Наука > Медицина

Г.Д.Семенова. Музыкотерапия и восстановительная медицина в ХХI веке

Международный конгресс, посвященный оздоровительной технике средствами искусств состоялся в Российской Академии Музыки им. Гнесиных. В подготовке и проведении конгресса приняли участие организации и специалисты, разочарованные в медикаментозных способах поддержания здоровья общества.

Проведенный конгресс музыкотерапии и восстановительной медицины выявил актуальную необходимость формирования Национальной Академии Музыкотерапии и Медицинской Акустики в России. Намечены планы и подготовлен госстандарт для получения дополнительного образования музыкантами и медиками по специализации «музыкальный терапевт» на базе РАМ им. Гнесиных и на кафедре восстановительной медицины РАМ им. Сеченова.

Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.

Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.

Однако отдельные периоды истории разрушают связь музыки с медициной, предавая забвению уникальный опыт человечества. Так было после падения Римской империии, когда научный дух древности пришел в упадок, или в первой половине Х1Х столетия музыкотерапия трактовалась как «ненаучная игра», а также в начале ХХ столетия, когда некоторые авторы Schiller (1934), Polter (1934), Katner (1952) на уровне собственного безапелляционного мнения, не подкрепленного научными фактами отказывались видеть в будущем какие-либо возможности применения музыкотерапии.

Современные научные исследования в области реабилитации законной связи музыки и медицины проводятся на базе научных национальных конфедераций в этой области в разных странах мира. После второй мировой войны музыкотерапия интенсивно развивается в Швеции и США. Создаются музыкотерапевтические Центры и Общества, к примеру «Nordisk Forbund for Pedagogik Musiktherapie», в которое вошли североевропейские страны — Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия, British Sosiety for Musik Therapy, издающее журнал по музыкотерапии с 1958 года, Deutscher Aussehuss fur Musik therapie, Institut Musicotherapeutique В Париже и многие другие. В Санкт-Петербурге в 1913 году изучением лечебного действия музыки занимались психиатры, в том числе профессора Саккети и Бехтерев. В 1993 г. Михаил Чунч организовывает Международный центр музыкотерапии. Научные концепции этих специализированных музыкотерапевтических сообществ различаются между собой, как и оригинальные формы лечебных ритуалов древности.

Один из более общих подходов к пониманию музыкотерапевтического воздействия, сохранивший свое значение и в наши дни, описан в 1684 году Анастасиусом Кирхером в его труде «Phonurgia Nova» и характеризуется бытующими в XVII и XVIII столетиях медицинскими и философскими представлениями о «Iatromusica», как называлась тогда музыкотерапия.

По его мнению, существует естественная музыка, которая окружает всю гармонично устроенную Вселенную и искусственная музыка, которая представляет гармоническое устройство тела и физиологические процессы в теле. Согласно этому, влияние музыки на человеческое тело объясняется как ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Этот подход нашел в будущем глубокое развитие и продолжение в практически всех серьезных научных исследованиях по музыкотерапии: в публикациях Санкт-Петербургского биолога С.Шноля, впервые заявившего о создании музыкальной фармакопии или музыкальной «партитуре органов тела» на Тбилисском «Симпозиуме о Бессознательном», в работах психиатра С.Грофа, который узаконил связи музыкотерапии с психологией и психиатрией, обобщив представительный и многочисленный опыт американских специалистов в этой области и во множестве других. Влияние музыки стало описываться как психофизиологическое воздействие.

Неслучайна и заявленная необходимость в объединении будущей Национальной Академии Музыкотерапии с Медицинской Акустикой, коль скоро именно на акустическом уровне можно добиться безусловного психофизиологического воздействия средствами музыкальной выразительности.

Кредо общенаучных требований к комфортно — индивидуальным средствам музыкотерапевтического воздействия, избранное за основу участниками конгресса было следующим: «применять ТОЧНЫЕ методы диагностики для изучения психофизиологической реакции реципиентов на конкретные средства музыкальной выразительности.

Нормы культурной и эстетической избранности отдельных произведений музыкального искусства должны ПЕРЕПРОВЕРЯТЬСЯ с учетом приемлемости их заданных художественно-образных характеристик каждым конкретным субъектом восприятия». Это важное обстоятельство нашло отражение и в тезисах музыковеда РАМ им.Гнесиных, д.п.н. Кирнарской Д.К.: «люди не слышат и не фиксируют многие нюансы музыкальной структуры и формы; чисто эстетические аспекты восприятия недостаточно развиты у большинства слушателей» (с. 52).

Значимым фактором безусловного музыкатерапевтического воздействия становятся не редукции культурной и эстетической направленности, а акустические механизмы психофизиологического воздействия музыкального искусства. Акустический язык музыкальных эмоций и чувств, как совершенно самостоятельный канал передачи состояний и затрагивающий уровень безусловного психофизиологического воздействия (низший уровень восприятия) основывается на близости к БЕЗУСЛОВНЫМ факторам воздействия, изоморфным физической конституции воспринимающего.

Раскрытие чувств, скрытых в подсознании на уровне РЕЗОНАНСОВ является заметным фактором в становлении теории безусловного музыкального воздействия в музыкотерапии. Физиологический или НИЗШИЙ психический уровень восприятия в музыке осуществляется через внешнюю (физическую) сторону музыкальной формы. К ней относятся смена тембров, направлений мелодического движения и его рисунков (плавный, скачкообразный), динамическая кривая (изменение громкости) и общий характер ритмики. Эмоциональное воздействие здесь достигается общим звучанием в опоре на конкретный физиологический статус организма в момент восприятия и основные физические компоненты безусловного психофизиологического воздействия.

В понятии «низший» не следует улавливать какой-либо порицательный смысл. Для реабилитации понятия «низший уровень» следует иметь в виду и различать сопутствующую этому понятию игру слов. Так, НАИМЕНЬШАЯ сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется в физиологии и психологии НИЗШИМ абсолютным порогом чувствительности. Это констатация факта, а вовсе не негативная оценка. Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем БОЛЬШАЯ сила нужна для возникновения ощущения, тем НИЖЕ У ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ и тем более ВЫСОКИМ становится порог ее обнаружения.

Вывод напрашивался сам собой: для достижения безусловного психофизиологического воздействия АКУСТИКА — ПЕРВИЧНА, культура и художественность в музыкотерапевтическом плане должны изучаться как производные. Чтобы ознакомиться с основами психофизиологического воздействия музыки и накопленым опытом в этой области следует начать с изучения практики музыкотерапевтов народной медицины и заканчивая работами С.Шноля (С.- Пб.) о музыкальной партитуре органов тела, где каждое оправление человеческого организма резонирует на звуки определенной высоты, громкости, тембра, длительности, темпа, способа звукоизвлечения, артикуляции и т.д.

Как показывают материалы конгресса, изучение и применение психофизиологического воздействия на организм отдельных средств музыкальной выразительности, в частности создание определенного акустического поля, привело к образованию статистически надежных способов продуцирования ожидаемой реакции как в клеточных структурах тела, так и на уровне этологических (поведенческих) реакций.

Музыкальное искусство как управление состоянием человека изучается разными науками, в том числе медициной, социологией, психологией, психиатрией и многими другими. Д.п.н. В.И.Петрушин предлагает музыкатерапевтам обсорбировать опыт, накопленный различными направлениями психотерапии.

Чтобы избежать ограниченности миропонимания, необходимо признать, что: «Новое определение душевного здоровья должно в качестве основного фактора содержать признание того, что человек с одной стороны является материальной единицей, существующей отдельно от других людей и вещей, а с другой стороны — являет собой потенциально безграничное поле сознания». Почему и необходим СМЕЛЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД к особенностям проявления различных феноменов восприятий и своего рода эклектизм, чтобы не пытаться, как говорит американский психиатр С.Гроф «засовывать своих клиентов в смирительную рубашку собственных «любимых» теорий и ориентаций».

Согласно системной, научно-обоснованной теории психофизиологических механизмов воздействия музыки на жизнедеятельность, разработанной в смежных областях знания функциональный эффект музыкальнотерапевтического воздействия слагается из следующих основных факторов:

1. способности музыки вызвать у слушателей необходимые эмоциональные состояния, мысли, представления, психологические установки и действия.
2. рефлекторного изменения функциональных оправлений организма согласно вызванному эмоциональному состоянию;
3. музыкальной стимуляции и регуляции двигательной деятельности и различных ритмических процессов в организме спортсмена.

Специфическая особенность музыки релаксировать состояние человека или же посредством ритмодвижений стимулировать мышечную энергию оказалась очень пригодной для эксплуатации в разных видах жизнедеятельности человека. Теоретики и практики — музыканты, психологи и врачи — выдвинули нормативные рекомендации, касающиеся обнаруженного воздействия на человека определенных тембров, динамики, темпов, регистров, ритмоформул, танцевальных движений, музыкальных форм и стилей.

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность; ОБОБщЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность; самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые; СТЕПЕНЬ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ и т.п. Звуковая (интонационная) и временная (ритмическая) природа музыки позволяет ей выражать требуемое эмоциональное состояние как ПРОЦЕСС ДВИЖЕНИЯ, со всеми его особенностями и изменениями, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами и столкновениями эмоций.

Каждое даже изолированное музыкальное созвучие вызывает у человека определенную психофизиологическую реакцию: удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или расслабления, различные пространственные ассоциации и синестетические ощущения (тяжести или легкости, темноты или света, тепла или холода и т.п.). Разнообразное сочетание этих компонентов в целостных организованных музыкальных структурах значительно раздвигает масштабы целенаправленных терапевтических музыкальных воздействий.

Не даром доктор психологии из Италии Ф.Пальмиротта находит общие корни воздействия музыки и эротических фантазий. Е.Зайдель (РАМ им. Гнесиных), на основании учения А.Бейли, говорит о возможности сублимации в музыке не творчески используемой энергии.

Специалист — маммолог Семикопенко В.А, опираяcь на свой практический опыт диагностики онкологических заболеваний, с горечью констатировала тот факт, что множество пациентов из группы риска могли бы не заболеть, если бы им была предоставлена возможность СУБЛИМАЦИИ одного из психологических факторов инициирования болезни (стрессового дискомфорта, одиночества, душевной боли) средствами музыкотерапии.

Сакральное воздействие колокольных звонов, как «молитвы в звуке», «иконы звучащей» усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов, — считает руководитель колокольной звонницы при Храме Свт. Николая И.Г.Шариков.

Предтечей программы «Музыка мозга» Я.И.Левина следует считать видимо произведение Бориса Мурашкина (1990) «Контрапункт живой клетки» для 5 инструментов: хомус — якутский инструмент; перкуссия, издающая четкие короткие звуки, своеобразные музыкальные точки; металлические язычковые инструменты; компьютерные ударные, планки баяна, которое написано в жанре биоэнергетической музыки. В нем претворилась в жизнь мечта С.Шноля о «музыкальной партитуре человеческого организма». Зав. лабораторией молекулярной биологии Института физической химии АН СССР проф. И.Н.Тодоров так оценивает это сочинение: «В музыке Бориса Мурашкина ровные постоянные энергетические импульсы идут от фундамента жизни — клетки к клеточным сообществам — органам, тканям и далее наполняя пространство «подсознательного». Они достигают и различных областей нашего мозга, где эти потоки приводят разветвленную сеть биохимических процессов в состояние спокойной гармонии. Они нормализуют эмоциональный тонус и восприятие, стимулируют фантазию и деятельность структур, с которыми связано высшее проявление личности — абстрактное мышление» («Правда Востока», 2 окт. 1990).

Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. «Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» — пишут чешские ученые З.Матейова и С.Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Обнаружившаяся связь целительных и педагогических методов базируется на альтернативе активного или пассивного состояния индуктора или реципиента, педагога или ученика, свойственных как педагогике, так и медицине.

Особенности целительной практики музыкотерапевтов — участников конгресса также можно разделить на два направления, взяв за основу степень активности участия в процессе целительства пациента или целителя. Музыканты по образованию, артистичные и духовно богатые люди, какими представились аудитории в первый день работы конгресса специалисты «Центра лечебной педагогики» — А.В.Майорова и Института музыкотерапии и музыкального воспитания КАНТЕЛЕ — ТАЛО из Карелии — С.Я.Стангрит, в совершенстве владеют разнообразными музыкальными инструментами, меняя их в зависимости от задач воздействия и восприимчивости пациента. Пациент изначально пассивен, причем не только в случае выраженного аутизма. Но постепенно, в виду находчивости и многогранности воздействия музыкотерапевта, начинает как бы вступать с целителем в диалог, проявляя разные формы поведенческой активности.

Во многих выступлениях участников конгресса, включая кулуарные обсуждения, было отмечено, что наибольший эффект оказывает все же не изолированное музыкальное воздействие, а синкретичный комплекс приемов художественного воздействия разных искусств, в том числе, средств музейной педагогики, способствующих вовлечению пациента в со-творческий диалог. Это: принудительные (заразительные) метроритмические покачивания, хлопание в ладоши, подпевание незатейливых по смыслу и мелодике стихотворных фраз, притоптывание и т.д. В этом плане положительно усматриваются целительные возможности разнообразных фольклорных жанров.

Если проводить аналогию с современными направлениями музыкального искусства, то в деятельности массовика — затейника, в которой невольно выступает музыкотерапевт, не трудно заметить элементы таких жанров, как happenning, performens, психо-драмы, ролевых игр и других видов театрального синкретичного искусства и психолого-психиатрического воздействия.

Необходимость владения данными навыками повышает требования к психологической и художественной компетентности музыкотерапевта, к арсеналу его личных творческих способностей быть сразу и создателем, и актером, и музыкальным оформителем, и режиссером разыгрываемого им с учетом целительного психофизиологического воздействия — музыкально — ритмизованного спектакля.

Другим направлением в получении музыкотерапевтического воздействия является изначальная активность самого пациента, проявляющаяся в усвоении навыков вокалотерапии и музыкальной импровизации, чтобы раскрыть блокированные каналы самовыражения для полноценного сублимирования в искусстве. Творчество пациента проявляется как ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ искусство, искусство ДЛЯ СЕБЯ. Пациент ощущает радость творчества, у него сняты барьеры неуверенности, закомплексованности.

Как считает группа западных ученых: психологов, музыкантов, физиологов: «В искусстве воплощается одно из отличительных свойств человека — его способность произвольно включать механизмы наслаждения. Человек как «искатель удовольствий» творит искусство для искусства единственно РАДИ той РАДОСТИ, какую ему доставляет приятное переживание красоты и гармонии (в прочем, еще и для того, чтобы пощекотать себя печалью и страхом). Усиление переживаний — одна из важнейших функций музыки».

Понятно, что феномен ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ИСКУССТВА, проявляющийся в музыкальной импровизации, как искусстве для себя и ради собственного очищения и духовного оздоровления приобретает особую значимость в практике музыкотерапии. Эту проблему поднимают и по-своему решают академик С.В.Шушарджан, создавший методику вокалотерапии, сочетающую пассивное прослушивание функциональной музыки с активными вокальными упражнениями, музыкотерапевт из Италии, поднимающий вопросы целительного воздействия музыкальной импровизации и главный научный сотрудник Института психологии РАН д.б.н В.П.Морозов, известный своими исследованиями в области невербального психологического воздействия музыки. В тезисах, представленных на 1-м конгрессе музыкотерапии он выступил с идеями развития понимания Резонансной Теории Искусства Пения, как эффективной меры профилактики профессиональных расстройств голосовой функции у вокалистов.

Автор настоящей статьи Семенова Г.Д., работая в контакте с народным целителем Средней Азии д.м.н. Аллаяровым Х.А., в своей авторской методике изучения музыки как родного языка и речи с позиции музыкальной педагогики и музыкотерапии рассматривает практику получения навыков МУЗЫКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ в оздоровительных целях.

Освобожденное от оков косности и запретов традиционного обучения, творчество пациентов, обучащихся по методике изучения музыки как родного языка, речи и текста ближе к истокам зарождения музыкальных смыслов и форм, к утерянному ныне искусству мгновенной импровизации. Найденные учащимися интонации, музыкальные построения, литературные аналогии и цветовые гаммы основываются прежде всего на природно-эмоциональном воображении. Ценность подобных находок заключается в удовлетворении человеческой потребности к выражению душевного состояния, к сублимации вытесненных в подсознание «запрещенных» для выражения в реальной жизни комплексов и чувств.

Учитывая опыт народных целителей Средней Азии, проанализированный в диссертации доктора медицинских наук Х.А.Аллаярова, вводить пациентов в музыкальную практику нужно с учетом их возрастных особенностей, опираясь на знание об эмоциональном воздействии музыки на самочувствие человека в разных сферах его деятельности.

Обучающийся музицированию пациент наблюдает за собственным внутренним состоянием при воздействии музыки разного характера, жанра, замысла. Вовлеченные в музыкотерапевтический процесс музыкальной импровизации, пациенты анализируют собственные эмоции и соотносят эти ощущения с тем или иным набором средств музыкального воздействия.

Успешно внедряется еще одна разновидность активного отношения к процессу вовлечения в музыкотерапевтическое исполнительство — интерактивное взаимодействие с компьютером. Однако здесь, не по своей воле, пользователь компьютера автоматически становится «рабом технологии», т.е. конкретного компьютерного сервиса и определенного уровня представляемого данным сервисом услуг.

Качественное музыкальное обеспечение в современных информационных технологиях — весьма дорогостоящий продукт. Тем не менее новые информационные технологии занимают достойное место в диагностической и целительской практике музыкотерапевтов, участников конгресса.

Анализ всех, заявленных на конгрессе методов немедикаментозной, восстановительной и профилактической медицины, так или иначе связанных с акустическими феноменами психофизиологического воздействия показывает широкий спектр проводимых исследований в рамках Московской Академии Интегральной медицины и ее филиалов.

Центр интеллектуальных медицинских систем «ИМЕДИС» и Российско-французское акционерное общество «МТС» предлагают аппаратуру собственной разработки, которая на уровне микроволновых, биорезонансных колебаний и сверхвысоких частот воздействия оказывает значительное воздействие на метаболизм клетки, активность различных микроорганизмов.

В настоящей статье рассмотрены не все возможности восстановительной медицины, связанные с применением психофизиологического воздействия музыки, принятым в музыкотерапии.

Эксперименты, производимые над беременными и новорожденными нуждаются в долгосрочном опытном продолжении исследований, чтобы отследить нежелательные соматические или функциональные реакции в будущем.

Выявленное некоторыми исследователями определенное воздействие музыки специфических жанров на опухолевые клетки и бактериальные организмы нуждается в многочисленных проверках. Требуется пристальный контроль со стороны официальной системы здравоохранения, чтобы заповедь Гиппократа «не навреди» стала законом и в этом, сравнительно, новом для России врачебном направлении.

Литература.

1. Аллаяров Х.А., Семенова (Петракова) Г.Д. Применение оккультных и мистических знаний в парамедицине. МРЖ. разд. ХУ1, (3), 1991, 1 п.л.
2. Аллаяров Х.А., Семенова (Петракова) Г.Д. Терапевтические возможности комплексного воздействия искусств. 40 с. НПО «Союзмединформ» Д-22873 от 5.11.1992. Монография.
3. Аллаяров Х.А., Семенова (Петракова) Г.Д. Медико-исторический анализ синкретичной деятельности шамана. 2,5 п.л. НПО «Союзмединформ» Д-22874 от 5.11.1992. Монография.
4. Аллаяров Х.А., Семенова (Петракова) Г.Д. Музыко-терапевтический аспект проблемы комплексного воздействия искусств. НПО «Союзмединформ» Д-22876 от 5.11.1992, 33 с.
5. Аллаяров Х.А., Семенова (Петракова) Г.Д. О некоторых особенностях психофизиологического воздействия живописи. НПО «Союзмединформ» Д-22877 от 5.11.1992,12 с.
6. Аллаяров Х.А., Семенова (Петракова) Г.Д. Психофизиологические возможности различных форм словесного воздействия. НПО «Союзмединформ» Д-22879 от 5.11.1992, 9 с.
7. Аллаяров Х.А., Семенова (Петракова) Г.Д. О психо-физиологическом воздействии произведений архитектуры. НПО «Союзмединформ» Д-22873 от 5.11.1992, 24 с.
8. Аллаяров Х.А., Семенова (Петракова) Г.Д. Терапевтические возможности комплексного воздействия искусств. НПО «Союзмединформ» Д-22873 от 5.11.1992, 40 с.
9. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М. 1994.
10. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М. 1966.
11. Биологические аспекты эстетики. //Красота и мозг. Под ред. И.Ренчлера, Б.Херцбергера, Д.Эпстайна. М. 1995.
12. Гроф С. За пределами мозга. М. 1993.
13. Семенова Г.Д. Развитие воображения и интуитивно — образного мышления в процессе обучения музыке. Программа по предмету «Музыка» для 1 — 3 классов общеобразовательной школы. Электронный адрес: www. pedsovet. alledu.ru в секции 14. «Современные педагогические технологии». 2001 г.
Семенова Г.Д. «Художественное воздействие как управляющая стратегия современной социологии культуры и духовной жизни». //ж. «Музыка и время» № 6, 2000. c. 41- 43.
15. Семенова Г.Д. Комплексный метод самообучения музыкальным дисциплинам. Информационная герменевтика. Каталог ИНИНФО 1 (6) 1995 М., Мин. образования Российской федерации, с. 41.

--------------------------------------------------------------------------------
Семенова Г.Д. Музыкотерапия и восстановительная медицина в ХХI веке // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.12943, 10.02.2006

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0202/010a/02020106.htm