Автор: РИКЛА

РИКЛА : Вехи Огненного Свершения

Том 5, стр. 114

Фрагмент закрытой беседы для узкого круга учеников

Ссылки:

о влиянии внешней среды на формирование сознания

 

Вступление

 

Иногда, когда заканчивается работа над какой-нибудь серьезной темой, требовавшей от меня большого напряжения, я, прежде чем приступить к постижению следующих азов космической науки, люблю попутешествовать по информационным просторам эфира.

Для меня это не только приятный отдых, но и возможность почерпнуть в Акаша знания, которые нередко служат поводом для раскрытия новых направлений нашего творчества.

Учитель не всегда приветствует мое увлечение, так как оно отвлекает меня от первостепенных задач, но, вместе с тем, как мне кажется, плоды моих изысканий доставляют Ему радость, и нередко в процессе обсуждения тех или иных вопросов появляются на свет новые беседы, которые мы помещаем в наши книги или храним до будущих времен, если тема озвучена раньше готовности быть принятой узким сознанием человечества.

В этот раз, закончив работу над «Философией Сознания», я странствовала по мирам бесплотного эфира и как бы случайно натолкнулась на очень заинтересовавший меня архив.

Заинтриговал он меня, прежде всего, тем, что был совсем недавно обновлен, причем поступившая в архив информация была направлена с Земли. Учитывая, что сегодня на нашей Планете существует не так много людей, обладающих способностью осознанно помещать в Хроники Акаша свои послания, я задалась целью узнать, кто является создателем нового раздела знания. Но добраться до него оказалось не так-то просто.

Когда я «листала страницы» архива, мне встретились весьма оригинальные мысли неизвестного автора. Вот, например, одна из них.

«Формирование генофонда нации, а именно, умственно-интел­лектуальных, энергетических и духовных аспектов, характеризующих ее как самобытную народность, происходит под влиянием внешней среды обитания, экологии и прочих природных факторов того региона Земли, где формируется данный этнос.

Фундаментальной основой генофонда каждой нации является ее коллективное сознание.

Из этого следует, что сознание человека чутко реагирует на все изменения, происходящие на физическом и духовном планах существования человека.

В своем поиске мы остановились на двух основополагающих аспектах, влияющих на процесс формирования генофонда отдельных наций и всего человечества в целом.

Первое — это вмешательство в естественную среду обитания: вырубка лесов, создание искусственных водоемов, поворот рек вспять, опустошение недр Земли на больших глубинах, что влечет за собой смещение оси равновесия Планеты, и прочие нарушения природного и энергетического баланса.

Сегодня человечество изучает эту глобальную мировую проблему весьма поверхностно, рассматривая только очевидные, внешние факторы истощения ресурсов Земли, и, как следствие, — губительное для всех форм жизни изменение экологии и климата Планеты.

К сожалению, мало кто задумывается о том, что, поворачивая реки вспять, мы искусственно изменяем естественное течение потока сознания населения целого региона, географически и энергетически связанного с данным природным объектом.

Вырубая леса, мы разрываем связи с нашими генетическими корнями. То, что ученые называют генетикой, является принадлежностью Земли-Планеты, и любые преобразования в ее природно-энергетической структуре ведут к искажению формулы эволюции человечества на физическом, духовно-нравственном и генетическом уровнях. Генетическая формула Земли представлена совокупностью всех видов, ее населяющих, то есть она содержит информацию обо всех классах минерального, растительного, живот­ного миров и царства разума. Естественно, что человек является носителем энерго-генетической информации всех царств мира Земли, на основе которой осуществляется строительство клеток его физического организма и формирование сознания.

Перепланировка естественного природного ландшафта: вырубка лесов, сравнивание горных массивов, затопление плодородных земель для строительства промышленно-экономических объектов ведет к деградации общечеловеческого сознания и вырождению планетарного генофонда».

Второму фактору, влияющему на формирование генофонда, уделено достаточно много внимания, поэтому мы выразим лишь ключевую мысль автора: «Чтобы понять, почему в древние времена наши предки широко использовали практику переселения народов, достаточно ответить на вопрос: где и зачем сорок лет водил Моисей израильский народ. Это был не просто поиск лучших земель, Моисей формировал генофонд еврейской нации, подготавливая ее сознание к принятию энергии Христа. За сорок лет народ был сызнова перерожден духовно и физически».

На этом мы остановимся и поставим не точку, а многозначи­тель­ный пробел, оставив нашим читателям возможность для самостоятельного анализа обозначенной «неизвестным» автором темы. Дело в том, что это лишь небольшой фрагмент послания, отправленного в Акаша в 80-х годах XX века. В двух словах затронутую в нем тему не раскроешь, по крайней мере, нужно три-пять месяцев на ее изучение, а у меня такого времени не было, ибо Учитель сегодня уже дважды интересовался, как продвигается работа над второй главой марсианской темы для пятого тома «Вех Огненного Свершения».

Вполне естественно, не желая вызывать хоть и праведный, но все же гнев Отца, я заставила себя оторваться от чтения нового для меня раздела знания, чтобы вернуться к искомому вопросу.

Каково же было мое удивление, когда я, собираясь покинуть плотный эфир, решилась вскрыть последний запечатанный свиток. Автором столь заинтересовавшей меня темы был мой Учитель Рикл.

Беру на себя смелость без ведома и позволения Мастера довести незначительную часть Его изысканий до сознания земного человечества.

Элиия-Сингха

Предыстория рождения Беседы

В последней фразе моей верной ученицы сквозит некоторая обида и непонимание действий своего Учителя. Действительно, Рикл дал обширную беседу по найденным Элиией в эфире новым материалам о влиянии внешней среды на формирование сознания человека. Обида чела вызвана тем, что беседа прошла мимо ее чуткого и восприимчивого уха, и нет в том «злого умысла» Мастера, а, скорее, прослеживается некоторая спонтанность и… Умолчим о дальнейшем ходе мыслей Рикла, дабы не «драконить» еще не уснувших вечным сном Демонов Его Дочери.

Несколько ночей кряду Мастер слышал сквозь вой и свист космических потрясений едва слышимый глас своего Учителя: «Молох, Молох, Молох!..» или «Молог, Молог, Молог…» — разобрать было очень сложно.

Что это может означать и насколько достоверен едва слышимый в пространстве звук, Рикл знать не мог. Наконец, по истечении нескольких бессонных ночей, звук Его так достал, что за чашкой утреннего чая Мастер не сдержался и пожаловался присутствовавшей в это время на кухне Матушке Юсне на непонятность какого-то странного слова. Рядом с Матушкой находилась еще одна из служительниц Храма Отца — Саюнор, некогда жительница города Рыбинска.

— Достало меня это слово, Матушка, даже представить не могу, из какой оно оперы и кто исполнитель заглавной роли, — пошутил Мастер разочарованно.

Юсна и Саюнор в один голос воскликнули:

— Так это же…

Стоп! Теперь, пока поверженный таким знанием вопроса на обе лопатки Мастер поднимается на ноги, задумчиво стряхивая пыль со своих холщовых штанов, мы оставим Его один на один со своими мыслями и окунемся в Его духовные изыскания последних лет.

С легкой иронией в адрес вездесущей Дочери Рикла, Элиии, этажом выше весьма и весьма увлеченной открывшейся ей новой темой и поэтому не почувствовавшей «запах» новой беседы, мы попытаемся показать вам новые аспекты сознания человека совершенно с ино­го ракурса восприятия весьма наболевшей для человечества темы.

Запомните, это отступление очень важно не только для Моей Дочери, но и для определенной части ищущих и устремленных.

И дело совсем не в форме подачи мысли Мастера, а в ее содержании. Порой, приковывая себя цепями к предмету своего поиска, мы перестаем ощущать природу пространства и отлавливать главное направление потока мыслей, имеющих воистину космическое значение.

Тема индивидуального, коллективного, локального, регионального, глобального и космического Сознания полностью за­хва­тила Рикла и не давала ему покоя, в каком бы состоянии Духа Он ни находился, даже ежели бы тело Мастера пребывало на смертном одре, а Дух витал на просторах Вселенной. Колол ли дрова, подметал ли двор Храма или гладил «вицей» загривок одного из своих нерадивых учеников, Мастер ни на один миг не выпускал из объятий своих цепких мыслей обозначенную в пространстве тему. Как один из ярчайших примеров примитивного сознания человека Рикл выбрал население Ярославской области, возглавляемой в то время губернатором Лисицыным, и, как прямую противоположность, Мастер рассматривал Ямало-Ненецкий округ и всю Тюменскую область в целом. Холоп его Величества Президента России Анатолий Иванович Лисицын предложил мировой знаменитости, Наталье Ивановне Можухиной (Матушке Юсне), быть его доверенным лицом на губернаторских выборах, но полу­чил категорический отказ, за что Наталья Ивановна подверглась жестоким гонениям со стороны огромной армии прихвостней губернатора и вынуждена была покинуть пределы Мологского края и удалиться на служение человечеству в Храм Рикла.

Вышеизложенный факт имеет самое непосредственное отношение к обозначенной теме. Узость сознания и невежество ходят след в след, дыша друг другу в затылок. Мы попытаемся показать вам прямую зависимость сознания человека от нарушения природного баланса на примере Мологского края.

Положительный аспект дуальности человеческого сознания мы отправим в небытие или просто отдадим на откуп досужему чита­телю, а вот к отрицательному вернемся вместе с изысканиями Рикла.

Приток учеников из указанного региона превысил критическую массу негативного аспекта, как составляющей весов Равновесия Творчества Мастера, и вынудил Его обратиться к теме сознания человека, как представителя уходящей в небытие пятой коренной расы.

Подрясники пока оставим в покое, они еще долго будут сотрясать пространство миров своими предсмертными догмами. Да нет, не подумайте, ради бога, Рикл не о церкви и попах заговорил, замените букву «я» в слове «подрясники» на «а», и все встанет на свои места, хотя и о первых у меня тоже есть, что сказать, особо о том, что находится ПОД подрясниками. Ну да ладно, их черед еще не пришел, хотя влияние «подрясников» на формирование сознания Велико и далеко не положительно, а, скорее, наоборот.

Лирическое отступление. Рикл в самом деле уже давно дал зарок больше не писать беседы для тупого человечества, а посвятить последние шестьдесят семь лет своей жизни самосовершенствованию, как это делали все Духи, утяжелившись в процессе общения с двуногими млекопитающими, половина из которых рептилии, успешно маскирующиеся под последних. Это Дочь, собрав по крупицам суть беседы Мастера, воплотила ее в жизнь, чем вызвала взрыв негодования Отца, так как сама тема без пояснения Рикла могла звучать далеко за гранью допустимого для восприятия того самого отупевшего сознания современного человечества.

Получив в подарок от любимой ученицы к Новому, 2010 году краткое изложение сути беседы «Молога», Мастер, скрепя сердце, взял в руки перо и одиннадцатого января того же года приступил к порче бумаги, без особой надежды пробить брешь в стенах крепости сознания индивида.

Что же происходило дальше на кухне, когда Юсна и Саюнор почти одновременно всплеснули руками и в один голос закричали: «Так это же…»?

Дальше, так как Мастер еще не зарекся читать беседы своим ученикам, на просторы Алтайских гор полилась энергия Огромного Потока мыслей Учителя. Это была большая беседа о многолетних изысканиях Рикла в сферах Сознания Человечества, на которой присутствовало лишь два ученика, и всего этажом выше внимала своим далеко не земным мыслям неугомонная чела и духовная Дочь Мастера Элиия. Если бы вы знали, сколько страданий ей принесет впоследствии сей факт, но… изменить что-либо уже невозможно, ибо одна тема еще никогда не звучала дважды из уст Рикла, по принципу «нельзя войти в одну реку дважды».

Впоследствии Юсна и Саюнор подверглись основательному «допросу с пристрастием» Сингхи по существу темы, но невозможно воспроизвести все мысли автора, хотя бы имей ты семь пядей во лбу и два третьих глаза, ибо многое сказано Мастером за сферой восприятия ученика, многое иносказательно, а что-то просто недоступным эзотерическим языком. Плюс нужно учесть, что Рикл никогда не раскрывает тему до конца, исходя из принципа:

Нельзя сажать раба на трон,

Нельзя давать нищему миллион,

Нельзя (рано) давать человеку Знание.

Вот и получилась у Элиии по крупицам собранная, усеченная, недоговоренная, эзотерически завуалированная беседа Рикла.

Молога

Мною замечен факт, что у всех УРОЖЕНЦЕВ города Рыбинска наблюдается некая общность в сознании, точнее, в его очень низком уровне. Пытаясь дать ответ на вопрос, почему так произошло и происходит по сей день, обратимся к событиям почти вековой давности.

Взглянув на географическую карту Рыбинского района начала прошлого века, мы бы не увидели столь привычной нашему глазу картины: на ней не было бы ни современного русла Волги, ни знаменитого своими размерами Рыбинского водохранилища. На территории будущего рукотворного моря некогда располагался процветающий Мологский край, который населяли мологжане или мологи.

Я в тех краях никогда не бывал, но, просматривая навязываемую мне сверху ситуацию, видел, что природа мологской земли щедро одаривала людей и плодородной почвой, и густыми борами с древесиной многих ценных пород, обилием и разнообразием животного и растительного миров. Где же сегодня эти дубовые рощи и хвойные леса, где луга и поля? Где мастера-сыроделы и ремесленники, которыми так славился этот старинный край? Зачем затоплена и превращена в болото столь обширная территория заливных лугов, выпасов, лесов, множества деревень и целого уездного города?

Обратимся к истории. В 20—30-х годах прошлого века советская власть решительно взяла курс на электрификацию всей страны. Для этой цели нужны были источники энергии и, желательно, неисчерпаемые. Далеко ходить не надо. Европейская часть страны — вот тебе полноводная и перспективная в этом плане река Волга, которую издревле величали русичи Матушка-река, Мать-поилица земли русской.

Был разработан проект постройки каскада Верхневолжских ГЭС, который очень быстро стала приводить в исполнение армия заключенных, накопившая богатый строительный опыт за колючей проволокой обширных лагерей ГУЛАГа.

В процессе строительства необходимо было затопить огромные приволжские территории, в том числе и Мологский край. Таким образом советские вожди подписали смертный приговор благодатной земле, а заодно и всем ее жителям. Мологи были не только крепкими крестьянами, возрождавшими после реформы 1861 года исконно русское общинное землевладение, но и носителями опыта, традиций и знаний, а другими словами — генофонда этнической группы, на протяжении веков существовавшей на этой территории. Не зря царица Екатерина II, нет, совсем не зря не однажды разбивала свои шатры на Мологской земле и хлебала ушицу из стерлядки на берегах дивной полноводной реки Волги — поилицы и кормилицы многих народов Руси.

Смертный приговор народам был объявлен за шесть месяцев до исполнения замысла кормчего, в конце зимы, в феврале. Жителям предлагалось разобрать избы, перекатить их по тонкому уже весеннему льду на окраину города Рыбинска и поселиться там.

И мало кого тогда волновало, что даже при согласии на переселение осуществить задуманное для такого количества населения в столь сжатые сроки было физически просто невозможно. Многие сотни людей остались там, на земле своих предков, приковывая себя к своим домам, они предпочли быть утопленными, нежели покинуть свою исконно родную землю, поилицу и кормилицу в веках и тысячелетиях. В момент затопления многие семьи запирались в своих домах и целыми деревнями навечно уходили под воду; были затоплены кладбища, луга и поля, леса и дубравы, деревни и города. Целый край.

Сегодня уже ни для кого не являются тайной обнародованные учеными результаты исследований структуры воды. Доказано, что при одинаковом химическом составе вода, впитывая в себя информацию из внешнего пространства, изменяет свою структуру.

Вот мы и подошли к самому главному, и можно было бы на этом закончить, ибо Мастер уже вскрыл суть многолетней проблемы, но Он все же решил продолжить, потому что у человечества нет достаточного времени на самостоятельное осознание некогда созданной своими руками проблемы.

Задумайтесь, какова энергетическая структура (молекула ДНК) воды Рыбинского водохранилища, наполненной болью и страданиями тысяч невинно погибших людей? Вода в «море» отравлена эманациями страха и мучений мологжан и самой Земли. Ее пить нельзя! Между тем, эту воду потребляет не только Рыбинск, но и вся Ярославская область.

Сегодня всем известно, что генами определяется строение организма, физиология и нервная система человека. Но гены — это микроуровень, а на наноуровне сами гены на 75?% состоят из воды. В ее структуре заложена память предыдущих поколений, информация об особенностях воды в местностях, где рождались и жили генеалогические предки. Структурированная вода «записывает» в анналы своей памяти всю информацию, с которой соприкасается, «помнит» все, что с ней было, даже ту местность, по которой она текла. Таким образом, водная структура организма человека строго соответствует месту его рождения.

Идем дальше. Известно, что Рыбинская ГЭС была построена руками узников ГУЛАГа. При строительстве счет погибших шел на многие десятки и сотни тысяч, причем трупы умерших сбрасывали прямо в котловину ГЭС, без соблюдения обязательных традиций захоронения останков уморенных голодом, изнуренных непосильным трудом людей.

По прошествии лет пришлось признать, что ГЭС не оправдала себя — в настоящее время она даже не может полностью обеспечить электроэнергией город Рыбинск. Вокруг рукотворного моря — болота, «съевшие» огромные территории, ныне не пригодные для сельскохозяйственного использования.

Некогда зарыбленная Волга представлена теперь, в основном, сорной рыбой: окунем, плотвой, лещом и щукой, так как система каскадов ГЭС не дает подняться в верховья реки на нерест стерляди, осетру и другим ценным породам рыб, которыми край издавна по праву гордился.

 

Современная ситуация:

 

— лучший генофонд региона, в лице мологжан, практически утрачен;

— ГЭС в Рыбинске — огромная братская могила, до сих пор излучающая в пространство боль и страдания безвинно погибших людей;

— питьевая вода в городе отравлена их эманациями, следовательно, организм каждого рыбинца содержит около 60-80?% страданий и боли людей, погибших и замученных при строительстве водохранилища почти век назад.

Эти (и не только эти) причины привели к печальному следствию: сознание современных рыбинцев и населения Ярославской области, генетически и энергетически связанного с ГЭС, находится на очень низком уровне.

Самым печальным является то, что на сегодняшний день не существует никакой перспективы разрешения данной проблемы. Это значит, что еще многие поколения детей, нарождающихся на этой земле, будут нести на себе печать столь масштабной трагедии, так как Рыбинское море является терафимом энергии страха, смерти, насилия и разрушения, которыми пропитаны не только каждая из миллионов клеток человеческого организма, но и индивидуальное, и коллективное сознание рыбинцев. Теперь становится понятным происхождение факторов, сопутствующих низкому уровню сознания местного населения. Невежество и... не будем перечислять далее, мы и так уже навлекли на себя потоки грязных мыслей своими пока еще мало кому понятными догмами. Круг замкнулся, мы снова вернулись к примитивности мышления современного человека, то есть его узкому сознанию.

Рикл
11.01.2010 г.

P. S.: Вот далеко не полная версия беседы Мастера, которую мне удалось собрать буквально по крупицам, чтобы сохранить энергию многогранного Творчества Рикла для потомков.

Элиия

 

История Мологского края

(по материалам Интернета)

Молога — древний город, находившийся до 40-х годов XX века в месте слияния рек Волги и Мологи, на правом берегу реки Мологи и левом берегу реки Волги, на территории современной Ярославской области в 32 километрах от современного города Рыбинска. Точная дата возникновения города Молога неизвестна.

История Мологского края проста и трагична. Была благодатная земля, первое упоминание о которой относится к середине XII века. Визитной карточкой края считались уникальные заливные луга и пастбища Молого-Шекснинского междуречья. Здесь жили люди, которые делали лучшие в России масло и сыр. А потом вышло постановление...

Пришли революционеры с их планами планетарного масштаба. И все лучшее, что было в Мологском крае, было последовательно и безжалостно загублено. На землях Молого-Шекснинского междуречья образовалось крупнейшее в мире рукотворное море — Рыбинское водохранилище... Затопленными оказались те самые луга, а вместе с ними и древняя Молога.

В сентябре 1935 года было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Первоначальный проект создания Рыбинского водохранилища предполагал затопление примерно 2500 квадратных километров (территория государства Люксембург), в основном вдоль рек Шексны и Мологи, подпорный уровень водохранилища должен был составлять 98 метров. Многие территории Мологского края уходили под воду. Городу Молога пока разрешалось жить, основная его часть располагалась на отметках 98-101 метр над уровнем моря и не подлежала затоплению. Но этого показалось мало. 1 января 1937 года цифра 98 метров была изменена на 102 метра, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Именно эти 4 метра стоили Мологе жизни...

Окончательно Молога исчезла в 1947 году при завершении наполнения Рыбинского водохранилища. Был затоплен существовавший до этого почти восемь веков уникальный исторический город, около 700 сел и деревень, 140 церквей, три монастыря, 13 % территории Ярославской области. Переселено 130 тысяч жителей. Были жители (по официальным данным — 294 человека), которые отказались от переселения и погибли при затоплении.

P.S.: Достаточно много людей, так или иначе переселенных из родной Мологи в Рыбинск, так и не смогли смириться с утратой города. Последовала череда самоубийств. Бывшие жители Мологи (иногда даже целыми семьями) топились в водохранилище, поглотившем их дома. Окончательное число жертв советского нововведения до сих пор остается загадкой.

http://frobey.clan.su/publ/4-1-0-2

* * *

Молога находилась в 32 км от Рыбинска и в 120 км от Ярославля в местности, богатой водами, при слиянии реки Мологи с Волгой. Ширина Мологи против города составляла 277 м, глубина от 3 до 11 м. Ширина Волги была до 530 м, глубина от 2 до 9 м. Сам город находился на довольно значительной и ровной возвышенности и тянулся по правому берегу Мологи и по левому — Волги. До железнодорожных сообщений, причем Молога осталась в стороне от них, пролегал здесь оживленный Петербургский поч­товый тракт.

К городу с XVII века причислялась слобода Горькая Соль (по названию протекающей поблизости речки), отстоящая от города на 13 километров вверх по реке Мологе. Тотчас за городом начиналось болото и затем озеро (около 2,5 километров в диаметре), называемое Святым. Из него в реку Мологу тек небольшой ручеек, носящий название Копь.

 

РАННЯЯ ИСТОРИЯ

Время первоначального заселения местности, где стоял город Молога, неизвестно. В летописях наименование реки Мологи в первый раз встречается под 1149 годом, когда великий князь Киевский Изяслав Мстиславич, воюя с Юрием Долгоруким — князем Суздальским и Ростовским, сжег все села по Волге до самой Мологи. Это случилось весной, и война должна была прекратиться, так как вода в реках поднялась. Полагали, что весенний разлив застиг воюющих именно там, где стоял город Молога. По всей вероятности, здесь существовало издавна и какое-либо селение, принадлежавшее князьям Ростовским.

В 1321 году появилось Мологское княжество — по смерти ярославского князя Давида сыновья его, Василий и Михаил, разделили его владения: Василий, как старший, наследовал Ярославль, а Михаил получил удел на реке Мологе и поселился, вероятно, там, где, как полагает Троицкий, стоял город Молога. Это свое предположение он основывал на местном предании, свидетельствующем, что князь Михаил, отправляясь в свой удел, принес, как благословение отца, икону Тихвинской Божией Матери, которая составляла главную святыню Мологского Афанасьевского монастыря. К тому же, в мологском уделе место, где была Молога, лучшее по водному пути сообщения; а города основывались прежде главным образом при устьях рек.

Окраина Мологи. 1910 год.

При Иване III Мологское княжество вошло в состав Московского. Он же перенес в Моло­гу яр­марку, ранее распо­лагавшуюся в 50 ки­ло­метрах выше по реке Мологе в Хо­лопьем городке. Она была крупнейшей в Верхнем Поволжье в конце XIV — начале XVI века, но потеряла затем свое значение в связи с обмелением Волги и перемещением торговых путей. Тем не менее, Молога оставалась крупным торговым центром местного значения.

В Смутное время и после (особенно в 1609 и 1617 годах) моложцы потерпели много горя и бед, как это было тогда везде по стране.

Из описи, составленной между 1676 и 1678 годами стольником М.?Ф. Самариным и подьячим Русиновым видно, что Молога в это время была дворцовым посадом, что в ней считалось тогда 125 дворов, и в том числе двенадцать, принадлежавших рыбным ловцам, что эти последние, сообща с ловцами Рыбной слободы, ловили в Волге и Мологе красную рыбу, доставляя к царскому двору ежегодно по 3 осетра, по 10 белых рыбиц и по 100 стерлядей. Когда прекратилась с жителей Мологи эта подать — неизвестно. В 1682 году в Мологе был 1281 дом.

В начале ХVIII столетия слобода Молога делилась на три посада: верхний, средний или Вознесенский и нижний или Воскресенский. Верхний посад от среднего отделялся Святозерским ручьем, через который имелся деревянный мост. Спуск на этот мост из среднего посада проходил по берегу реки Мологи, рвом, мимо бывшей тогда здесь деревянной церкви, изгибаясь к мосту в левую сторону полукругом; подъем же с моста в верхний посад вел прямо в главную улицу Заручья, называвшуюся Сорокиной. Мост был не высок, весной зали­вался, и тогда сообщение с Заручьем производилось на лодках. Место, где стоял верхний посад, существовало и в конце XIX века, но бывшая тогда здесь единственная улица Сорокина имела в длину иное направление. Место среднего посада также сохранялось, но не все; главная улица здесь носила название Проезжей. Нижний посад был частично затоплен Мологой, а частично запущен, так как постоянно отмывался. Все три посада находились под ведением одной общей Ратуши, помещавшейся в нижнем посаде. Пространство между нижним и средним посадами занято было торговой площадью. Здесь же находилась таможня, 14 деревянных лавок, кружечный двор и кабак. Каменный собор и княжеские палаты находились в нижнем же посаде — Воскресенском. Направление течения реки Мологи было в те времена иное, чем в конце XIX века.

До 1772 года всех умерших погребали у церквей, вблизи домов; по указу же этого года велено хоронить не ближе 215 метров от жилищ, почему в Воскресенском приходе отведено было место для кладбища на берегу озера, и здесь построили тогда деревянную церковь Воздвиженскую; в Вознесенском же приходе место для кладбища отведено было в другой стороне Святозерского ручья.

По сведениям Бакмейстера и Полунина, в конце 1760-х годов Молога относилась к Угличской провинции Московской губернии, имела ратушу, разделялась на три посада; каменных приходских церквей было две, деревянная одна; дома все деревянные; около 700 мужчин,

289 дворов. Моложское купечество имело небольшой хлебный промысел, однако большинство занималось «Волжской черной работой». Две ярмарки: 18 января и в Великий пост на четвертой неделе в среду. Приезжали купцы из Белозерска с рыбою и снятками; из Углича, Романова, Борисоглебской и Рыбной слобод со всяким мелочным и шелковым товаром; а больше крестьяне с хлебом, мясом и деревянною посудой. Недельные небольшие торги бывали по субботним дням. В конце XVIII века главными двигателями торговли в Мологе были хлеб, рыба, меха; в конце XIX века они вовсе не привозились, а торговали товаром красным, бакалейным и изделиями из меди, железа и дерева.

УЕЗДНЫЙ ГОРОД

Древний дворцовый посад или купеческая слобода Молога получил в 1777 году статус уездного города Мологского уезда, и тогда же причислен к Ярославскому наместничеству и к соответствующей губернии. Герб города Мологи утвержден 20 июля 1778 года. В полном собрании законов он описан так: «щит в серебряном поле; часть третья оного щита содержит герб Ярославского на­мест­­ни­чества (на задних лапах медведь с секирой); в двух же частях того щита показано в лазоревом поле часть земляного валу, он обделан серебряною каймой, или белым камнем»). План города конфирмован 21 марта 1780 года и 26 октября 1834 года. Присутственные места открыты в Мологе 4 января 1778 года. Первое время в городе ощущалась нехватка необходимых теперь грамотных людей.

В 1802 году в Мологе была городская школа с 45 учениками, и им преподавалось: краткий катехизис, читать и писать по-русски, первая и вторая часть арифметики, основы рисования и объяснение должности человека и гражданина. Годовой оборот торговли доходил тогда до

160 000 рублей. Были здесь и заводы: солодовенных два — Осипа Василь­евича Казанина с 1800 года, с производством на 1000 рублей и Косьмы Андреевича и У.М. Бушковых с 1795 года, на 6500 рублей, кожевенных два — И.П. Новотельнова с 1801 года, на 1550 рублей и М.М. Нестерова с 1798 года, на 1275 рублей; кирпичных тоже два.

В 1778 году в новооткрытом городе было уже 418 домов и 20 лавок, а жителей — 2109. С тех пор город стал год от году увеличиваться и по возможности улучшаться и во внешнем, и во внутреннем благоустройстве. В 1858 году здесь был 4851 житель; в 1864 г. — уже 5186.

Для усиления в Мологе полиции повелено было 3 августа 1823 года определить туда одного квартального надзирателя с жалованьем по 200 рублей в год из городских доходов; а в 1836 году (29 мая) все содержание полиции было возложено на город.

На 1862 год объявлено было в Мологе купеческих капиталов по 2-й гильдии — 1 и по 3-й — 56. Из взявших гильдейские свидетельства занимались торговлею в самом городе 43, а остальные — на стороне. Кроме купцов торговало тогда здесь еще 23 крестьянина. Из торговых заведений в Мологе находилось в то время 3 магазина, 86 лавок, 4 гостиницы и 10 постоялых дворов.

28 мая 1864 года случился страшный пожар, уничтоживший дотла самую лучшую и большую часть города. В течение двенадцати часов сгорело более 200 домов, гостиный двор, лавки и здания присутственных мест. Убыток исчислялся тогда свыше одного миллиона рублей. Следы этого пожара были видны около 20 лет.

В 1889 году Мологе принадлежало 8,3 тысячи гектаров земли (первое место из городов губернии), в том числе внутри городской черты 350 гектаров; жилых домов каменных 34, деревянных 659 и строений нежилых каменных 58, деревянных 51. Всех жителей в городе было около 7032, в том числе 3115 мужчин и 3917 женщин. Кроме четырех иудеев, все были православные. По сословиям население делилось так (мужчин и женщин): дворян потомственных 50 и 55, личных 95 и 134, белого духовенства с их семействами 47 и 45, монашествующего — 165 женщин, личных почетных граждан 4 и 3, купцов 73 и 98, мещан 2595 и 3168, крестьян 51 и 88, регулярного войска 68 мужчин, состоящих в запасе 88 мужчин, отставных солдат с семействами 94 и 161. К 1 января 1896 года жителей было 7064 (3436 мужчин и 3628 женщин).

Ярмарок в Мологе бывало в это время три: Афанасьевская — 17 и 18 января, Средокрестная — в среду и четверг четвертой недели Великого поста, и Ильинская — 20 июля. Привоз товаров на первую дохо­дил по своей стоимости до 20 000 рублей, а распродажа до 15 000 рублей; остальные же ярмарки не многим отличались от обыкновенных базаров, еженедельные торговые дни по субботам бывали довольно оживленны только летом. Ремесленность в городе была развита весьма мало.

В 1888 году в Мологе считалось ремесленников: мастеров 42, рабочих 58 и учеников 18, кроме того, около 30 человек занимались постройкой барок; фабрик и заводов: два винокуренных, три прянично-булочно-крендельных, крупяной, маслобойный, два кирпичных, солодовенный, свечно-сальный, ветряная мукомольная мельница — работало на них по 1-20 человек.

Горожане главным образом находили себе средства к жизни на месте, хотя бывали и отлучки на сторону. Жители слободы Горькой Соли, в свободную от полевых работ пору, нанимались для сплава барок. Некоторые из жителей Мологи занимались сельскими работами, арендуя для этого у города пахотные и луговые земли. Кроме того, был огромный луг против города, хорошим и обильным сеном с этого луга пользовались все обыватели, записавшиеся в часть. Косцы нанимались городом, сено же сгребалось самими пайщиками.

По доходам Молога, в ряду остальных городов Ярославской губернии, на 1887 год занимала четвертое место, а по расходам — пятое. Так, городские доходы в 1895 году составили 45 775 руб­лей, расходы — 44 250 рублей. В 1866 году в городе был открыт банк — основу ему положили деньги, собираемые жителями на экстренные случаи с 1830-х годов, к 1895 году его капитал достиг 48 000 рублей.

В конце XIX века Мо­лога представляла собой небольшой узенький длинный городок, прини­мающий оживленный вид во время нагрузки судов, продолжавшейся весьма недолго, а затем погружавшийся в обычную сонную жизнь большей части уездных городов. От Мологи начиналась Тихвинская водная система, одна из трех, связывающих Кас­пийское море с Балтийским. Несмотря на то, что из проходящих около 4,5 тысяч судов останавливались здесь лишь немногие, движение их не могло не отражаться на благосостоянии жителей, открывая им возможность снабжения судорабочих съестными припасами и другими необходимыми предметами. Кроме прохода упомянутых судов, на Мологской пристани ежегодно грузилось более 300 судов хлебом и другими товарами, на сумму до 650 000 рублей, и почти такое же число судов здесь разгружалось. Сверх того в Мологу пригонялось до 200 лесных плотов. Общая ценность разгружающихся товаров доходила до 500 000 руб.

Заводов в 1895 году было одиннадцать (винокуренный, костомольный, клееваренный и кирпичный заводы, завод по производству ягодных экстрактов и др.), рабочих 58, сумма производства составляла 38 230 рублей. Купеческих свидетельств было выдано: 1 гильдии одно, 2 гильдии шестьдесят восемь, на мелочной торг 1191. Функционировали казначейство, банк, телеграф, почта, кинематограф.

В городе располагался монастырь и несколько церквей.

Афанасьевский монастырь (с XV века — мужской, с 1795 — женский) располагался в 500 метрах за городом. Имел три церкви: холодную (1840) и две теплых (1788 и 1826). Главной реликвией была чудотворная икона Тихвинской Божией Матери начала XIV века.

Воскресенский собор был построен в 1767 году и возобновлен купцом П. М. Подосеновым в 1881—1886 годах. Соборный храм имел 5 престолов: главный — Воскресения Христова и придельные — Пророка Илии, Николая Чудотворца, Успения Божией Матери и святых Афанасия и Кирилла. Отдельно от этого храма (холодного) построен в 1882 году теплый собор, имевший три престола — Богоявления, Покрова Божией Матери и Николая Чудотворца.

В постройке этого собора главное участие принимал тот же П. М. Подосенов, совместно с купцом Н. С. Утиным. К собору была приписана еще деревянная, с обеих сторон оштукатуренная, прежняя кладбищенская Воздвиженская церковь, построенная в 1778 году.

Вознесенская приходская церковь построена в 1756 году; в ней три престола: Вознесения, святых князей Бориса и Глеба и Архистратига Михаила.

Церковь при кладбище, построенная в 1805 году, с двумя престолами — во имя всех Святых и Иоанна Предтечи.

Церковь в селении Горькая Соль, построенная в 1828 году Ф. К. Бушковым. Имела два престола — Апостола Фомы и Казанской Божией Матери.

Имелось три библиотеки и девять учебных заведений: городское трехклассное мужское училище, Александровское двухклассное женское училище, два приходских училища — одно для мальчиков, другое для девочек; Александровский детский приют; «Подосеновская» (по имени основателя, купца П. М. Подосенова) гимнастическая школа — одна из первых в России, преподавались игра в кегли, езда на велосипеде, фехтование; велось обучение столярному ремеслу, маршировке и ружейным приемам, также при школе имелись сцена и партер для постановки спектаклей.

Была земская больница с тридцатью кроватями, городская лечебница для приходящих больных и при ней склад книг по популярной медицине, выдающихся для чтения бесплатно; городская дезинфекционная камера; частная глазная лечебница доктора Руднева (6500 посещений в год). Город содержал врача, фельдшерицу-акушерку и двух сиделок для ухода за больными на дому. Всех врачей в Мологе было шесть (одна из них была женщиной), пять фельдшеров, фельдшерица, три повивальных бабки.

Для прогулок на берегу Волги был устроен небольшой общественный сад. Климат характеризовался как сухой и здоровый, считалось, что он помогал Мологе избегать эпидемий таких страшных болезней, как чума и холера.

Призрение бедных было поставлено в Мологе прекрасно. Имелось пять благотворительных учреждений: в том числе общество спасения на водах, попечительство о бедных города Мологи (с 1872), две богадельни — Бахиревская и Подосеновская. Владея достаточным количеством леса, город приходил на помощь беднякам, раздавая им его для топлива. Весь город попечительство о бедных разбило на участки, и каждым участком заведовал особый попечитель. За 1895 год попечительство израсходовало 1769 рублей; имелась столовая для бедных. Встретить в городе нищего было большой редкостью.

Советская власть в городе была установлена 15 (28) декабря 1917 года не без определенного сопротивления со стороны приверженцев Временного правительства, но без какого-либо кровопролития. В годы Гражданской войны ощущалась нехватка продовольствия, особо острая в начале 1918 года.

В 1931 году в Мологе организуется машинно-тракторная станция семеноводческого направления, ее тракторный парк, однако, насчитывал в 1933 году только 54 единицы. В этом же году строится элеватор для семян лугопастбищных трав, организуется семеноводческий колхоз и техникум. В 1932 году открывается зональная семеноводческая станция. В этом же году в городе возник промкомбинат, объединяющий электростанцию, мельницу, маслобойный и крахмало-паточный заводы, баню.

 

ЗАТОПЛЕННЫЙ ГОРОД

 

14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. По первоначальному проекту подпорный уровень (высота зеркала воды над уровнем моря) Рыбинского водохранилища должен был составлять 98 м. 1 января 1937 года эта цифра была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Город Молога лежал на отметке 98 м над уровнем моря и, таким образом, попадал в зону затопления.

Осенью 1936 года моложцам было объявлено о грядущем переселении. Местные власти решили уже до конца года переселить около 60?% жителей города и вывезти их дома, невзирая на то, что было невозможно успеть за два месяца, оставшихся до замерзания Мологи и Волги, кроме того, сплавляемые дома остались бы сырыми до лета. Однако выполнить это решение не удалось — переселение жителей началось весной 1937 года и длилось четыре года. Согласно официальным данным, в ходе переселения погибло около 250 человек (в том числе те, которые вообще отказались покидать свои дома). К 1947 году территория города была окончательно затоплена.Большая часть мологжан была поселена недалеко от Рыбинска в поселке Слип, называвшемся некоторое время Новой Мологой. Часть оказалась в соседних районах и городах, в Ярославле, Москве и Ленинграде.

Первые встречи мологжан относятся к 1960-м годам.

С 1972 года каждую вторую субботу августа мологжане собираются в Рыбинске, чтобы отметить память своего погибшего города. В настоящее время в день встречи обычно устраивается выезд на теплоходе в район Мологи.

Уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года Молога показывается из воды.

В 1992—1993 годах уровень Рыбинского моря понизился более чем на 1,5 метра, обнажив мостовые, улицы города, контуры фундаментов, кованые решетки, могильные плиты на кладбище.

Прежде чем город-призрак вновь погрузился под воду, краеведам удалось собрать исторические реликвии для будущего музея Мологи, снять любительский фильм. Участники экспедиции высадились из катера прямо на торговую площадь, обошли почти все островки городской территории, протянувшейся когда-то на четыре километра над рекой Мологой. В их фильме звучат голоса людей, вернувшихся в свой город, узнающих белые ступени гимназии, ограду Афанасьевского женского монастыря, мощеную дорогу на кладбище, читающих имена на надгробных плитах…

В 1995 году в Рыбинске создан Музей Мологского края. По инициативе общественной организации «Землячество мологжан» в июне 2003 года Администрацией Ярославской области был организован Круглый стол «Проблемы Мологского края и пути их решения». В своем выступлении академик

В. И. Лукьяненко впервые выдвинул идею создания Национального парка «Молога» в память о затопленном городе.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Молога_(город)

Элиия