Наука > Гармония

Е.В. Терешина. О «западном» и «восточном» способах деления круга.
Концепция Единого Знания.

(комментарий к статье П.Я. Сергиенко «Триалектическое понимание и моделирование гармонии целостности» http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/009a/ 02321131.htm)

В данной статье делается попытка осветить некоторые смыслы, которые разрабатывались в глубокой древности до того, как философская мысль была разделена на восточное и западное направления. Фактически, реконструируются архаичные воззрения на мироустройство, присущие тому народу, который создал тексты Ригведы. Не поняв истоков, мы не сможем проследить развитие мысли, в частности становление представлений о двоичности (диалектика) и троичности (триалектика). Между тем, учение о двоичности и троичности являлось основой древнейшей картины мира. Такая попытка представляется тем более оправданной, что специалисты в области математики и физики часто идут от современных понятий к предшествующим, а не наоборот, навязывая свои смыслы там, где они просто неприемлемы. Статья П. Сергиенко – блестящий тому пример. Давайте разберемся.

Мне бы хотелось прокомментировать два тезиса, выдвигаемые Сергиенко:

1. «Исторически сложилось так, что символические образы триединства, унаследованные, возможно, еще от предшествующих цивилизаций, их изображение и философское толкование мыслителями восточного и западного полушарий (?) нашей Планеты не совпадают. Наиболее философски обоснованным символом гармоничного триединства в западной литературе представлен треугольником. В восточной философии символ гармоничного триединства представлен геометрическим символом Инь-Ян.»

2. «Рассмотрим ниже некоторые примеры западного и восточного геометрического «анализа» (расчленения, деления ЦЕЛОГО на части). Рассмотрим это на примере деления круга…»

а также современную модель расширяющейся Вселенной, которую он отвергает.

Древнейший известный на Востоке графический символ начала – темный круг. Этот круг эволюционирует. Сначала в его центре появляется светлая точка, затем эта точка испускает луч, который достигает периферии-окружности (радиус). Вслед за радиусом появляется вертикальный диаметр, затем еще один, третий радиус, перпендикулярный диаметру (символ имеет название «молот Тора»), наконец – вырисовывается крест. Крест – два диаметра, вертикальный и горизонтальный. Вертикальный диаметр делит круг на правую и левую половины, горизонтальный – на верх и низ. Это и есть наиболее архаичный тип деления круга. Эволюция круга завершается его преобразованием из темного в светлый. Какие же смыслы заключают все эти символы?

Темный круг – пассивная неподвижная тьма. В ней невидимо блуждает начало-точка, которая не имеет «ни места, ни объема». Точка в центре – начало движения, а круг – область движения, исходящего из точки. Движение есть испускание тепла, света и звука. Направление движения – от центра к периферии (окружности), т.е. радиус. Пока радиус не достиг предела, он является лучом, а точка излучает. Когда радиус достигает окружности, появляется отрезок, в котором обе крайние точки (концы отрезка) равнозначны. Движение либо прекращается, либо идет вспять, т.е. становится центростремительным. Вертикальный диаметр – проявление симметрии (зеркальной и поворотной), появление левого и правого. Диаметр соединяет две точки на окружности, которые противоположны друг другу, но правое и левое – это комплементарные противоположности, составляющие целое. Две точки на окружности, казалось бы, целого не составляют. На самом деле, диаметр соединяет три точки – одну центральную и две периферические, но здесь центральная точка не видна. О ее существовании можно только догадываться. Диаметр состоит из двух радиусов, поэтому его можно рассматривать как целое, в котором движение может происходить во взаимообратных направлениях от одной точки к другой (линейный осциллятор). Центральная точка – неподвижна, относительно нее происходят колебания. В процессе колебания все три точки либо принимают движение, либо испускают его. Сделать видимой центральную точку можно, если «изогнуть» диаметр. Но тогда это будет не диаметр, а угол, образованный двумя радиусами. Древнейшая графика угла – знак «». Угол имеет два свойства: одно – зеркальная симметрия, второе - каждый из радиусов представляет собой самостоятельный линейный колебательный контур. В результате движения могут происходить синхронно (в одном направлении по двум радиусам) и асинхронно (по одному радиусу – центробежное, по другому – центростремительное). Асинхронные движения чередуются, синхронные тоже. При синхронном движении точка то излучает, то поглощает (пульсирует), а круг то расширяется, то сжимается. При асинхронном движении точка одновременно излучает и поглощает (свойство абсолютно черного тела). Синхронное движение дало название лучу-отрезку «радиус» («ра» - расширение, «ди» - два, «ус» - узость). Асинхронное движение, связанное с расширением, - это правое, созидательное, связанное с сжатием – левое, разрушительное, поэтому знак «» подобен ногам, левой и правой (так как ноги совершают движение). Асинхронное движение – свойство диаметра, поэтому диаметр – символ переходных противоположностей («да-нет»). В диаметре два радиуса – две силы, созидательная и разрушительная, а невидимая центральная точка – гармония двух сил, она же – продуцент этих сил, т.е. эта точка дуалистична. Впоследствии асинхронное движение было принято и для знака «», где правая «нога» - созидание, а левая – разрушение. Диаметр поделил круг на две половины – темную (разрушение) и светлую (созидание). Диаметр становится осью вращения, а ноги «ходят», крутя эту ось, что образует чередование «ночь-день-ночь…».

Самые интересные смыслы содержит символ «молот Тора», или «третья сила». Его древнейшая графика – знак «Т» (повернут вправо на 90° - от вертикального диаметра). Знакомую нам графику «Т» (от горизонтального диаметра) он получил, когда вселенная была поделена на верх и низ (небо и земля), а зигзаг – это молния, поэтому Тор – бог грозы. «Молот Тора» символизирует гармонизирующие свойства точки, от которой попеременно исходит то сила созидания, то сила разрушения, то расширение, то сжатие. В древности гармонией называлось состояние равновесия двух противоположностей. Третий радиус, таким образом, вовсе не отрезок, а зигзаг «…». Очень напоминает движение волны и змеи. Тогда угол (а вместе с ним и точка) как бы копируются (самовоспроизводятся), а пространство между точкой и кругом заполняется однородными элементами – точками и углами. Такое состояние пространства в древности называлось однородным, или ХАОСОМ. Движение волны ассоциировалось с океаном, а змей надолго становится символом хаоса. Он тесно связан с водой – это индийский Шеша, скандинавская Мидград, греческий Пифон, британская Лох-Несс. Волна и змей различаются только тем, что волна холодная, а змей содержит в себе огонь (Змей Горыныч). Змей Горыныч имеет свою полную аналогию в китайском драконе и в египетском крокодиле. Дракон заглатывает и выпускает годовое солнце, а крокодил – суточное. Морская волна – это вибрация тьмы, воды моря – темны. Змей – распространение жара, который состоит из тепла и света. Жар – огонь, или арийский центральный бог Агни. Но Агни символизировал всякое движение вообще. Получается, что свет до времени прячется во тьме и нужен некий импульс, чтобы тьма его «выплюнула», т.е. Агни прячется во тьме вод. Сначала он проявляется в виде холодного света (луна), а затем в виде горячего солнца. Холодный свет рождает горячий, а луна -солнце. Знак луны «», т.е. ей свойственно сжиматься и расширяться. Сжатие и расширение можно передать в терминах «собирать-разбрасывать». Действительно, луна собирает и разбрасывает звезды, а полнолуние чередуется с новолунием. Знак «» напоминает рогатую голову и ноги. Луна - небесная корова, звезды - брызги молока, чередование ее фаз - ноги, луна делится вертикальной линией на правый и левый полумесяцы. В то же время, луна - лоно, в которое собираются звезды-семена. При сильном сжатии луна-лоно возгорается, рождая огненного тельца - солнце. Солнце распространяет жар, освещая все темное пространство. Однако прежде чем осветить пространство, круг делится горизонтальной линией на верх и низ - небо и землю. Тогда небо отдает свет и тепло земле. В еще более глубокой древности считалось, что источником небесных семян и огня является земля. Это запечатлено в образах египетских богов Геба (земля) и Нут (небо), а также в камнях-дольменах, во множестве разбросанных (установленных) по европейской части Евразии.

Крест разделяет пространство на четыре равные сектора, но он же указывает на четыре положения знака «». Двоичность - это проявление парности, поэтому знаки могут быть совмещены попарно или вчетвером. В результате получаются три разные знака: «Х», «» и «О»- Знак «» - мрак, волна, тьма вод. Объединение знаков «Х» и «О» дает все возможные варианты поворотов знака «». Получается фигура «косой крест, вписанный в ромб». Косой крест делит ромб на четыре равных ромба. Специалистам по славянским древностям хорошо известен этот знак, в каждом ромбе в нем проставлена точка. Точка означает, что каждый из четырех ромбов делится еще на четыре ромба и так до бесконечности. Этот знак - символ размножения, воспроизводства центральной точки, которое осуществляется путем комбинации из 8 знаков «». Историки интерпретируют его как «поле, засеянное семенами». Сразу вспоминается греческая Медея (знак «» - мрак, женское начало, лоно), засевающая поле зубами дракона (зуб=камень=семя, дракон - зигзаг, распространение огня). Но ромб автономен, он имеет отчетливый контур, т.е. предел, самый большой из ромбов. Он делится на бесконечное множество ромбов, но и это деление имеет предел - неделимую точку (греки назвали ее потом атомом). Таким образом, засеваемое поле должно иметь форму четырехугольника. Следуя представлениям о гармонии, все углы и стороны четырехугольника должны быть равны. Получаем квадрат. Четырехугольник - графический символ земли. Но «что внизу, то и наверху», поэтому общим символом двухчастной Вселенной (земля+небо) является восьмиугольник, а число Вселенной - 8.

Знак «Х» напоминает козла с его рогами и раздвоенным копытом. У этого знака есть свое божество - арийский Пушан и греческий Пан (властелин Вселенной). Оба они рогатые и козлоногие пастухи, пасущие стадо из «» по полю-пространству. Аналогичен им славянский Велес. Велес - волос, составное слово «вол-лос», т.е. рогатые животные вол и лось. Знак «Х» символизирует дифференциацию целого на части и имеет арийское название «пуруша». Слово «пур» означает «нить, линия», отсюда «пурга», «буран», т.е. линейное «нитяное» движение, ветер. Надеюсь, нетрудно найти общность между Пушаном и волосом.

Центральная точка самовоспроизводится, разбрасывая «семена» по всему пространству. Так, единое становится множественным, а пространство расширяется. Пространство можно рассматривать как: 1.область размещения копий точки; 2. область расширения самой точки (точка «разрастается», увеличивая свои размеры). В первом случае пространство может иметь произвольную форму, во втором - форму круга, если расширение точки происходит равномерно по всем направлениям. Древние мыслители (как и мы сегодня) стремились к ЕДИНОЙ КАРТИНЕ МИРА. Поэтому была принята общая форма Вселенной – круг. В первом случае центральная точка сохраняется в круге, она невидима в диаметре, но становится видимой в парном диаметре, т.е. в кресте. Во втором случае она исчезает из круга навсегда, т.е. она не может быть «невидимой». Вот эти две концепции и дали начало тем направлениям мысли, которые Сергиенко разделяет как «западное» и «восточное». Забегая вперед отмечу, что при объединении этих двух концепций древние мудрецы получили модель пространства в виде концентрических колец (области сжатия и расширения в расширяющемся пространстве) и двух спиралей – правой (расширяющейся) и левой (сжимающейся). Спирали – расширяющиеся и сжимающиеся концентрические кольца. Единым действующим началом в этом процессе является ТРЕТЬЯ СИЛА, т.е. равнодействующая двух сил. Круг имеет предел расширения (как и ромб), в индуизме названный «обод колеса».

Итак, что представляет собой «восточное» направление мысли? Сергиенко связывает его с созданием символики Инь-Ян. В центре символики круг, разделенный волной из составленных вместе полукругов (двоичность, образующая целое). Этот круг размещается в центре восьмиугольника. Следовательно, круг – это центральная точка. А символ отражает дуализм центральной точки, которая то поглощает (тьма), то излучает (свет), она и покрашена соответствующе. Эта точка излучает волну – зигзаг из двух элементов целого. Согласно модели двухчастной вселенной (она заключена в концепции «золотого зародыша») круг делится на верхнюю и нижнюю половины. Но в центральной точке (зародыше) они еще не разделены, а присутствуют потенциально, находясь в целом (яйце) и уже как бы образуя волну. Имелось ввиду, что точка уже содержит в себе движение. Это движение (рост зародыша) разрывает яйцо на две равные скорлупы -верхнюю и нижнюю, две половины вселенной. Когда они разделяются, то совмещаются в 16-ти элементной комбинации - в виде 8-миугольника. Антиномию «излучение-поглощение» можно рассматривать как «донор-акцептор». В разделенной на две части вселенной донором является небо (в древности земля), а акцептором – земля (в древности небо). В общей же концепции расширяющегося круга донором является центральная точка (отец), а акцептором – пространство (мать). ТРЕТЬЯ СИЛА – это соединение матери и отца, т.е. СЫН.

Таким образом, «восточный» (по Сергиенко) тип деления круга – это символика потенциала, зародыша, графическое описание свойств центральной точки, «западное» деление – это истинное деление круга, которое принималось равным образом и на востоке и на западе ойкумены. Но все же между Востоком и Западом есть несомненное различие. В чем же оно? На Востоке рассматривался первый вариант расширения (как размножение), т.е. при сохранении центральной точки, а на Западе – второй вариант, когда точка сама расширяется («выдувается» - Каббала). В восточном варианте расширение круга происходит благодаря удлинению радиуса, а в западном – благодаря увеличению длины окружности. Разделение во взглядах произошло при разработке концепции времени. Змей-зигзаг растет как последовательность однотипных событий либо как «…», которая имеет начало, но не имеет конца, либо как «..…», не имеющая ни начала, ни конца. Но у Вселенной есть начало. Это была точка зрения мыслителей древности. Поэтому змея-время также имела начало (кончик хвоста). При признании предела расширения змея приобретает конец. Так признается конечность времени, которое движется от центра круга к окружности, т.е. линейно, по радиусу. Если радиус конечен, то конечны и рога у знака «», которые упираются в предел, а знак «» преобразуется в знак «» («рог» становится «горой», «рог-гор»). Гора – третья после ромба и круга замкнутая фигура, т.е. еще одна целостность. Каков же ее смысл?

Следуя концепции ромба, подножием горы становится четырехугольник. Пирамида дает представление о трехчастной вселенной: земля – четырехугольник, небо – вершина (точка), воздушное пространство между ними – треугольник. Таким образом, получается число 8=4+3+1. Это число реализуется в количестве ступеней (зиккурат), по которым происходит передача от неба к земле (нисхождение) и от земли к небу (восхождение). В арийской традиции это движение осуществляет Агни: от солнца к земле и от земли к солнцу (дым и пламя костров), В концепции круга подножием горы должна была бы стать дуга окружности, но не отрезок. Кроме того, понятно, что это подножие – новая равнодействующая, объединяющая и гармонизирующая два рога при условии, что движение по рогам асинхронное. Чтобы быть непрерывным, движение должно совершаться по замкнутому контуру. Это означает, что концы радиусов должны быть соединены

В западном варианте змея – окружность. Но свернувшаяся в кольцо змея (схватившая пастью свой хвост) – символ вечности, т.е. время не имеет ни начала, ни конца. Этот вариант также рассматривался в древности. Он запечатлен в еще одной скандинавской змее, которая обвила собой круг земной. Он же – в символике змея-урея. Эту символику египтяне заимствовали от шумер, которые пришли в Месопотамию с севера. Змея, обвившая круг, – корона, т.е. рога круга («рог-гор-кор»), круг – голова («сол-кол-гол»), т.е. опять воспроизводится символика дракона, проглотившего солнце. Халдеи, наследовавшие шумерам, вписали зигзаг в круг. Вписание зигзага в круг давало представление о правильных многоугольниках и позволяло найти подножие горы. Первым из серии вписанных в круг правильных многоугольников является РАВНОСТОРОННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК. Гора же представляет собой РАВНОБЕДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК.

Единая картина мира требовала, чтобы равнобедренный и равносторонний треугольники были объединены в одной модели Вселенной. Такая модель разрабатывалась в течение тысячелетий. Один из первых вариантов – центральный миф Ригведы о подвиге Индры. Проанализируем его смыслы. Начало – четырехрукий бородатый старец Праджапати (господин всего). Старость – символ начала (первопредок); четыре руки – 4 направления в плоском пространстве: влево-вправо, вперед-назад; борода – совокупность волос-нитей, дифференцирующих пространство. Праджапати рождает ТРЕХ сыновей – Тваштара (умный, созидатель), Рудру (разрушитель) и Дакшу (стремительный поток). Вспомним русскую сказку в переложении Ершова-Пушкина: «У старинушки три сына. Старший умный был детин, средний сын – и так и сяк, младший ж вовсе был дурак». На Руси испокон веков смекалка почиталась выше ума. Тваштар – творец, он созидает тварей. Созидание тварей происходит путем самокопирования, так как «тва»=два, т.е. тварь= «второй я», мое подобие. Отсюда христианская двоица «отец-сын». Тваштар порождает ТРЕХ детей: двух сыновей и дочь, речь, мысль и форму. Форма воплощена в образе сына-змея Вишварупы, который имеет ТРИ головы. Вишварупу убивает загадочный Трита Аптья (Третий водяной), Рудра остается бездетным. Дакша порождает ТРЕХ дочерей: Дити (связанность), Адити (несвязанность) и Дасу (водный поток). Адити рождает шестерых сыновей.

Итак, по линии Дакши происходит ТРИ последовательных актов порождения: сам Дакши, его дети, сыновья Адити. Дакши – это средний сын, «и так и сяк», т.е. равнодействующая. Он и его дочь Дасу – это направленное движение, переходящее в водный поток. Дакша+Дасу=трехголовый змей Вритру. Его-то и убивает Индра, заодно он разрушает крепость Валу. Крепость отделяет период тьмы от периода света. Крепость – это гора, т.е. направление «верх-низ». Период тьмы – период двухмерного пространства, океана, в котором распространяется волнообразное движение «…». Дити, дочь Дакши, есть «связанность», т.е. линейность зигзага, в котором связаны элементы «» -«узость мрака», «уз=ус». Адити – «несвязанность», разрушение зигзага на элементы «» и «», т.е. на коров и воды. При разрушении крепости высвобождаются воды и коровы. Знаки «» и «» двоичны, однако в них скрывается троичность. В знаке «» троичность проявляется как «точка-голова+2 радиуса-рога», в знаке «» вообще три угла. Знак «» - символ воды и мрака, а вот знак «» - символ луны, холодного света, т.е. свет троичен, а мрак порождает свет. Знак «» обыгрывается в христианстве как «Вседержитель и два архангела – Михаил и Гавриил, сидящие осную и одесную». Эта двоичность, «переплетенная» с троичностью дает числа 6 (3х2) и 5 (3+2). Троичность является производной от двоичности. Например, двоичный Праджапати рождает трех сыновей, двоичный Тваштар – трех детей, среди который трехголовый змей. Более того, у самого двоичного змея Вритры три головы. В древнейших изображениях голова змея имеет форму треугольника. В русских былинах число голов Змея Горыныча кратно трем – 3, 6 и 9. Но треугольник – это гора. Отсекая голову Вритры, Индра отделяет от зигзага гору. Затеме он эту гору разбивает надвое, расширяя воздушное пространство и творя трехчастную вселенную. При расширении воздушного пространства некое божество Вишну делает ТРИ шага, вырастая из карлика в гиганта. Пара Вишну – Шива впоследствии составила антиномию «расширение-сжатие» («виш-шив»). Таким образом, эволюция периода мрака и эволюция периода света протекает в каждом случае в ТРИ этапа.

Гора (ось «верх-низ») становится осью вращения колеса – риты, периферию которого занимают 6 детей Адити. Шесть детей Адити – сыновья света, но их число обусловлено тьмой (два последовательных порождения по линии Дакши – ТРИ сына Праджапати+ТРИ дочери Дакши). Соединив адитьев, получим 6-тиугольник, вписанный в круг. Вот почему халдеи вписали зигзаг в круг! Число детей Адити последовательно возрастало до 7, 8 и, наконец, до 12. Сразу вспоминаются Владимир Красное Солнышко, Король Артур и Иисус Христос, окруженные 12-ю дружинниками, рыцарями, апостолами. Число 6 становится навсегда числом круга. Его производные – числа 12, 24, 360, которые являются результатом умножения числа 3: на 2, 4, 8 и 12. Умножение есть воспроизводство элемента. В данном случае таким элементом является треугольник. Число 6 – два треугольника. Получаем известный символ «Звезда Давида». Разработкой этого направления, действительно, занимались в основном на западе ойкумены, восточных мудрецов больше интересовало число 5, т.е. они оставались приверженцами центральной точки, т.е. искали истоки той силы, которая вращала колесо, так как ось вращения проходила через перекрестье (4+1).

Развитие мысли привело к эволюции образов по линии «Агни-Праджапати-Брама-Брахман». Брахман – расширяющаяся вселенная, сохраняющая связь с центральной точкой, т.е. окружность («обод колеса») + центральная точка («город Брахмана»). Центральная точка двоична («дыхание «вдох-выдох), но у нее 9 врат (3х3), из которых выходят радиусы-лучи, достигающие предела – окружности. Почему врат девять? Откуда взялось это число? Из тьмы: ТРИ сына Праджапати+ТРИ дочери Дакши+ТРОЕ детей Тваштара. Когда расширение завершено, 9 точек на окружности соединяются линией-зигзагом в правильный 9-тиугольник. Так, конечное время мрака переходит в вечность светлого периода. Равнобедренный треугольник (вершина-центральная точка), таким образом, символизирует гору, которая «строится» в период мрака. Расширение и сжатие вселенной – это дыхание Брахмана, Великая Пневма

Рассмотрим этапы построения. В течение всего периода мрака сохраняется связь с центральной точкой. Она испускает движение, или излучает энергию, производя на периферии самоподобную точку. Центральная точка – отец (донор), периферия – мать (акцептор), точка на периферии – тварь. Для построения горы необходимы два луча. Возможность существования двух лучей заключена в двоичной природе центральной точки. Она излучает и поглощает. В терминах донорно-акцепторных отношений центральная точка является гермафродитом (Великий Гермафродит). Когда поглощение и излучение происходят вдоль одного радиуса, вселенная расширяется и сжимается. Вечность (стационарность) вселенной может поддерживаться, когда излучение и поглощение происходят по двум радиусам. Это означает, что периферическая точка преобразуется в гермафродита и продуцирует вторую периферическую точку, а та возвращает свою энергию центральной точке. В символическом описании, эта третья сторона, подножие равнобедренного треугольника – необходимое условие стационарности, она гармонизирует поток, так как соединяет два противоположных направления. Эта та третья сила, которая замещает змея. Эта сила – Сын. Образуется троица : Отец (донор) – Мать (акцептор) – Сын (гармонизирующая равнодействующая, периферическая связь).

Образуется замкнутый контур – равнобедренный треугольник, по которому циркулирует энергия. Таких треугольников в круге может быть сколь угодно много. Они поддерживают стационарность круга за счет образования связей между периферическими точками. Стационарная («вечная») вселенная символизируется зигзагом, вписанным в круг. Но сколько все-таки должно быть периферических точек? Троичность стационарной вселенной указывает на число – 9 (3х3). В круг вписывается 9-тиугольник, но общее число точек, включая центральную – 10. Позднее на западе все 10 точек были приняты как периферические. Соединяясь попарно (10 диаметров), они составляют Священную Декаду, т.е. 10 дуалистичных пар, описанных Пифагором. Следуя традиции, эволюция Вселенной рассматривается как число порождений: 1 периферическая точка - радиус, 2 периферические точки – диаметр, 3 точки – РАВНОСТОРОННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК, 4 – квадрат, 5 – пятиугольник, 6,7,8,9 – 6,7,8 и 9-тиугольники. Итого 9 форм, из которых только 7 многоугольников. Из этих 7 многоугольников только 6 – правильные. 7-миугольник «выпадает». Его можно заменить «равноценным». Так как число 7=3+4, то «равноценный» многоугольник – 3х4=12. Так был вписан в круг 12-угольник. В стационарной вселенной, утратившей связь с центральной точкой, смыслы равнобедренного треугольника переходят на равносторонний. В Ветхозаветной Троице вершины равностороннего треугольника – три ангела. Здесь нет Вседержителя-отца, так как нет и центральной точки. В Новозаветной Троице уже появляются Отец-Мать-Сын. Происходит переосмысление функции Сына. Когда Иисус окружен апостолами, он выполняет роль центральной точки – Красного Солнышка, т.е. точки, испускающей жар, красное тепловое излучение. В Троице Иисус (сын) – гармонизирующее начало, но он же гермафродит, так как берет от матери (в этом смысл Эдипова комплекса) и передает отцу. Но Иисус безбрачен. Иисус – Сын Человеческий, так как периферия – формообразователь, а формы – твари, множество форм – тварный мир, итог эволюции форм – человек, человек подобен Отцу.

Теперь о смысловых свойствах равностороннего треугольника. Он представляет собой замкнутый колебательный контур, в котором вращения происходят равным образом влево и вправо. Все точки-вершины равнозначны, все стороны-связи одинаковы. Все точки двоичны, т.е. и принимают, и отдают. Обозначим донорные свойства как «+», акцепторные как «-». Представим пространство, заполненное равносторонними треугольниками. Они могут вступать между собой в донорно-акцепторные отношения. В равновесном состоянии пространства все треугольники разделяются поровну на «+++» и «---». Попарно они образуют правильные шестиугольники (Звезда Давида как символ донорно-акцепторных отношений). В неравновесном состоянии пространства возможны варианты «++-», «+-+» и «-++). При вращении круга пространство переходит из равновесного состояния в неравновесное и наоборот. Именно этот процесс отражен в триграммах символики Инь-Ян. А ее гексаграммы – это то же пространство, но заполненное шестиугольниками. В древности считалось, что шестиугольник – наиболее гармоничная структура, плотно и энергоемко заполняющая пространство. А вы так не считаете? По моему мнению, символика Инь-Ян является законченным графическим образом Вселенной, она вобрала все знания о мироустройстве, накопленные к моменту ее создания.

Я сделала только небольшой срез с огромного массива Древнего Знания. Надеюсь, представленный текст в какой-то мере убедил читателя в необоснованности представления о «восточной» и «западной» картине мира. Картина мира всегда была единой и эволюционировала она из единого источника. Соединяли ойкумену в одно интеллектуальное пространство «калики перехожие», т.е. странствующие мудрецы – носители информации. Они осуществляли принцип Инь-Ян - передавали и принимали информацию.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0017/001a/00171062.htm