Автор: | УЧЕНИЕ ХРАМА Том 2 Обнародовано Франчиа Ла Дью |
Когда наконец люди осознают истину о существовании неумолимого закона Кармы – закона причин и следствий, – и этот закон будет положен в основу всех форм управления, тогда не будет больше ни войн между нациями, ни революций в пределах их собственных границ. Неизбежность расплаты настолько прочно запечатлеется в умах людей, что они уже не будут поддерживать подобных действий ни при каких обстоятельствах. Если бы та часть французского народа, которая спровоцировала французскую революцию и осуществила ее кровожадную программу, могла знать, что за каждую голову, упавшую с их помощью в корзину гильотины, будет принесена в жертву жизнь другого француза, когда соответствующая точка в том же цикле завершит круг (что произошло во время недавней войны с Германией), она не стала бы действовать столь опрометчиво.
Точно так же, если бы бельгийский народ мог знать, что та безнаказанная жестокость по отношению к африканским туземцам и их истребление, что совершались с благословения короля Леопольда, могут являться главной причиной, ответственной за судьбу, постигшую бельгийцев в настоящем цикле, они бы лучше понимали, что произошло с их страной [§§§] . Мы не можем доказать, что все это правда, но, зная о неумолимом законе кармы, вовсе не трудно понять обоснованность Нашей уверенности в том, что, закрывая кармические счета, сегодня английская нация, возможно, расплачивается с долгами за бесчисленные убийства безоружных индусов Восточной Индии британскими солдатами в не столь отдаленную эпоху. Что жизни многих американцев, возможно, были пожертвованы в уплату за отнятые ранее американскими солдатами жизни индейцев – коренных жителей этого континента. А завершение цикла, в котором были порождены эти кармические долги, пришедшееся на время недавней мировой войны, по всей вероятности, создало те условия, которыми воспользовались Владыки Кармы, с тем чтобы исполнить Закон.
Очень трудно примирить христианскую веру в прощение греха Христом с действием кармического закона. Но эта трудность будет преодолена тогда, когда люди поймут, что же в действительности подразумевал основатель христианства под словами «прощение греха». Христос в человеке может прощать грех против духовного «Я» даже тогда, когда Закон налагает наказание на личность, ответственную за этот грех.
Совершенно очевидно, что пока человек верит в возможность получения прощения за нарушенный закон, он не будет прикладывать особых усилий, чтобы его исполнять, – ведь для низшего «я» так естественно противиться контролю высшего «Я».
Странно, что опытный историк не может разглядеть исполнения закона кармы на бесчисленных примерах, имевших место в истории любой древней нации, ибо в ней пагубные следствия тех причин, что закладывались человечеством в прошлые века, проявляются с особой наглядностью. Как бы далеко в священную или мирскую историю мы ни углублялись, мы всегда обнаружим, что с той же неизбежностью, с какою день следует за ночью, за каждым злом, сотворенным людьми какой-либо нации, следовал акт вынужденного искупления. Вмешательство циклического закона может на какое-то время отсрочить это искупление, и все же оно неотвратимо. Крайности жизни, будучи приведены во взаимодействие, неизменно порождают трение, а значит – теплоту, энергию, которая сама по себе безлична. И если человечество будет достаточно благоразумным, чтобы порождаемую в результате трения противоположностей энергию направлять всегда в созидательные каналы вместо разрушительных или вместо бесполезной ее растраты, как это часто бывает сегодня, – оно сделает большой шаг вперед. К примеру, если в уме человека одновременно соединяются качества Любви и Ненависти, как это нередко случается, несмотря на их противоположность, то в его ментальной сфере возникает трение, которое может породить силу, способную сослужить хорошую службу объектам этих чувств, – силу, о которой ее породитель ранее и не догадывался. Вполне возможно, что таким образом может быть уплачен старый кармический долг.
Сталкиваясь то и дело с кармическими следствиями давно минувших переворотов в политической, социальной и религиозной жизни, которые становятся столь заметными в настоящее время и которыми в избытке обеспечивает нас мировая война, очень трудно понять, как может мыслящий человек отрицать существование кармического закона? Ведь причины ужасных событий, имевших место после 1914 года, далеко искать не нужно.
ОТ УЧИТЕЛЯ С.
«Прежде чем прокричит петух, один из вас трижды предаст Меня», – снова говорит Христос сегодня, как говорил и вчера.
«Не я ли, Господи? Не я ли предам Тебя?» – восклицает один из двенадцати управителей, владеющий таким множеством кладовых, наполненных предметами первой необходимости, что он избирает себе место по правую руку от Бога, – один из двенадцати избранных учеников, сидящих вокруг стола, изобилующего дарами земли. Он вглядывается в Лик Того, Кто сидит во главе стола и Кем сотворены все вещи: «Разве я, кому Ты поручил распоряжаться всеми зернами и злаками, которые посеяли мои подданные и от которых зависит сама их жизнь, разве я предам Тебя, распяв на кресте страдания? Нет! Тысячу раз нет!»
«Не я ли, Господи? – вопрошает другой. – Могу ли я предать Тебя? Я, кому Ты дал власть над всем золотом и серебром, которое люди добывают для того, чтобы у них было хоть какое-то средство обмена на предметы первой необходимости. Могу ли я отплатить черной неблагодарностью Тебе, для Кого все серебро и золото мира – не более чем шлак в сравнении с человеческой жизнью? Лучше я погибну, чем сотворю подобное!»
«Не я ли? – восклицает тот, кто сидит по левую руку Бога. – Не я ли предам Тебя на муки? Тебя, Кто дал мне власть над самими элементалами земли. Ту власть, с помощью которой я могу заставить моих рабов набивать мои склады железом и углем, в коих заключены эти малые жизни, дабы я мог заставить эти толпы холодных, замерзающих душ, что осмеливаются перечить моей воле, подчиниться моим повелениям или умереть! О нет, мой Владыка, я скорее прегражу путь тем, кто захочет пригвоздить Тебя к кресту!»
«Будь уверен, эти своевольные души не смогут принудить меня к этому, только бы они не узнали, Кто Ты есть на самом деле. Мы – мои братья-правители и я – позаботимся, чтобы они не узнали Тебя, а познав Тебя, не осмелились покушаться на наши права! Только мы одни имеем время и возможность найти Тебя».
«Не я ли? – говорит еще один. – Я, которому Ты дал власть над рыбами морскими и птицами небесными? Чтобы голодные не оспаривали моих притязаний, гляди, я установил кордон вокруг рыбаков и охотников, и ни одна рыба или птица не достанется им без уплаты солидной пошлины. Ни один из этого сброда черни, ищущей Тебя, не притронется даже к одежде Твоей, ибо я в уплату за Твои дары буду отгонять их прочь от Тебя. Не я, Господи, не я предам Тебя!»
«Не я ли. Господи, тот, кто предаст Тебя? – поднимается увенчанная митрой голова; некто, разодетый в пышные, расшитые замысловатыми узорами одежды. – Истинно, Ты никогда не увидишь во мне такого предателя. Я, земная глава всех христианских церквей, никогда не допущу эту грубую, недостойную чернь к Тебе – Сыну Бога, к Тебе, Кому я и вся твоя церковь ныне поклоняемся в непрестанных молитвах и обрядах. Разве я могу быть неверен Тебе? Истинно, я построил себе немало домов во славу церкви, но я всегда отвожу глаза, когда погрязшие в нищете, грешные мужчины и женщины собираются в них толпами и, задыхаясь в своих испарениях, умирают в собственных отбросах. Я не смотрю на непотребные дома и притоны порока, созданные этими грешниками из построенных мною домов, и держу свои руки за спиною ради золота, которое они мне приносят. Я не стану марать грязью этих сцен свои глаза, ибо я жажду обратить их к Твоему Лику. Я не смог бы предать Тебя, даже если была бы такая возможность, – настолько я чист и свободен от греха перед Твоим священным взором».
И тогда поднимается их Господь, Христос, и говорит: «О безумцы! О слепые и жестокие сердца! Слышите, даже сейчас доносятся до Моих ушей звуки тяжелой поступи тех, кто спешит сюда за Мною. Это ты предал Меня! Ты, сидящий по правую руку, и ты, сидящий по левую, и вы все, сидящие вокруг, – вы все, кто сейчас опустил голову свою от стыда. Вы предали Меня и предаете снова и снова! Вы предадите Меня завтра, так же как и сегодня. Вы предаете Меня в том, что оставляете детей Моих, в коих Я живу, умирать с голоду, замерзать и погибать в беспомощной нищете лишь для того, чтобы удержать украденную вами власть! Для того, чтобы вы могли наполнить свои сундуки золотом, похищенным вами у других людей, которых холодом, голодом и нуждой вы сделали своими рабами! В каждом из них вы снова и снова предаете Меня, ибо Я страдаю в них ровно в такой же мере, в какой они страдают на кресте ужасающей нужды, воздвигнутом вами. На кресте людского горя распинало Меня человечество век за веком, и сегодня, как и прежде, Я распят на этом кресте и с мольбою во взоре и на устах призываю вас положить конец Моему горю и Моим страданиям. Да, вы все предали Меня, все, кто лишает малых сих того, что Бог свободно дарует всем; и прежде всего вы грабите самих себя; все вы, кто злоупотребляет доверием, возложенным на вас другими; все вы, кто нарушает клятвы, данные Богу. Все вы предаете Христа!»
За современной идеей кооперации, даже с материалистической точки зрения, стоит фундаментальный биологический закон, такой же древний, как мир.
В качестве иллюстрации действия этого закона в одном временном цикле возьмем библейский пример. Согласно библейским генеалогическим рекордам, человеческая раса предшествующего Века (цикла в 5000 лет) стала сознательно подчиняться действию этого основополагающего закона с момента воплощения эго Адама, Евы, Каина и Авеля; с того же времени она оказалась подвержена и действию негативного аспекта этого закона, пытаясь ему перечить, когда Каин осмелился нарушить первый указ Божественного Законодателя – указ, который требует, чтобы люди жили для своей расы и ради ее развития трудились вместе в любви и согласии. Этот указ был нарушен убийством четвертого члена этой четверичной группы ее третьим членом. С тех пор как минула эта первая расовая эра, в каждой возникавшей впоследствии человеческой комбинации из четырех создателей расы как минимум один пытался препятствовать совершенному исполнению этого закона. С точки зрения оккультизма это стремление перечить закону является следствием ереси разъединения.
В любом сообществе независимо от его численности и основной причины его образования как составной структуры всегда проявлялась подобная тенденция уничтожить одну или более из четырех исходных единиц из тех же соображений, что привели Каина к убийству Авеля. И даже если преступление такого рода и не совершалось, все же желание избавиться от какого-нибудь члена первоначального общества так или иначе удовлетворялось – иными словами, образованная вначале комбинация разрушалась во имя какой-то эгоистической цели.
Чтобы понять основной импульс, побуждающий человека объединяться с другими людьми в целях кооперации, мы должны рассмотреть этот вопрос прежде всего с точки зрения образования групповой души, или определенной дифференциации универсальной высшей манасической субстанции, – души составной, берущей свое начало на внутреннем плане, но подчиняющейся тому же вышеупомянутому закону.
Закон этот является божественным кодексом Любви, какое бы название ни давалось ему человеком. Говоря научно, это есть закон притяжения; закон, который стремится соединить вместе людей или предметы сходной природы для достижения сходных целей. Возможность успешного построения кооперативного сообщества на плане грубой материи, на плане физическом, зависит прежде всего от безоговорочного послушания единиц этой групповой души велениям божественного кодекса Любви. Если отдельные единицы субстанции, образующей групповую душу, не подчиняются этому закону (которому они должны подчиняться, чтобы сделать возможным совершенное функционирование групповой души), то в силу вступает уже другой божественный указ этого кодекса – закон отталкивания, и тогда форма соответствующего общества на физическом плане разрушается. Основной закон в действии есть прежде всего единство, и все, что противодействует объединению частей этого общества, будет нарушителем этого закона.
Если исходной целью образования общества было получение каких-то материальных выгод с чисто эгоистическими намерениями и этой цели добиваются, нарушая веления основного закона, то эволюция членов такого общества значительно замедляется. Первый же пункт этого основополагающего закона, обращенный к единицам групповой души на внутреннем плане, требует принятия принципа братства и повиновения этому принципу. Следовательно, в какой мере единицы групповой души – прежде всего в форме на акашическом плане – верны этому принципу братства, в такой же мере они приближаются к совершенству в том определенном направлении, которое развивают в конкретный расовый период, облегчая эту задачу остальному человечеству.
Один из самых замечательных примеров действия принципа, управляющего кооперативными сообществами (содружествами), заключается в использовании закона любви силами, управляющими каждым шагом эволюции первичной, элементарной жизни, ибо этот первый указ закона любви имеет силу не только в одном человеческом царстве. Если бы существовал достаточно мощный микроскоп, позволяющий наблюдать первые проявления формы в мельчайших, но все же составных телах, он бы показал, что существуют четыре определенные разновидности четырех единиц одного рода, которые, подчиняясь этому указу, выстраивают каждый составную единицу сложного тела. В каждой такой единице были бы найдены те же, лишь слегка видоизмененные компоненты и атрибуты, которые присутствуют и во всех остальных четырехсоставных единицах этого тела. Говоря математически, каждая такая единица есть квадрат квадрата большей размерности.
Каждый из четырех первообразующих единиц такого тела устанавливает определенную линию поведения, в соответствии с которой распределяются время и усилия остальных единиц этого четырехсоставного тела. Вам будет интересно узнать, что существует полное соответствие между основополагающей ролью элементов группы первичного проявления формы и четверкой руководителей, нередко располагающихся в разных концах света, которые являются создателями и водителями религиозных, а в некоторых случаях и деловых организаций. Тот же закон, что управляет процессом формирования групповой души, соединяет бесчисленные элементальные жизни внутреннего плана в сложные, составные формы грубой материи и управляет всеми элементами образования этих форм посредством манасической энергии, активно действующей в этих четырех первичных единицах на четвертом плане манифестации, считая снизу. Бесформенная, безусловная духовная жизнь обретает таким образом конкретные выражения в форме сначала в пределах акашического, пятого плана. Субстанция трех высших из семи планов жизни не дифференцирована в нашем понимании формы. Человек настолько свыкся с идеей и теоретической верой в одиночное выражение жизни в форме, что, естественно, отвергает идею о четверояком выражении первоначала жизни, когда она разворачивается из триады – «трое в одном» – в сложные четырехсоставные формы.
Но не следует думать, что здесь Мы расходимся с древним учением о трояком проявлении жизни, о триаде духа, души и тела в одном. И если кто усматривает противоречие между этим учением и четверояким проявлением жизни в одной форме, то это вызвано непониманием, что существует кажущееся разделение между духом и материей, упоминаемое обычно как «мост», посредством которого «трое упадают в четыре».
Триада: отец, мать, сын, или, иными словами, дух, разум, сознание, становится на четвертом плане отцом, матерью, сыном и дочерью. Дочь, или индивидуальное самосознание, дифференцированное от мирового сознания, порождает в пределах этого «моста» субстанцию, или энергию, четвертого плана. Говоря математически, она есть квадрат, заключающий в себе крест. Бесформенное становится формой per se – четвертым планом, в пределах которого происходит рождение бесчисленных элементарных форм жизни, – тем планом, где каждая монада, божественная искра огня Абсолюта, развертывается, или облекает себя в материю низших вибраций; иными словами, где монада – искра жизни – становится четырехсоставной материальной формой, развивающей со временем четыре главных чувства и органа, которые по мере эволюционного развития дифференцируются дальше, и тогда эго обретает сознание еще на трех планах бытия.
Я дал всего лишь беглый обзор представленных на ваше рассмотрение истин. Основной Моей целью было ознакомить вас с причинами, стоящими за кооперативными движениями, и дать вам некоторое представление о том законе, что один лишь может сделать это движение в достаточной степени полезным. И лишь принимая во внимание те методы, благодаря которым можно получить знание о братстве в том его понимании, какому учат Божественные Учителя человечества, сможет человек сознательно стать творцом в высшем смысле этого слова, ибо тогда он будет способен управлять рождением различных степеней живой материи, направляя ее в формы, обладающие большей степенью силы и разумности, нежели ныне существующие.
Ни один элемент материи, проявленный на физическом плане, не является полным, или завершенным, сам по себе, хотя при этом он обладает внутренней силой, способной породить скрытую энергию, которая проявится позже в трех других элементах, комплектующих вместе с первым четырехсоставное тело. Эта истина многократно иллюстрируется на примере органов человеческого тела, каждый из которых состоит из мириадов меньших сознательных жизней.
Материалист или скептически настроенный исследователь оккультных наук, возможно, будет отрицать или даже поднимет на смех утверждение о том, что исследование психических феноменов и медиумизм таят в себе огромные опасности, тогда как для «того, кто знает» эти опасности просто ужасающи. Однако, желая указать на эти опасности исследователю-новичку, последний испытывает двойное затруднение, поскольку он либо должен доказать, что тот вид материи, в котором и посредством которого проявляются любые феномены подобного рода, реально существует; либо, если с этим соглашаются, ему необходимо убедить такого исследователя в том, что эти феномены совершенно отличны от того, что видит в них обычный неразвитый психик или спиритист. Хотя во многом именно благодаря стараниям некоторых известных спиритистов подобные явления привлекают внимание западной публики в наше время.
Того, кто верит в возвращение на землю развоплощенной человеческой души по команде какого-нибудь сензитива или медиума, невозможно убедить в ошибочности этой веры до тех пор, пока оккультная наука не докажет этого, опираясь на бесспорные факты, исключающие возможность ошибки.
Мирская наука уже немало сделала для того, чтобы подтвердить истины, лежащие в основе древних религий, – не те ошибки и суеверия, которыми эти религии постепенно покрывались, точно ржавчиной, но именно те истины, которым учили Кришна, Будда и Христос. Ею уже доказана необходимость существования гипотетического эфира как среды, проводящей свет и звук, а также открыты электрические феномены, в основном благодаря фотографии и беспроволочному телеграфу и телефону, однако предсуществование души человека, равно как и ее послесмертное существование, все еще окутано тайной.
Многие ученые согласились также и с верой древних в Единую Жизнь, или Единую Субстанцию, из которой все остальные формы и состояния материи развились или образовались, то есть были приведены в движение и поддерживались, так сказать, из центральной точки вращения, и таким образом обрели свое существование благодаря различным степеням массового движения и вибраций этой первичной единой субстанции. Наука доказала также реальность закона причин и следствий, то есть закона кармы. Ее следующим шагом, судя по всему, могло бы быть установление истины перевоплощения центрального нуклеуса, или души, ибо она уже доказала факт эволюции – прогресса, который в действительности является лишь одним из аспектов перевоплощения.
Гипотетический эфир науки фактически является низшим аспектом эфира древних – сферой низшего астрального света и астрального тела. За эфирным планом следует Акаша, или высший астральный план, – план пребывания очищенной души. Низший астральный свет является планом пребывания всех вновь развоплощенных душ, проходящих процесс очищения, который является промежуточным периодом между физической смертью и «второй смертью», то есть освобождением души от ограничений материи.
Первая оболочка, или модель, любого тела, и это касается и физического тела человека, создается сначала из эфирной материи в пределах эфирного плана и называется астральным двойником. Эта модель образуется до рождения физического тела и распадается после его смерти.
Подобно тому как свет солнца запечатлевает изображение на чувствительной пластинке, Божественный свет, свет Духовного Солнца, запечатлевает на эфирно-астральной субстанции каждую форму, импульс, мысль и поступок индивидуальной души на протяжении всей долгой линии ее воплощений. И если следствия добрых мыслей и дел остаются как часть души после «второй смерти», то их противоположный полюс, зло, остается частью астрального тела до тех пор, пока то в свою очередь не распадется, а его элементы не обратятся в хаос. Уже говорилось, что это и есть та астральная шелуха, или оболочки, которые притягиваются и временно оживляются в процессе материализации привлекающим их медиумом (если только это подлинная материализация), а отнюдь не прекрасные духовные души людей, ушедших с физического и низшего астрального планов в Девачан. Природа каждого человека имеет свою низшую сторону, и как бы хорошо она ни была замаскирована, именно этот низший аспект человеческого «я» и есть то, что может быть притянуто обратно к земле во время спиритических сеансов. Внешний вид такой оболочки может не иметь ничего общего с ее истинным характером; и если вы задумаетесь над характером некоторых людей, брошенных в низший астрал совершенно неподготовленными, преисполненными чувством мести и жаждой осязаемой жизни любой ценой, то некоторые опасности вмешательства в этот план бытия станут вам более понятны.
Этот низший астральный двойник может принять даже облик животного. Астральные двойники, или оболочки, злонамеренных мужчин и женщин могут принимать формы ужасных зверей. Легенда об оборотне, превращающемся в волка, вполне могла быть основана на психическом видении такого зверя. Иногда психикам случалось видеть облик красивого животного, наделенного почти человеческим умом, причем эта форма явно была оживленной оболочкой какого-то человеческого существа. Развившаяся до неподобающей степени привязанность некоторых людей к своим животным может запечатлеть черты животного на астральной оболочке недавно умершего человека.
Чистые, хорошие души не задерживаются на астральном плане на длительное время, а с момента перехода на высший план душа обычного человека не может быть отозвана оттуда людьми без величайшей опасности уже для нее самой. Совершенная Душа, Великий Учитель может прийти к ним, если в этом будет необходимость, но только потому, что он совершает величайшее самоотречение и возвращается на астральный план ради самого человечества, обладая при этом силой и мудростью богоподобной природы. Но такая Душа, конечно, уже не нуждается в помощи медиумов, чтобы открыто предстать перед человечеством.
Пустую астральную оболочку можно сравнить с кожей, сброшенной змеей, которая, будучи наполнена воздухом, может показаться живой, но в действительности в ней уже нет никакой жизни.
Оккультная наука утверждает, что, когда мирская наука будет в состоянии доказать истину перевоплощения, она откроет, что проводник, или тело, души образован электрической энергией более тонкой степени, нежели те формы электричества, которые действуют в плотной материи, и что душа, выражаясь на языке материи, есть сложносоставная структура, вобравшая в себя все сублимированные возможности, силы и субстанцию, которые поочередно использовало постоянное эго для построения всех тел по линии своих воплощений. И что именно эта душа по окончании периодов ее небесного отдыха каждый раз возвращается к осязаемой жизни для приобретения нового опыта.
Между различными планами тела, души и духа существует пропасть, или барьер. Эти барьеры представляют собой определенные условия, которые испытывают душу на ее готовность перейти с одного плана жизни на другой, и тело человека не может, войдя в контакт с этими условиями, сохранить при этом физическую жизнь, как не может оно, коснувшись провода высокого напряжения, не быть тут же убитым. Через эти промежуточные состояния, или межи, пропасти, или предохранительные стены, как их иногда называют, эго проходит только тогда, когда собирается воплотиться, а также после развоплощения. Кроме этих опасностей как для развоплощенной души, так и для тех, кто пытается с нею соединиться, существует и другая, бесконечно важная причина, по которой нельзя беспокоить душу после оставления ею мира материи. Очищенная душа не умеет сама, по своей воле, переходить туда и обратно через пропасти, разделяющие различные планы. И если она возвращается на астральный или физический план по зову медиума, то будет вынуждена остаться там на неопределенно долгий срок, пока не будет освобождена какой-либо более высокой сущностью или пока снова не обретет силу для перехода.
Загадки человеческого интеллекта поистине феноменальны. Та степень торможения одной-единственной клетки мозга, которая может повлиять на склонность человека к жестоким и несправедливым поступкам, является одной из великих тайн жизни. Особенно это справедливо в том случае, если эта клетка принадлежит мозговому центру, управляющему соответственными функциями мышления. При рассмотрении следствий одного такого нарушения в жизни человека, которое, по всей очевидности, должно определяться самыми простыми законами природы, часто оказывается, что в каком-нибудь физическом органе непостижимым образом нарушено равновесие между двумя ранее совершенно гармоничными центрами силы. Причина этого нарушения лежит в подавлении позитивной электрической пранической (или жизненной) силы ее негативным аспектом вследствие вышеупомянутого торможения определенной мозговой клетки, управляющей этим органом, и то, что нарушает это равновесие, является следствием усиленного эгоистического мышления в каком-то избранном направлении.
Ни в одном из случаев эти истины не проявляются столь очевидно, как в отношении большинства человеческой расы к тем Великим Душам, которые приходили или посылались Божественной Волей на Землю ради эволюционного развития этой расы посредством повышения вибрационной активности атомной субстанции определенных мозговых центров ее представителей. Редко кто, даже среди самых выдающихся умов этого века, способен узнать такого высокого Посвященного или понять мотивы и намерения, которые им движут. Являясь всегда воплощением души, более старшей, нежели души той расы, в которую приходит, он обладает более тонкими и могущественными силами ума и тела.
Среди его обязанностей, выражаясь метафорически, имеется задача сжигания отбросов, или ложных верований того века, в котором он воплощается, а также возжжения огней, то есть передачи высших идеалов человечеству последующей эпохи. Следствием зажженных им огней, то есть повышения степени установленных им вибраций, могут быть войны, революции, а также повышенная активность во всех областях материальной жизни.
В результате его усилий должны подвергнуться существенным изменениям установившиеся взгляды, вероучения и догмы ортодоксальных религий большинства рас, в которых он воплощается. И если его действия не отвечают установившимся религиозным, этическим и социальным идеалам масс, то из бесчисленных глоток вырывается старый как мир крик: «Распни его, повесь, изгони вон или ввергни в темницу!» Наученные ложным представлениям массы считают, что такой человек должен быть некой моделью, образцом, по которому должны быть созданы все современные мужчины и женщины, общества и организации. Они не осознают того, что во многих отношениях он имеет совершенно отличную от них природу. В действительности он является посредником, связующим звеном между высшим уровнем развития расы уходящей и начальным импульсом развития новой расы.
Никто, кроме Великой Души, не смог бы по своей воле взять на себя такое воплощение страдания, которое выпадает на долю каждого Аватара во имя любви к человечеству. Он есть живая жертва (в известном смысле старое всегда является жертвой новому), и до тех пор пока Аватар – Великая Душа – Спаситель, посланный на определенный расовый период, не уйдет с горизонта человечества этого периода и свидетельства его труда не начнут выявляться, его настоящая жизнь и его природа останутся загадкой для всех, кроме личных учеников. Для ортодоксальных священнослужителей, стоящих в это время во главе церкви, он является воплощением дьявола, искусителем, сотрудником злых духов или в лучшем случае объектом, достойным сожаления. Они не понимают его, и лишь очень немногие среди простого народа, и то уже после его ухода, осознают, что их путем прошел Ангел и что он открыл дорогу для прихода множества душ, призванных поднять вибрационный пульс мира.
В результате его великого самоотречения и страданий в самой субстанции его тела происходит нечто подобное чуду.
Эмбриональная жизнь некоторых клеток его тела изменяет частоту своих вибраций, повышая их до более высокой степени. Атомная субстанция некоторых клеток, органов или частей самой его плоти становится, так сказать, группой тех семян, благодаря которым со временем будет изменена атомная субстанция подобных клеток во всех остальных телах человеческой расы. Стоит только задуматься о тех изменениях, что происходят в субстанции некоторых низших форм животной и растительной жизни в результате труда эмбриолога, и вы уже отчасти найдете разумное объяснение тем переменам, которые могут преобразить и природу человеческой плоти благодаря воздействию ментальной энергии на физическую материю в результате усилий Великих Душ, приходящих сюда с внутреннего плана жизни и создающих более прочную связь между человеческими расами, а также между Богом и человеком.
Эти Великие Души могут воплощаться на физическом плане лишь тогда, когда согласно циклическому закону начинается период, допускающий подобные перемены, как это имело место в каждой эпохе, даже еще до того, как человек стал тем разумным, самосознательным существом, каким он сегодня является. И все же, как правило, человек пока не в состоянии их узнать, хотя они всегда были как бы семенем каждого эволюционного шага в жизни, и будут продолжать быть им до тех пор, пока человеческая раса в полной мере не осознает присутствия Бога в себе самой и окружающей природе.
Тот процесс, благодаря которому происходят изменения в клетках тел Аватаров каждой Великой коренной расы, повторяется в меньшей степени у наиболее высоко развитых единиц каждой подрасы. Тайны эмбриологии не могут быть разрешены этой наукой до тех пор, пока она не признает того факта, что в каждом органическом теле существует центральная клетка зарождения и что подобная ей вторичная центральная клетка имеется в каждом органе и в каждой части данного тела. Чтобы проиллюстрировать процесс, благодаря которому происходят такие изменения, рассмотрим взаимодействие ментальной и психической энергии внутри центральных клеток зарождения в теле одного из наших предков. Идеал, существующий в уме этого предка, оставляет свой отпечаток на атомной субстанции одной из таких центральных клеток, и с этого момента атомы, образующие молекулы центральной клетки, становятся, так сказать, группой семян, способных оплодотворить атомную субстанцию всех остальных клеток содержащего их органа. Если этот образ оставляет свой отпечаток не просто на центральной клетке отдельного органа, а на одной из трех главных центральных клеток тела, то он будет воздействовать на атомную субстанцию всех органов этого тела.
В целом тело имеет три центральные клетки, находящиеся в сердце, мозге и репродуктивных органах. Когда существующий в уме человека идеал оставляет свой отпечаток на атомной субстанции сердечного центра, он усиливает вибрации сердца, воздействуя в результате на всю систему кровообращения. Если он оставляет отпечаток на центральной клетке мозга, то воздействует главным образом на атомную субстанцию мозжечка, позвоночного столба, шишковидной железы и гипофиза. В том случае, когда отпечаток остается на центральной клетке репродуктивных органов, изменения происходят в эмбриональной форме и характерных чертах потомков предка этой семьи или расы. Некоторые эмоциональные склонности родителей будут переданы ребенку в результате их эмоционального воздействия на центральную клетку его сердца. Атавистические тенденции, то есть передача особенностей и характерных черт предков их потомкам, развиваются в атомной субстанции центральных клеток репродуктивных органов предков, которые в какой-то циклический период своей жизни создали для себя некий идеал того типа формы и ее особенностей, что был для них более всего привлекателен. Посредством пророжденной таким образом манасической энергии идеал этого типа был перенесен и отпечатан на атомной субстанции центральных клеток репродуктивных органов их потомков, и форма, особенности и характерные черты этого типа впоследствии будут появляться у их потомков, хотя, возможно, это проявится лишь через несколько поколений.
Последнее десятилетие было ознаменовано необычайным интересом к эфирным феноменам жизни, вызванным усиленным развитием психических чувств человека.
Интерес этот значительно возрос благодаря научным исследованиям в этом направлении; особенно это касается усилий ученых разложить плотную материю до максимально возможной при исследовании экзотерическими методами степени. Любопытно отметить, что последние открытия науки подтверждают концепции древних Учителей относительно строения материи, в особенности утонченных, эфирных состояний Акаши, недоступных физическим чувствам. Однако наука все еще не доказала той истины, что эти эфирные состояния субстанции являются той временной средой обитания для всех форм жизни, в которой они пребывают до и после своего проявления в физической форме.
Душа человека непрестанно бьется над разгадкой тайны жизни после смерти физического тела, и в некоторых случаях это приводит к вере в философию, именуемую «спиритуализмом», то есть вере в видимые и слышимые проявления развоплощенных душ, обращенные к тем, кто еще воплощен на физическом плане. Но продвинувшийся оккультист не принимает этого учения в том виде, в каком оно трактуется его приверженцами. Не отрицая существования многих форм оккультных феноменов, в том, что касается манифестации индивидуального эго в семеричных подразделах материи, силы и сознания, он может принять лишь учения Великих Учителей. Согласно учениям последних, душа – высший разум – не возвращается на землю во время спиритических сеансов, хотя для ее астрального, или эфирного, проводника при определенных условиях такое появление возможно, но только после того, как сама душа уже оставила этот проводник и перешла на один из высших эфирных планов.
Названный оккультист знает не только о продолжении всех форм жизни на эфирных планах, но также и о различных модификациях Акаши, которые частично образуют субстанцию четырехсоставных эфирных планов. В этом наставлении Я ограничусь обсуждением главным образом низшего из этих четырех состояний, ибо оно теснее всего связано с материей физического плана.
Это состояние эфирной субстанции известно в разных философских школах под различными названиями, что привело к невообразимой путанице в умах многих учеников. Согласно как традиционной, так и оккультной науке, эта эфирная субстанция обладает более сильными электрическими и магнитными свойствами, нежели материя физического плана. Она есть субстанция протила школы Крукса и Alcahest [****] Парацельса, огонь Зороастра и низший астральный свет оккультиста. Она же – проводник динасферической силы некоторых ученых. В конечном счете она есть однородная вездесущая форма эфирного света, пронизывающего каждый атом физической материи. Эта эфирная субстанция является основной субстанцией всех тех форм, которые могут стать доступными психическим чувствам во время видений, в трансе или во сне.
В момент смерти физического тела заключенный в нем эфир, концентрируясь, истекает из головы, постепенно принимая форму покидаемого им физического тела. Эта едва различимая, разреженная и очень тонкая субстанция в форме является проводником покидающей тело души, которая остается на самом низшем эфирном плане до тех пор, пока не завершится период ее очищения. После этого она автоматически устремляется в более высокий (более эфирный, или духовный) план, оставляя этот свой проводник – теперь уже пустую оболочку – на низшем эфирном плане, где последний пребывает до тех пор, пока также не распадется подобно тому, как это ранее произошло с физическим телом. Именно эта оболочка, оживляемая медиумами или какой-нибудь астральной сущностью, и есть то, что появляется во время спиритических сеансов.
Субстанции эфирного плана можно придать любую желаемую форму с помощью энергии сконцентрированной человеческой мысли, приведенной в действие самовнушением, как это бывает в случае применения магнитных свойств эфира для исцеления или в каких-то иных целях. Психик может воспринимать магнитную силу в форме света, истекающего с кончиков пальцев оператора во время магнетического лечения.
Подобно тому как воздух может быть заражен ядовитыми и вредными испарениями, так и эфирный магнетический ток может быть заражен злобными и развратными человеческими мыслями; и в результате это может привести к болезни или даже смерти того, к кому они направляются. Признаки подобного заражения доступны зрению психика в виде того цвета мрачных оттенков, который принимает личный эфир, истекающий из тела человека, предающегося эгоистическим или всякого рода злобным мыслям.
Илл. 9
«Все в природе находится в состоянии вибрации, и, по-видимому, виды и степени этих вибраций безграничны. Некоторые из этих вибраций доступны непосредственно нашим органам чувств, другие воспринимаются при помощи приборов, третьи – фотографии, флюоресценции и т.д.».
«Мы должны изучать природные феномены не иначе как со смирением, ибо не знаем, когда и какое открытие выявит новые, ранее неизвестные нам вибрации».
«Между сторонниками атомистической и энергетической точек зрения существует конфликт относительно того, будет ли атомистическая гипотеза и дальше господствовать в физической науке, или же окажется, что материя является всего лишь манифестацией электрической энергии».
«Свое знание о внешнем мире мы приобретаем через наши органы чувств благодаря определенным формам энергии. Ле Дантек заметил: “Найти объективный метод измерения – значит заложить основу науки”».
«“Увидеть – значит поверить”, отсюда и стремление увидеть все своими глазами, заложенное в самой человеческой природе».
«Диаграмма эфирных вибраций Роббинса (илл. 9) показывает, что скорость их свободного распространения в эфире 309 000 000 м/с, что составляет около 186 000 миль в секунду».
«Таблица разделена на октавы, частота вибраций в каждой октаве в два раза выше, чем в предыдущей, и составляет половину следующей. В сущности число октав произвольно».
«Степени вибраций простираются в бесконечность, и нет причин полагать, что они имеют предел».
«В каждой строчке диаграммы длина волны, умноженная на ее частоту, равна в точности 309 000 000 метрам».
«Человеческому зрению доступно всего лишь чуть меньше одной октавы – эти вибрации ограничены видимым спектром (от красного до фиолетового). Поэтому поговорка “увидеть – значит поверить” далека от истины».
Из «Физико-клинической медицины»
В данный момент Я обращаю ваше внимание не столько на обычные феномены эфирных планов, ибо этот предмет слишком обширен для такого краткого сообщения, но именно на личный эфир – ту часть эфирной субстанции, которая пронизывает физическое тело человека и которой он может манипулировать посредством воли и ума. Обладая способностью управлять этой огненной электрической эманацией, человек несет ответственность за ее использование или злоупотребление ею перед высшим законом. Использование этой субстанции в эгоистических целях является одной из форм черной магии.
Слово «магнетизм» употребляется настолько легкомысленно и невежественно, что истинная природа и мощь стоящей за этим словом субстанции подавляющему большинству людей неизвестны. Субстанция личного эфира и личный магнетизм в своем проявлении одно и то же. Эта субстанция непрестанно излучается из физического тела в форме определенных волн, которые один человек может направлять к телу другого. Эфир необходим для построения и поддержания астрального тела так же, как воздух – для построения и поддержания каждой молекулы тела физического.
Эзотерически слово «религия» означает воссоединение с Богом. И независимо от внешнего выражения, великое желание всех членов религиозных обществ – вновь соединить душу и дух человека. Однако прежде чем в сознании человека не будет преодолена созданная им пропасть между его высшим и низшим «я», он не сможет достичь индивидуального духовного сознания.
Своим упорным неповиновением Божественным Законам и принципам, на которых основаны все формы религии, человек превратил религию в нечто мало похожее на то, чем она могла бы стать при исполнении этих законов.
Ортодоксальные религии считают, что эта пропасть возникла как следствие первородного греха, совершенного Адамом и Евой, из-за которого теперь должен страдать весь род человеческий. В отличие от них Религия Мудрости утверждает, что так называемый грех заключается в непослушании Божественным Законам всей человеческой расой и, следовательно, каждый человек страдает по своей вине. В обоих случаях причина одна – непослушание закону. Но если в первом случае это неповиновение велениям личного Бога, то во втором – велениям высшего «Я» человека, или Единого Бога, пребывающего в самом человеке.
Если основные философские, этические и моральные принципы религии или иной системы, с которой человек отождествляет себя, не становятся основой его жизни, то с высшей духовной точки зрения он несостоятелен, и его успехи в материальных областях жизни не меняют этого факта. Поистине это так по той причине, что человеческий дух должен обладать властью над умом и телом, но овладевать духовной энергией и применять ее человек научается именно благодаря подчинению велениям своего высшего «Я», своего Бога, а также через соблюдение основополагающих принципов исповедуемой им религии. И если он этого не делает, то лишает себя духовной энергии во всех областях своих устремлений.
Пока религиозная философия Храма Человечества, принятая его членами, не станет для них живой, движущей силой каждого дня, будет невозможно выполнить указание о построении физического образа идеальной формы Храма, существующей в Божественном Разуме. Каждый неисполненный долг, каждое неповиновение указаниям Учителей, в духовном смысле являющихся Главными Священнослужителями Храма Человечества, лишает членов этой организации той духовной энергии, которая могла бы поступать к ним через этот особый канал. Таким образом, от неверных действий или инертности отдельных лиц вынуждена страдать вся организация, отчего этот духовный канал – в данном случае канал Храма Человечества – становится гораздо менее действенным.
Вышеупомянутые основные принципы и законы духовной, этической и нравственной жизни одинаковы во всех религиях. И какое бы религиозное общество мы ни взяли, если этими законами пренебрегают или же искажают их, то виной тому амбиции, гордыня, эгоизм или неверие отдельных единиц этого общества. И отнюдь не основополагающие принципы религии нуждаются в пересмотре, ибо они всемогущи, неизменны и вечны, но все дело в том, что, отрицая эти законы и не повинуясь им, человек в соответствующей степени лишается возможности использовать ту духовную энергию, от которой зависит его духовный и нравственный рост. И это такой же непреложный факт, как и то, что отключение электрического двигателя от питающей его энергией динамо-машины лишает инженера возможности запустить этот двигатель, а значит, и извлечь из этого определенную пользу.
Недостаточное осознание этой истины и вытекающее отсюда неумение использовать это знание для своей же пользы делают человека тем слабым, немощным созданием, каким он, собственно, и является в течение настоящего Великого века, несмотря на то что у него были все шансы стать сильным и жизнеспособным. Его религия сделалась для него чем-то второстепенным или даже третьестепенным, вместо того чтобы быть единственной жизненно важной необходимостью.
В некоторых ортодоксальных религиозных обществах существует такое злоупотребление властью, что само слово «религия» стало для многих в некотором роде запретным, так же как и для некоторых учеников оккультизма, не осознающих, что их оккультизм – Теософия – есть религия в высшем смысле этого слова.
Теми, Кто знает, уже было сказано, что дух и материя встретиться не могут. Это истинно с универсальной точки зрения, но с точки зрения индивидуальной, или частной, дух, образно говоря, создал мост – мост из субстанции разума, по которому пробужденная духовным импульсом энергия может перейти к материи, а следовательно, к душе и телу человека. И именно при помощи этого моста разума душа может войти в царство духа, то есть обрести духовное сознание.
Религиозный инстинкт просыпается в человеке вследствие стремления души вернуться по этому мосту обратно и вновь обрести утраченное им наследство, осознанное единение с Богом. И именно развитие этого инстинкта при помощи основных положений его религии делает религиозный опыт человека столь насущным для его жизни. Школой души должна быть личная религия для человека.
Если бы все ученики Храма смогли до конца осознать истинность Моих утверждений, если бы смогли понять, как равнодушие или небрежное отношение к своим обязанностям и неподчинение указаниям, даваемым для их же пользы, мешало их развитию, то они бы взялись за дело с куда большим рвением.
Сердцу любого нормального человека присуще инстинктивное стремление обожествлять героя.
Принципы желания и воли, активные во всех людях, заставляют их почитать и прославлять любого другого человека, достигшего высот в области религии, науки, искусства или политики; иными словами, людям свойственно прославлять и превозносить того, кто, по их мнению, опередил массы человечества.
Душа человека интуитивно осознает, что есть существа более высокого порядка жизни, нежели мужчины и женщины нынешних земных рас. Последние считают, что должно почитать и любить те существа, чьи великие знания и мощь могут облагодетельствовать как человечество в целом, так и отдельного человека. Отступничество или измена человека, его непостоянство, а порою и жестокость по отношению к тем, кого он прежде превозносил, объясняются присущим ему осознанием несостоятельности недавнего героя достичь высот, к которым он стремился и которые надеялся покорить. Разочарование и душевная боль его приверженцев приводят к тому, что они в переносном, а то и в буквальном смысле убивают своего прежнего кумира.
Душа человека непрестанно зовет его покорять одну высоту за другой. Она знает, что не сможет обрести покоя, пока не познает своего единства с Богом.
Желание и воля, будучи побуждающей силой человеческой души на ее пути к высотам, требуют от нее любви, уважения и должного повиновения Богу и тем Великим Духовным Сущностям, что являются Его представителями. Человек охотно подчиняется им, если в нем пробудилось чувство реальной связи с Богом.
Всякое усилие человека, направленное на подавление этого первородного желания души, в соответствующей степени препятствует его осуществлению. Вся жизнь, и духовная и материальная, двойственна в своем проявлении. И человек в его нынешнем состоянии находится как раз на нейтральной точке, или в центре между двумя полюсами, или аспектами, жизни – духом и материей.
Абсолют в проявлении, или Бог, представляет позитивный, а первичная материя, или энергия, – негативный полюс, или аспект. Взаимодействие между этими двумя аспектами в результате порождает третий аспект – нейтральный центр.
Искра Абсолюта – эго – устремляется к негативному аспекту – материи – и начинает создавать самосознательный проводник благодаря эволюционному закону. Достигнув в конце концов человеческого состояния, этот проводник становится вместилищем души – божественной эманации. Когда же душа достигает нейтрального центра, проявленный Бог своим нисхождением в материю этого центра пробуждает в душе стремление к космическому, или Божественному, сознанию. С этого момента главной целью души становится осознанное объединение с Богом.
Это, конечно, довольно грубая и упрощенная иллюстрация тех космических процессов, благодаря которым человек достиг своего настоящего состояния. Я всего лишь попытался в нескольких словах выразить вселенскую истину, то есть рассказать об отношениях между Богом и человеком, показать, что за тайной внутреннего устремления к почитанию героя стоят поиски Бога на каждом этапе развития человеческой души. Каждый герой, или малый бог, воздвигаемый человеком на пьедестал, есть следующий его шаг на пути к конечной цели.
В центральной точке жизни в целом, а также в центральной точке каждой ее части космические силы вырабатывают наиболее мощные жизненные импульсы для достижения высот жизни. Это так же справедливо для религиозных, философских, научных и творческих центров или каких-либо иных организаций, равно как и то, что развитие физического тела зависит от сердечного центра.
Вступление человека в каждый новый цикл от своего рождения начинается по завершении каждого шестого года, а в начале седьмого ему дается возможность для духовного и психического продвижения. Жизненные линии в такие периоды пересекаются, и человек испытывает желание предпринять какой-то радикальный шаг в том или ином направлении – тот шаг, который определит линию будущих устремлений.
И мудр тот, кто, достигнув зрелости, будет в такие циклические периоды усмирять волнения своего ума, чтобы быть в состоянии трезвым взглядом окинуть свой жизненный путь и серьезно задуматься над негативными качествами своей природы. К примеру, над теми, за которыми тянется след нарушенных обещаний, эгоистичных или жестоких поступков. И если он научился отождествлять эти негативные качества с подобного свойства качествами его правящей планеты, то, когда придет час его следующего жизненного цикла, он уже будет понимать: для того чтобы выйти из-под влияния качеств его сегодняшней природы, нужно научиться обуздывать их в себе самом и удерживать этот контроль до тех пор, пока триада Постижения, Решения и Действия не довершит начатое. Иными словами, пока он не ощутит и не утвердится на изменении низших красных вибраций – негативных аспектов качеств, о которых идет речь, в вибрации позитивных, или духовных, красных аспектов тех же самых качеств.
Обычному человеку нелегко понять, что ни Бог, ни Учитель не могут вывести его из-под влияния одного Луча Света в другой, пока он сам не научится управлять сдерживающими его развитие силами того Луча, к которому он принадлежит. Каждое его успешное усилие в этом направлении служит освобождению не только его самого, но и его правящей звезды от тех же самых влияний.
Истинно сказано, что Человек управляет Звездами, ибо в своем преодолении низших аспектов качеств, руководящих его действиями, он изменит со временем свою ментальную сферу, что в конце концов позволит ему управлять его личной звездой по завершении его линии воплощений.
Даже улитка не может подняться до более высокого порядка жизни, пока не преодолеет присущую ей склонность к лени и инертности. Так как же тогда человеку изменить свое ментальное или духовное окружение, не изменив на противоположные те силы, что препятствуют его развитию, и таким образом не обеспечив себя средствами, при помощи которых он сможет подняться выше?
Одна из ошибок, в которую впадают многие из современных учеников оккультизма, заключается в том, что они проводят различие между законами, управляющими всей проявленной жизнью, деля их на законы божественной и человеческой природы. Тогда как все законы, управляющие формированием, сохранением и разложением субстанции-материи на любом плане манифестации, являются законами божественными.
Закон, управляющий превращением воды в пар, такой же божественный, как и закон, разделяющий душу и тело человека. Закон, управляющий воздействием и реакцией хинина на кровь страдающего малярией, такой же божественный, как и закон, управляющий исцелением других болезней ума и тела ментальными или духовными методами.
В более высоком понимании не существует ни человеческих, ни механических законов. Благодаря своей изобретательности и механическому мастерству человек способен лишь воспользоваться божественными законами для достижения своих целей. Но и эти силы являются силами божественного в человеке, и его успех в любой сфере жизни зависит от безоговорочного повиновения божественным законам, управляющим данной областью. Эти законы являются божественными потому, что они были созданы самосотворенной духовной Иерархией Существ, сила которых намного превышает любые представления человечества нынешнего века, – той Иерархией, которая в совокупности своей представляет Бога. В то время как эти Существа невидимы и неслышимы для человека, их труды, то есть действие законов, созданных ими для развертывания жизни как таковой в организованную форму, делают их существование естественным следствием.
Подобно тому как труды этой Божественной Иерархии свидетельствуют о ее всеобъемлющем служении на всех планах и во всех состояниях жизни, усилия человека свидетельствуют о его личном служении себе и ему подобным. Каждому человеку дана какая-нибудь особая область работы, для обучения и выполнения которой он более всего подходит по своему характеру и желаниям. И неважно, будет ли это дело связано с управлением нацией, строительством дороги или какой-либо иной профессией или ремеслом, – это его, Богом назначенная задача. Как правило, его беспокойство, неудовлетворенность или же тяга к совершению преступления являются следствием предательства назначенного ему труда, – не возвышая свой труд до служения в высшем смысле, не выполняя его с наибольшей возможной для него продуктивностью, человек теряет всякий интерес к нему. А все, что препятствует его усилиям, является подготовкой и побуждением к повышению качества своей работы, ибо совершенствование и есть конечная цель души человека.
В каком-то смысле это истинно и в отношении Божественных Строителей формы. Все то духовное зло, которое препятствует их работе по исполнению указов божественного закона, побуждает их к еще большим усилиям. Их труд состоит в совершенствовании тела и души человечества, в создании и исполнении эволюционных законов, по которым элементарные жизни облекаются в плотную материю, чтобы достигнуть самосознания.
В настоящее время среди многих изучающих философию и науки имеет место тенденция к искоренению веры в существование Высшего Существа, Бога, и к признанию лишь собственной интерпретации законов эволюции на примере явлений жизни и природы. Но даже одни эти законы уже дают достаточное свидетельство такого существования открытому, непредубежденному уму. Например, закон спроса и предложения, закон противоположностей – все это божественные законы, предоставляющие подобные свидетельства.
Тот общий для всех вопль, что вырывается из глубины сердца каждого человека в минуты сильной радости или печали, – вопль о единении с Богом или признании Бога, какой бы идеал ни сложился в его уме, является доказательством существования Высшего Существа, которое может и действительно отвечает на этот призыв. Тот факт, что человек порою не способен правильно истолковать ответ на его мольбу, не доказывает обратного, ибо если эта просьба не во благо самого человека или его расы, то ответ может быть дан не в форме желаемого или же быть надолго отсрочен. Хотя в то же время не существует такого человеческого желания, которое было бы невозможно осуществить на каком-нибудь плане или в какой-нибудь период его жизни.
В сердце каждой формы проявленной жизни существует одна центральная, или созидающая, клетка, или жизненная искра.
В человеке эта первичная клетка развертывается на пяти планах жизни. Руководящий ее действием разум создает из ее составных частей меньшие клетки, которые в совокупности развивают органическую материальную форму. Эта клетка создает форму в том смысле, что привлекает к себе и организует всю неупорядоченную первичную субстанцию, необходимую руководящему разуму для проявления формы. То же самое справедливо и для манифестации формы при зарождении жизни на физическом, эфирном и духовном планах в каждом Великом веке.
Если человек принимает утверждения мудрецов относительно существования созидательного центра во всех формах материальной жизни, то, применяя свою божественную интуицию, он будет в состоянии сделать разумный логический вывод о необходимости Высшего Разума, Созидательного Центра, или Бога. Если созидательная клетка является необходимостью с чисто научной и материальной точки зрения, то насколько же больше духовная созидательная клетка, Высшее Существо, необходима для души, нематериальной, или духовной, части человечества, и особенно для тех душ, которые осознают и остро ощущают связь между собою и Богом, то есть основополагающее единство Бога, души и духа человека. В известном смысле Бог есть центральная, или созидательная, клетка проявленной Вселенной – Центральное Духовное Солнце.
Мы можем рассматривать Абсолют как силу, или энергию, создавшую неорганизованную первичную субстанцию. Но лишь когда индивидуальный организованный разум овладевает неорганизованной жизненной силой – праной и проводит ее в материальную форму, тогда человек убеждается в разумности философии, которая учит о существовании Высшего Существа у точки дифференциации между духом и материей, – той точки, где однородная субстанция, или энергия, становится разнородной материей.
[§§§] Речь идет о короле Леопольде II (1835-1909), который в 70-х годах XIX века организовал «Международную ассоциацию для исследования и цивилизации Центральной Африки», а затем «Международную ассоциацию Конго». На самом деле, под прикрытием этих названий в 1879-1884 годах проходила настоящая колонизация бассейна р. Конго, во время которой угнетение и грабеж африканского населения считался обычным делом. Ровно через 30 лет Бельгия оказалась одной из первых стран, полностью оккупированных Германией. (Примеч. ред.)
[****] Вино жизни, универсальный растворитель.