Это случилось февральским вечером, где-то около двадцати часов с минутами. В этот раз мы были не на маршруте, никуда не шли и никуда не спешили. Собравшись вместе у яркого березового костра, мы молча сидели в окружении безмятежно спавших гор. Скоро, уже совсем скоро они пробудятся, и начнется новая жизнь, сокрытая от преломленного линзой невежества взгляда человека.
Ему неведом тот мир горних откровений, прозрачный и таинственный, так явно проявляющийся в ночи.
Истинно говорит Отец:
— Днем горы открываются глазу, ночью — душе…
Костер догорел, но никто так и не проронил ни слова.
И вот, когда Рикла уже было собрался уходить в свою затворническую башню, один из нас произнес пространную фразу, как бы отправив ее в никуда, но при этом пристально посмотрев на Учителя.
— Вот прогорели дрова, и исчез огонь. А куда он делся? Откуда пришел и куда ушел? Мы как были, так и есть, а он?
Нас как-то озадачил этот вопрос, и мы, невольно поддавшись чувству захватившего нас интереса, устремили взоры на Учителя.
Отец все так же продолжал стоять у белоснежной пихточки и ворошить палкой изредка вспыхивающие фиолетовым пламенем угли. Мы даже не сразу поняли, услышал ли Мастер прозвучавший вопрос, ибо с Его стороны не последовало никакой реакции.
Но через несколько минут Он все же заговорил, положив на угли немного сушняка, мгновенно вспыхнувшего и осветившего сумрачное пространство наступившей ночи.
— Посмотрите, насколько по-разному, диаметрально противоположно, открывается нам одно и то же явление огня.
Для тебя Огонь нашего костра стал временным фактором в соизмерении с окружающим миром форм, которые были до появления огня и остались после его исчезновения.
Для Мастера Огонь проявил себя, как вечность, отразившая в своем кратковременном присутствии всю ограниченность нашего временного существования на Земле.
Для тебя — Огонь пришел вместе со спичкой, от которой загорелась сухая береста, и ушел, когда дрова прогорели, отдав свою энергию в пространство Ауры Земли.
Для Мастера Огонь ниоткуда не приходил и никуда не уходил. Это мы с вами уходим и приходим, а он присутствует всегда.
Нет, нет — остановитесь! Ваша мысль стала развиваться не в том направлении. Не ищите двойственный смысл в словах Мастера. Рикла говорит сейчас не о духовной субстанции огня, а о самом простом, наблюдаемом всеми нами физическом явлении огня, ибо вопрос касается именно этого аспекта.
Ты, Сережа, поместил огонь внутрь своего жизненного пространства, ограничив его суть рамками примитивного мира. Поэтому он стал для тебя чем-то маленьким, на мгновение пришедшим в твою жизнь и бесследно покинувшим ее. Конечно, что значат два часа, проведенные у огня, в сравнении с половиной прожитого века?! Как же ты велик, человек! Воистину, не перестаешь удивляться, что даже в столь простой житейской ситуации ты умудрился поставить себя выше огня, давшего тебе все: пищу, одежду да и саму жизнь.
Для Мастера все Сущее во всей своей беспредельности помещается в маленьком пламени свечи, в котором он находит все, кроме себя самого.
Наступила пауза явного непонимания слов Учителя. Некоторые из нас поднимались с чурок, переминались с ноги на ногу и снова садились, тяжело вздыхая и громко сопя, как бы подавая Отцу знак, что они готовы слушать дальше монолог Учителя.
Но Рикла молчал, и прошло еще тридцать-сорок минут, прежде чем он заговорил снова:
— Ты, человек, воспринял этот огонь, как маленький фрагмент, случившийся внутри нашей вечерней беседы.
А вы попробуйте воспринять этот прекрасный вечер, самих себя и всю вашу жизнь, как маленький фрагмент горения огня.
Тогда, возможно, вы сможете понять Мастера…
Так сказал Рикла своим ученикам и, оставив их наедине с вновь разгоревшимся костром, исчез в безмолвном заснеженном лесу.
Сингха
24.02.2008 г.