин соответствует гностическому Абатуру — Ветхому Деньми или Старцу, который есть Отец Демиурга (Создателя) мира объективной Вселенной.
Интерпретируя данные положения эзотерической доктрины в свете проявленного Кхару-Абхрам Знания, Ветхий Деньми (Абатур) диспарацирует своего Сына Демиурга в пространстве потенциального Творения — изначально эманированной Основы. Ветхий Деньми диспарацирует из себя Силу — «Творец Раскрывает Себя в своем Творении», которая инициирует рождение из Несозданной и Нерожденной Мысли потенциального Творения Силы, реализующей принцип его самоСотворения. 
«Раскрытие Творца в Творении» происходит в процессе диспарации, тогда как эманация являет Основу, на которой отпечатывается «Открывшийся Лик Творца» и в которую Он диспарацирует свою Силу. 
Эзотерическая Доктрина указывает на «раскрытие Творца в своем Творении», но ничего не говорит о природе данного явления.

 

Что есть Раскрытие Творца в Творении?

Частично ответ на этот вопрос дает Кхару-Деньми (Прозрачный Деньми) в аллегории о Космическом Кулаке Создателя, указывая направление, в котором необходимо следовать, но в то же время оставляя человеку возможность самостоятельно пройти этот путь. 
Создатель разжимает Кулак, чтобы вышвырнуть горсть плазмы хаоса, размером со Вселенную, в безграничное пространство Космоса, наделяя ее Сознанием — миг Раскрытия Создателя — Творца в Творении.
Наделение Сознанием самоСотворения Основы, эманированной из Великой Глуби предвечного Хаоса, происходит в результате диспарации — выделения Творца из своей Беспредельности не в виде творящей Основы, а в качестве диспарацированной Силы. Когда Творец Раскрывает Себя, свою внутреннюю, сакральную природу, Он рождает Сознание, которым наделяет потенциальную форму Творения.
С целью выполнения микро- и макрокосмических эволюционных задач Великий Дух, достигший состояния Кхару-Деньми — Прозрачного Деньми — и нареченный в мирах Духом Послесловия, способен диспарацировать энергию в ауру любой формы Космоса, в частности человека. 
Процесс диспарации осуществляется через сакральное раскрытие Духом себя (своей внутренней природы) в момент сотворения диспарацируемого объема. 
Великие Духи, эволюционно не достигшие состояния Прозрачного Деньми, способны осознанно эманировать энергию в ауры форм Космоса, наращивая их духовный потенциал.