П.Ф.Беликов "Рерихи: опыт духовной биографии"
Реинкарнация и карма
<...> теория “перерождения” или “перевоплощения” рассматривается в работе Еленой Ивановной "Основы Буддизма", отнюдь, не в общепринятом на Востоке в среде лам, а на Западе в среде ортодоксальных оккультистов, аспекте. Так, на странице 105 (страницы указываются по последнему английскому изданию 1971 г.) “Основ Буддизма” написано: “Ни один элемент из одного существования не переходит в другое, но ни один не достигает нового существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание перестает существовать, это — смерть. Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем бытии”. Где же в таком случае та бессмертная душа, о которой пекутся ламы и те души бесчисленных Наполеонов, присутствие которых ощущают в себе оккультисты Запада? Их нет. Души умерли, но умирая передали свое сознание новым образованиям индивидуального потока бытия. Это уже не мы, но если бы не было их, не было бы и нас.
Так же и Нирвана толкуется Еленой Ивановной не как последнее, высшее достижение, а как достижение Космического ритма вечного становления, присущего Вселенной. Это тот же Абсолют, о котором Ленин писал, что вечно приближаясь к нему, мы никогда его не достигнем. Поэтому Елена Ивановна считала, что сколько имеется сознаний, столько же и есть состояний Нирваны. Каждый может в настоящей жизни достичь своей Нирваны, если разбудит в себе все, имеющиеся в наличии душевные творческие силы. В “Основах Буддизма” говорится о Нирване: “Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечным, это — Нирвана”, и через страницу дается пояснение: “Энергия, стремящаяся создать новое существо и направляемая кармой, называется “тришна” — стимул, жажда бытия. И этот стимул при проникновении в Учение встает перед нами, как величайший космический принцип, как величайшее и прекраснейшее космическое таинство. И Гаутама Будда, неустанно указывающий на вечно мчащийся поток наших жизней, этим самым утверждал беспредельность и, следовательно, космичность этого стимула, подавлением которого в себе заняты многие злотолкователи Учения. Но огненный дух Учителя мог лишь уничтожать малые понятия, расширяя их в беспредельность. И Нирвана есть те Врата, которые вводят нас в ритм высшего, огненно творящего и вечно расширяющегося потока бесконечного существования. Учение Будды — это один неутомимый призыв к осознанию красоты великого творчества Бытия Беспредельного”. (стр. 108).
Таким образом, вечное понятие Нирваны является отнюдь не чем-то конечным, как его трактуют некоторые, Небытием, а другим Высшим состоянием бытия, есть лишь осознание ритма беспредельного Космического творчества. Также и бессмертие не является перевоплощением одной и той же вечной души в другие состояния, а лишь памятью о прежних существованиях, причем не столько о “своих”, сколько о существовавших в одном индивидуальном потоке энергий “чужих” душах. Русский поэт Гумилев довольно удачно выразил это в строках:
Крикну я, но разве кто поможет,
Чтоб душа моя не умерла,
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.
Действительно, никто, кроме самого человека, не в состоянии закрепить в нем память до такой степени, чтобы вызвать к творческой деятельности накопления всех бывших существований, а до тех пор, покамест он этого сам не добьется, бессмертие для него будет пустым звуком.
Будда отрицал как существование вечной, неизменной души, так и полностью бесследное исчезновение души после смерти. Он учил, что есть беспрерывность потока феноменов, которую мы не в состоянии ощутить до того, покамест не осознаем Нирваны, то есть не добьемся положения, при котором смена форм не будет сопровождаться полной потерей памяти. Тогда, помня о прошлом, мы сознательно будем готовить свое будущее, даже не столько свое, сколько будущее другого, более совершенного человека, который своим существованием будет обязан нам и будет с благодарностью о нас помнить. Таким и только таким образом мы не исчезнем без следа. Елена Ивановна в изданных письмах повторяет: “Принято эволюцию человеческого существования сравнивать с ожерельем — каждая буса которого — одно из физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменит весь состав”. Далее она замечает: “Современные научные данные поддерживают теорию кармы, изложенную в Буддизме. Современная наука учит, что каждое поколение людей является наследником отличительных особенностей предыдущих поколений и не только в массе, но и каждом индивидуальном случае”. (Е. Рерих. Письма. Том I, стр. 485).
Подобное понимание перевоплощения следует признать не грешащим против науки и против философии. Обусловленное кармой (причинно-следственной закономерностью), оно объясняет многие неразгаданные до сей поры явления наследственности. Конечно, гены остаются генами, но то что заложенный в них код не результат простого совпадения, об этом наша наука давно уже задумывается. Нирвана, как сознательно направляемый поток кармических проявлений, является той очищенной от шелухи и примитивных представлений сущностью Буддизма, которую показывает в “Основах Буддизма” Елена Ивановна. Она пишет: “Истинная индивидуальность, истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного "Я", сложенного (добавим от себя, и слагаемого — П. Б.) бесчисленными сочетаниями проявлений. Человек в Буддизме не несчастный пигмей; каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров. Будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях” (там же, стр. 485).
Перевоплощение душ, как мы обычно трактуем это явление, является весьма упрощенным и в высшей степени антропоцентрическим вариантом той сложной картины, которая имеет место на самом деле. С научной точки зрения, перевоплощение будет ничем иным, как неуничтожаемостью отдельных энергетических потоков. Подвластные причинно-следственным закономерностям, они позволяют упрощенное толкование в виде “возмездия за грехи и воздаяния за добродетели”. Именно в таком виде оно и было подхвачено всеми религиями, как самое “человечески понятное”. Безусловно, что для него потребовалась “вечная и неизменная душа”, странствующая в различных слоях тонкого мира и возвращающаяся на землю до тех пор, пока не изживет своих “прегрешений”. Если “своя рубашка ближе к телу”, то тем более, о “своей душе” человек больше печется, чем о других. Однако даже в таком упрощенном виде теория перевоплощения плохо воспринимается человечеством. Ему хочется незаслуженно скорее, за одну краткосрочную жизнь заработать себе “вечное блаженство и вечный покой”, при этом считается, что “Бог милостив” и человеку простятся грехи его, ибо “несть человек жив будет и не согрешит”.
Мы считаемся с тем, что против трактовки Еленой Ивановной теории перевоплощения восстанут и большинство ортодоксальных оккультистов, слишком дорожащих своей “вечной душой”. В свое оправдание они приведут множество высказываний самой Елены Ивановны, где она говорит о перевоплощении душ весьма ортодоксально, то есть как об одной душе, навсегда прикрепленной к одному человеку. Однако в этом, если хорошенько вдуматься, нет никакого противоречия. Те факты, которые приводит Елена Ивановна, только подтверждают, что в силу разных причин память о бывших жизнях сохраняется, хотя и фрагментарно, эпизодически. Иногда человек, живущий в наше время, вспоминает давнее прошлое, прошлое другого человека, которому он обязан своим духовным качеством. Вот почему так важна последняя, предсмертная мысль. Она способна зажечь сильнейшие огни в индивидуальном энергетическом потоке и будет способствовать созданию более совершенной души, несущей в себе лучшие накопления прошлого. С другой стороны, Елена Ивановна писала, что в “Книге жизни”, то есть в индивидуальном энергетическом потоке жизней, будут отсутствовать многие страницы к тому времени, как память научится окидывать взглядом прошлое. То есть, некоторые жизни вообще испарятся, как ничего не внесшие стоящего в поток, который носит название “Сантана”. У Николая Константиновича имеется картина под таким названием. Погруженный в мысли старец сидит в пещере на берегу бурного потока без начала и конца. Его образовали отдельные капли, которые в свою очередь слились в струи, некоторые из них завихрились у берегов, другие стремительно продолжают свой бег. Поток этот — бытие, каждая его капля — человеческая жизнь; но лишь тот, кто постигнет сам принцип бесконечного стремления вперед, приобщится Нирваны, то есть сознательно, не задерживаясь у берегов, будет вносить свою лепту в беспредельность бытия. Это и есть Вечность. Затеряться в ней легко, и наши потерянные души — ничто иное, как Смерть. Жить в вечности и считать себя бессмертным человек в состоянии только тогда, когда он будет помнить свое прошлое и сознательно готовить будущее. Ведь бессмертие — пустой звук для тех, кто не помнит и не знает ничего, утешение для слабых, надеющихся на “Царствие Божие”, которое находится где-то вне нас самих. Напомним еще раз буддийское изречение: “Прошлого мы не помним, будущего не знаем, значит единственная реальность для нас — настоящее”, и когда мы будем знать, что это настоящее — результат прошлого, а будущее складывается в сегодняшнем дне, — мы познаем, что такое истинное бессмертие.
Появляясь на Земле, человек привносит с собой духовные накопления прошлого, но совершенно бессознательно. Черты характера, наклонности, талант — все это может в человеке развиться, а может и не получить развития. До сих пор каждое новое тело зависит от особенностей народности, от родителей и, наконец, от влияния среды, воспитавшей человека. Приоритет этих факторов несомненен, и его надо разрушить, о чем также пишет Елена Ивановна. Конечно, закон Кармы вносит свои поправки, но вспомним, что Карма во многом зависит от мысли, а мысли у человека наиболее уязвимое место. Они не дисциплинированы и контроля над ними, как правило, нет. Поэтому линия “Дарвина” пока что гораздо лучше прослеживается, чем линия “перевоплощения”. Тот “отсвет”, та передача душевных качеств, которые передаются при отсутствии памяти о них и стимулов к дальнейшему развитию, гораздо больше говорят о смертности человека, чем о его бессмертии. Бессмертие надо еще завоевать человеку. “Царствие божие с боем берется”. Елена Ивановна в “Основах Буддизма” отбрасывает всю накопившуюся шелуху вокруг Буддизма и дает тактику и стратегию неизбежного для человека боя: “Данные о мироздании, о существовании бесчисленных мировых систем, в вечном эволюционном движении проявляющихся и распадающихся, утверждения об обитаемости многочисленных миров и о полном соответствии организмов, населяющих эти миры, со свойствами и строениями их планеты, совпадают с теми научными проблемами, которые сейчас тревожат умы истинных ученых. Итак, современная наука, совпадая с утверждениями основного Буддизма, подтверждает всю реальную сущность этого впервые запечатленного Учения о реальности жизнетворчества великой материи. Воздадим должное почитание этому Великому Уму, который мощным духом проник и самые основы Бытия, разрешил проблему жизни и указал на цель эволюции, как на сознательное сотрудничество с Космосом и общение с дальними мирами”. (“Основы Буддизма”, стр. 137).
Само собой разумеется, что те понятия бессмертия и Нирваны, которые даются в “Основах Буддизма” Еленой Ивановной, являются высшими понятиями для человечества на данном этапе развития. Достигнув степени Космической жизни, человек внесет в них новые элементы, более высокие и действенные, чем просто память. Какие это будут элементы, мы не можем себе представить, как не можем представить и Космической жизни в полном ее объеме.
Е.Рерих | Н.Рерих |