Лобсанг Рампа "Главы жизни"
Глава 8 МЕДИТАЦИЯ
Огромное дерево возвышалось до самых небес, слепо вытягивая ветви к Подателю Света. Его черная тень во всю длину простиралась по земле, становясь все длиннее, по мере того как солнце плыло своим извечным путем по предвечернему небу. Дерево благоденствовало и процветало в его животворных лучах. Скрытые густой листвой птицы порхали и перекликались в ветвях, время от времени стремительно перелетая на другие деревья по своим птичьим делам. Откуда-то из укромного уголка в гуще листвы внезапно донесся резкий, недовольный вскрик птицы, возмущенной появлением нахальной обезьяны. Крики не умолкали и достигли своего апогея, когда мимо пронеслась целая стая обезьян, перепрыгивая с ветки на ветку. Вдруг, словно по сигналу, на обитателей дерева обрушилась напряженная тишина. К дереву приближались ЛЮДИ!
По едва заметной тропинке сквозь заросли, то и дело спотыкаясь, медленно пробирался согбенный старец. Сжимая шишковатыми пальцами крепкий посох, он упорно шел вперед. Двое шедших за ним юношей несли небольшие узелки. Старец остановился и указал на дерево.
— Мы остановимся ЗДЕСЬ! — сказал он. — Мы немного передохнем, а ночь я проведу в медитации.
В поисках места для привала они обошли вокруг могучего ствола. Вскоре они наткнулись на освещенное солнцем место, где из земли выпирала огромная плоская каменная глыба. На камне, лениво почесываясь, нежилась на солнышке обезьяна. При виде приближающихся людей, она испуганно вскрикнула и одним прыжком скрылась в спасительной гуще ветвей.
Младший из двоих Учеников старательно собрал в ближайшем кустарнике немного хвороста. Крепко связав хворостины в пучок стеблем гибкой лианы, он обзавелся вполне подходящей метлой и взялся энергично мести поверхность каменной глыбы, очищая ее от мусора. Другой заботливый Ученик взял острый обломок камня и направился к похожей на травяной газон заплатке ярко-зеленого мха. Опустившись на колени, он вспорол мох острым обломком и принялся вырезать кусок, повторяющий своими очертаниями поверхность каменной плиты. Затем он осторожно приподнял слой мха и свернул его, словно ковер. С помощью младшего юноши он перенес его и разложил на плите, словно мягкую подушку, чтобы старым костям не докучал грубый камень. Подобрав полы потрепанных одежд, старец с неожиданной ловкостью взобрался на зеленый ковер.
Яркие лучи быстро уходящего на покой солнца рассыпали свое многоцветье по поросшей лесом округе, то скользя по верхушкам деревьев, то сочась кровавыми каплями сквозь нижние ветви. Старший из двух Учеников быстро приготовил немудреную еду — немного обжаренного ячменя, горсть риса, небольшой спелый плод манго, искристую воду из соседнего ручья. Вскоре скудная трапеза была закончена, посуда вымыта и уложена в узелки.
— Я буду медитировать, — сказал старец, усаживаясь со скрещенными ногами и расправляя одежды. — Не беспокойте меня, я сам скажу, когда буду готов.
Два Ученика благоговейно кивнули в знак согласия. Повернувшись, они удалились на почтительное расстояние от камня, поплотнее закутались в свои одежды и легли а спать. Солнце стремительно скрылось за краем земли, и кругом воцарилось мягкое пурпурное сияние напоенной ароматами индийской ночи, а Повелитель Ночи пробудил к жизни мелкое ночное зверье. Где-то еще сонная птица пробормотала своей подруге последнее “чирик-чирик”, перед тем как, может быть, увидеть во сне жирных гусениц и сочные плоды.
Постепенно ночной пурпур сменился ослепительным серебром Богини Влюбленных, которая взошла в небесную высь и дождем пролила свой свет на мир, погруженный в сон. Ласковые дуновения ночного ветерка унесли прочь дневные запахи, нежно взъерошили уснувшие головки лесных цветов и принесли с собой свежие ароматы для ночных обитателей леса. Часы неторопливо ползли своим чередом. Луна скрылась за дальним горизонтом, и над землей безмятежно поплыли легкие облака. Старец сидел, прям и недвижим, полностью уйдя в себя, медитируя. Из нор выглядывали мелкие зверушки, всматривались в него круглыми немигающими глазами и, не увидев для себя никакой опасности, отправлялись по своим делам.
Все такой же прямой и недвижимый, сидел погруженный в медитацию старец, когда небо прорезали первые проблески рассвета. Все так же недвижим был он, когда узкая полоска зари разлилась по серому предутреннему небу. Где-то одна спящая обезьяна столкнула с ветки другую, и та сквозь сон что-то возмущенно затараторила и запричитала. Стремительно накатывался рассвет, принося с собой волну тепла на остывшую за ночь землю. С деревьев послышались крики и щебет проснувшихся птиц. Несмышленый детеныш обезьяны свалился с дерева и с воплем ужаса полетел вниз, прежде чем оцепеневшие от страха лапы схватились за ветку. Протирая заспанные глаза, поднялись на ноги Ученики, а старец был все так же неподвижен.
Лишь много позже, в разгар дня, когда горячее солнце уже окатывало землю волнами жара, старый монах завершил свою долгую медитацию и подкрепился скудным завтраком. Обратившись к старшему из Учеников, он сказал:
— Пора и ТЕБЕ начать постижение искусства медитации, сын мой, ибо я хорошо присмотрелся к тебе, и теперь пришло время твоего обучения.
— Но неужели медитировать так трудно, Учитель? Разве это не доступно ЛЮБОМУ? — спросил младший.
— Нет, сын мой, — ответил старец. — Есть люди, которые не медитируют никогда, ибо они этого не достойны. Есть и достойные, которые не медитируют, ибо не знают, как это делать. Медитация — это искусство, которое надобно передавать другим. Это искусство, которое может вознести человеческое “я” до высочайших вершин. — Он немного помолчал в задумчивости и сказал младшему: — Сегодня ты один пойдешь на поиски пропитания. Я же должен буду учить старшего. Со временем, если ты будешь этого достоин, придет и твой черед.
Как часто люди говорят, что “собираются медитировать”, тогда как, разумеется, большинство из них не имеет ни малейшего представления о том, что такое настоящая медитация. Они без нужды окружают ее глубокой мистикой, хотя медитация, как и большинство метафизических явлений, проста и является всего лишь средством, методом, с помощью которого можно достичь определенных результатов.
Одна из наиболее серьезных трудностей, подстерегающих того, кто изучает метафизические явления, состоит в том, что почти все исследования и практическая подготовка в этой сфере искони велись в Тибете и Индии, где цивилизации процветали задолго до возникновения каких-либо цивилизаций в Западном мире.
Конечно, была еще великая цивилизация древнего Китая. Однако, хотя его высокие религиозные достоинства всячески превозносились, на самом деле Китай проявлял больший интерес к военному искусству. Китайские цивилизации различных эпох дали миру такие сомнительные достижения, как взрывчатые вещества, воздушные змеи, поливающие противника дождем отравленных стрел, и как ни странно, многие века назад китайцы первыми стали применять ракеты в боевых действиях. Их тогдашние “атомные бомбы” представляли собой огромные массы горючего вещества, помещенные в боеголовках ракет. Эти пылающие массы выстреливались во вражеские позиции, и там сжигали дотла все живое и неживое.
Китай дал нам искусства и ремесла, достойные, разумеется, всяческой похвалы, но он, в основном, позаимствовал индийские вероучения, лишь переиначив их на свой лад в соответствии с китайскими представлениями.
Японию можно сбросить со счетов, ибо до самых последних лет она была изолированным островным государством, недоступным влиянию иных стран. К тому же, как гласит истинная история Японии, они лишь скопировали свою религию и культуру у китайцев. Откуда взялась у японцев их жестокость в годы Второй мировой войны, можно только гадать, но они вне всякого сомнения далеко оставили позади весь мир по части всяких зверств.
Одна из наиболее серьезных трудностей — вернемся же к нашей теме — заключается в том, что при переводе с санскрита, да и с других восточных языков не всегда возможна точная передача значения тех или иных слов на западном языке, например на английском. Западные языки больше имеют дело с конкретными вещами, в то время как языки Дальнего Востока оперируют абстрактными понятиями. Вот и получается, что очень многие вещи, правильное понимание которых зависит от точного применения идиомы, не имеющей аналога в другом языке, заводят переводчиков в тупик и становятся причиной совершенно искаженных толкований. Ярким тому примером может послужить понятие Нирваны, которое мы должны постигнуть в его восточном значении и которое, стало быть, надо как следует уяснить, прежде чем мы перейдем к самой медитации и разберемся, что она собой представляет и как ею заниматься.
В Индии некогда была великая цивилизация, по своей природе обладавшая высокой духовностью. В сущности, именно Индия была колыбелью истинной религии в данном конкретном цикле эволюции, а многие народы лишь позаимствовали и видоизменили индийские вероучения.
На отдельных этапах развития культуры древнего Китая, когда духовность и почитание предков ценились выше, чем война или председатель Мао, религия также переживала эпоху расцвета. Однако находились китайцы, как, впрочем, и индусы, которые слишком буквально воспринимали религиозные учения. А ведь религия должна указывать путь, быть наставником и руководством в образе жизни. Индусы и китайцы забыли об этом, и нередко бывало, что какой-нибудь китаец или индус весь свой век просиживал под деревом в ленивых размышлениях: “Ну, эту жизнь я позволю себе прожить налегке, а когда снова вернусь на Землю, вот тогда все и наверстаю”. Это отнюдь не риторическая фигура, не преувеличение, это факт, и до совсем недавнего времени для китайца могло быть обычным делом наделать долгов в этой жизни из тех соображений, что он с лихвой расплатится в будущей. Можете ли вы представить себе западного ростовщика — как я понимаю, нынче они именуют себя высококлассными финансовыми компаниями, — дающего в долг некую сумму в расчете получить ее, когда он вернется сюда в следующей инкарнации? Нечего сказать, забавная получилась бы бухгалтерия!
Повторяю, восточные языки оперируют, главным образом, абстрактными и духовными понятиями, тогда как языки Запада имеют дело с авиацией, деньгами (либо их нехваткой!) и прочими приземленными предметами. Вам, должно быть, интересно будет узнать, что еще несколько лет назад у японцев не было ни единого иероглифа, ни одной письменной формы для передачи технических терминов из области радио или машиностроения, и, насколько мне известно, японские техники могли говорить о том же радио, машиностроении и иных научных понятиях, лишь выучив соответствующие английские термины. Впрочем, в этом нет ничего особо примечательного, поскольку и в западных странах случаются ситуации, когда, например, два врача из разных стран, ни слова не зная на языках друг друга, с успехом говорят на медицинские темы, пользуясь общим для них языком — латынью.
Радисты, в том числе и радиолюбители, отлично могут общаться между собой, пользуясь сокращениями и до крайности стилизованными кодами, так что все понимают друг друга, не зная языка. Возможно, вам приходилось слышать сокращение “QRM”, означающее шумовые помехи или статические разряды, либо “QRT”, которым человека просят помолчать.
Нирвана — это слово или понятие, находящееся далеко за пределами западного разумения. Возможно даже, что Нирвана является наиболее неверно понимаемым термином Востока. На Западе люди просто думают, что истинный житель Востока только того и желает, что сидеть и вдыхать аромат цветов — в данном случае — лотоса — и превращать себя в ничто. Нередко считают” что Нирвана — это полное исчезновение жизни, приводящее к состоянию, в котором ничто не существует, в котором ничего нет — ни памяти, ни действия, ничего. Жителями Запада Нирвана слишком часто воспринимается как пример полнейшего вакуума, и они сторонятся восточных религий, которые, как они полагают в своем невежестве, ведут к состоянию полного и совершенного небытия.
Все это абсолютно неверно. Нирвана не означает ни рая небесного, ни преисподней. Она не означает места, где нет совершенно ничего, даже самого места! Существовать в состоянии небытия невозможно, но заурядный житель Запада упорно считает, что Адепт, или Учитель, или Гуру, или Просветленный стремится достичь состояния, в котором забудет обо всем, что так стремился постичь, в котором он ничего не будет знать, не будет чувствовать, не будет даже существовать. Какой вздор! Все это немыслимый абсурд, ведь даже обыкновенный здравый смысл должен подсказать, что невозможно какое-либо существование там, где не существует ничего.
Адепт, Гуру, Учитель, Просветленный, словом, как бы вы его ни назвали, действительно стремится к Нирване. Нирвана — это отнюдь не отрицание всего сущего, как это нередко считается. Наоборот, это очищение от порочных желаний, очищение от злословия, очищение от вероломства, алчности, похоти и прочих низменных страстей. Просветленные стремятся избавиться от греховных желаний, чтобы душа их могла воспарить и покинуть тело по их воле.
Прежде чем совершать осознанные астральные путешествия, необходимо вначале очистить свои помыслы, необходимо удостовериться, что вы отправляетесь в такое путешествие не ради одного лишь праздного любопытства и не ради того, чтобы сунуть нос в личные дела другого человека. Совершенно необходимо, чтобы человек, прежде чем отправиться в осознанное астральное путешествие, избавился от всех греховных страстей и желаний.
На Дальнем Востоке осознанно путешествовать в астрале могут многие, то есть многие из тех, кто находится на духовном Пути. Но на Востоке многие явления жизни трактуются по-иному, и, возможно, нам еще представится случай уделить этому больше внимания. На Западе редко кто осознанно путешествует в астрале, ибо прегрешения плоти удерживают душу в путах. Одним из самых обычных способов держать душу в неволе является неправильная сексуальная жизнь. Если между мужчиной и женщиной нет любви, то не может быть и речи о сексе. Если же люди любят друг друга, то нормальный секс лишь повышает силу их ауры, придавая ее цветам яркость и чистоту, что может подтвердить любой ясновидец.
Если же мужчина и женщина занимаются сексом ради одного лишь животного наслаждения, то тем самым они приглушают цвета своей ауры и ослабляют вибрации энергетического потока. Многие восточные школы оккультной мысли не устают предостерегать, что не должно заниматься беспорядочным сексом тем, кто старается продвинуться на пути к совершенству. К сожалению, западные переводы, вернее, их искажения, утверждают, что у человека Востока нет никакой сексуальной жизни в духовных сферах. Это тоже неверно. Нет ничего дурного в сексе, если двое испытывают в нем здоровую потребность и если они по-настоящему любят друг друга.
В индуистских храмах, да и в тибетских храмах тоже, встречаются изображения, которые люди Запада в слепоте своей считают эротическими, непристойными либо даже порнографическими. Это не так, и при виде этих изображений жители Востока не чувствуют себя оскорбленными. Они воспринимают эти изображения такими, какими они есть, они видят в них напоминание о том, как это может быть. Половой акт есть акт зарождения жизни, зарождения мощных потоков ауры. Что до изображений, которыми действительно украшены стены храмов в Индии и Тибете, то они показывают, как должно и как не должно вести себя в сексе, чтобы посвященный мог увидеть и сделать сравнение. Ведь в конечном счете как узнать, что поступаешь дурно или правильно, если тебе об этом не скажут? Неправильная сексуальная жизнь приводит к неприятным проявлениям — сексуальной холодности, нервным расстройствам и подавляет в мужчине и женщине инстинкты добра, тогда как правильная форма сексуальной жизни для тех, кто чувствует в ней потребность, приводит к повышению духовных способностей обоих партнеров.
Спустя некоторое время, по мере того как посвященный продвигается на пути к совершенству и становится Просветленным, он может обходиться без тесного общения с окружающими, может обходиться и без секса, причем, в противовес убеждениям отдельных людей, ничего при этом не теряет. Секс на Земле — это очень физическое явление, но с продвижением личности все выше к совершенству ощущения становятся все сильнее и прекраснее. Вас это, возможно, удивит, но перед тем, как покинуть Землю и уйти в иную жизнь, человеку категорически, можно сказать, жизненно необходимо получить представление о противоположном поле с тем, чтобы можно было достичь определенного равновесия!
Здесь будет уместно сказать, что не следует позволять дурачить себя всем этим эксцентричным особам, которые объявляют себя то великими знатоками, то великими Наставниками, словом, великими всезнайками, едва успев прочитать несколько книг. Книги не дают опыта. Можно прочесть книгу и ничего из нее не усвоить. Уму непостижимо, как может человек провозглашать себя на весь свет великим Просветленным Адептом лишь на том основании, что он прочел книгу того или иного автора. А ведь именно так и происходит. Совсем недавно я получил письмо от одного полуграмотного типа из Австралии, который объявил себя великим Наставником и великим Учителем. Он уверял меня, что является Аватаром. Ему это точно известно, потому что так ему сказала жена, а еще потому, что он прочел пару книжек и болтал об этом безумолку!
Истинное мерило заключается в том, какой у человека практический опыт. Скажем, доверите ли вы свою жизнь пилоту, который лишь прочел книгу о вождении самолетов? Отправитесь ли вы в плавание к другому континенту на корабле под командой капитана и с экипажем, который прошел лишь заочный курс судовождения и навигации? Разумеется, нет. Руководствуясь теми же соображениями, вам не следует доверять свое обучение человеку, успевшему прочесть лишь несколько книг либо прошедшему один из тех заочных курсов, которые вам пытаются всучить за большие деньги на всю оставшуюся жизнь. Перед тем как приступать к изучению чего-либо, убедитесь в достаточной опытности того, кому вы намерены доверить вашу подготовку.
Что ж, пора нам вернуться к медитации. Очень многие даже не знают, что такое эта медитация. Что же это? Медитация — это особая форма концентрации или направленного мышления, которое дисциплинирует разум и формирует его особую установку. Медитация — это такая форма направленного мышления, которая позволяет нам проникать в подсознание и иные системы, куда мы не смогли бы проникнуть никаким другим способом.
Значение медитации огромно, ибо она пробуждает разум к высшему сознанию и дает ему возможность более свободно подключаться к подсознанию подобно тому, как человек, обладающий обширной библиотекой, может обращаться к своим книгам за конкретной информацией. Если же человек не знает, где искать, вся его громадная библиотека останется лишь грудой макулатуры.
Дисциплина в медитации имеет первостепенное значение для того, кто стремится достичь истинного прогресса в духовном совершенствовании. Как всякая армия теряет боеспособность без дисциплины и постоянных учений, так и человеческая душа без дисциплины и правильного обучения медитации становится частицей неуправляемой толпы.
Бесполезны всякие попытки заниматься медитацией после прочтения книги, написанной человеком, который сам медитировать не умеет. Множество книг по оккультизму представляют собой лишь невразумительную мешанину превратно понятых восточных притч. Все они написаны людьми, не имеющими понятия о медитации, ибо всякому ясно, что если сам человек не умеет медитировать, то не сможет обучить этому и других!
Следует помнить, что во многих странах мира — я имею в виду нехристианские страны — храмовые служители перед тем, как войти в храм, погружаются в медитацию, чтобы разум их стал чист и раскрыт в готовности принять то, что на Западе именуется Божественным Откровением и Поучением. К примеру, совершенно бесполезной будет молитва, в которой человек лишь бормочет указания своему божеству. Бесполезно молиться о том, чтобы победить на конкурсе красоты или получить главный выигрыш на ирландском тотализаторе. Процесс молитвы всегда должен начинаться с периода медитации, которая очищает разум от лишних мыслей и подготавливает человека к восприятию информации из высших сфер. Повторяю, очень многие бросаются на колени и начинают заказывать Богу “товары с доставкой на дом”, а потом говорят, что от молитвы никакого толку. Что ж, пусть вначале попытаются медитировать. Собственно медитация состоит из четырех различных этапов:
1. Первый этап состоит в практике такой медитации, которая содействует развитию истинной индивидуальности медитирующего. Поэтому медитируя и развивая собственную личность, человек обретает более счастливую и успешную жизнь. Человек становится счастливее в жизни личной и удачливее в отношениях с окружающими, то есть в работе. В данном случае успешная медитация также расширяет умственные способности.
2. Второй этап медитации есть то, что почти автоматически вытекает из успешного завершения первого этапа. Второй этап медитации приводит физическое тело в гармонию с Высшей Сущностью (Сверх-я) и приводит Высшую Сущность (Сверх-я) в гармонию с Ману всей нации (страны). Для того чтобы обрести способность медитации на этом и достичь более высоких уровней, человек должен вести чистую, свободную от плотских желаний жизнь.
3. Третий этап медитации наделяет человека всеми благами первого и второго этапов и вдобавок дает ему способность рассудочного познания оккультного. То есть, придя к третьему этапу медитации, человек обретает способность к постижению и самосознанию. Самосознание, разумеется, отличается от осознания. Самосознание есть постижение разумом самого себя, то есть всего того, что позволяет Высшей Сущности (Сверх-я) улучшить свое духовное состояние.
4. И наконец, существует еще мистическая медитация, именуемая так потому, что пребывает в таком бесконечном отдалении от земных понятий, что, пожалуй, недоступна пониманию тех, кому не удалось достичь этого этапа. Четвертый этап медитации ведет нас вдоль Серебряной Нити к нашей Высшей Сущности (Сверх-я), а затем, следуя вдоль Золотой Нити нашей Высшей Сущности, мы предстаем перед той Великой Сущностью, которую за неимением лучшего определения мы здесь называем “Богом”. Впрочем, первые два этапа медитации также имеют большое значение, и вначале надо сосредоточиться именно на них.
Прежде чем приниматься за медитацию, совершенно необходимо приучить себя к Дисциплине, ибо забавы с медитацией равносильны игре с огнем. Не позволите же вы ребенку играть с бочонком пороха и коробком спичек. По крайней мере если вы это и сделаете, то лишь один единственный раз! Точно так же, занимаясь высшими разделами метафизики, вы должны приучить себя к суровому самоограничению.
Возьмем, к примеру, хилого, тщедушного человека, которому внезапно захотелось обрести мускулы мистера Атланта. В этом случае ему придется пройти через долгий ряд упражнений. Не может же бедняга сразу схватить штангу и поднимать ее с утра до ночи — он просто испустит дух. Подобным же образом совершенно необходимо, чтобы медитация прежде всего рассматривалась как упражнения для души. А если вы ринетесь в медитацию галопом, словно американский турист по Ватикану ради того лишь, чтобы похвастать, что он там побывал, весь ваш энтузиазм довольно быстро растает. Заниматься следует по заранее составленному плану, соблюдая строгую дисциплину, и только после серьезной предварительной подготовки. Ведь если наш тщедушный человечек слишком рьяно возьмется за тренировки, то вскоре его мышцы так оцепенеют, что он едва сможет пошевелиться. Так и вы, занимаясь медитацией, непременно должны помнить, что разум ваш может впасть в оцепенение, и тогда ваше положение будет ужасно.
И несмотря на все это вы все еще хотите медитировать? Вы действительно хотите заняться этим делом? Что ж, посмотрим, придется ли вам по вкусу вот что: для медитации вы должны выбрать абсолютно тихое и спокойное время суток, лучше всего раннее утро. Это, в частности, одна из причин того, что священнослужители, да и все остальные, медитируют натощак. Перед тем как приступать к медитации, вы не должны ничего есть. Нельзя также медитировать лежа в постели. Если вы попытаетесь это сделать, то попросту заснете. Поэтому постарайтесь проснуться на час раньше обычного, и когда прозвенит ваш будильник, встаньте с постели, умойтесь и оденьтесь, ибо процесс умывания и одевания пробудит вас окончательно и вы устоите перед искушением забраться обратно в постель и уснуть.
Если вы хотите заняться этим всерьез, тогда устройте в одном из углов комнаты свое Сокровенное (Тайное) Святилище. Здесь будет ваша маленькая обитель, которая позволит вам полностью сосредоточить внимание на том, что вы собираетесь сделать. Итак, для тех кто настроился всерьез, порядок действий таков.
Обзаведитесь комнатой, пусть даже каморкой, которая стала бы вашим Святилищем, и уходя, всегда запирайте ее на замок. В углу поставьте столик, покрытый белой материей. Установите на нем изображение, скажем, Хо Тай, символа Живого Добра. (Нет, вы вовсе не поклоняетесь идолам! Хо Тай — это всего лишь символ.) Поставьте на столик кадильницу с ароматической палочкой, которую следует поджечь и задуть, чтобы от нее исходил лишь благовонный дым. Она придет вам да помощь, если вы отмерите пал очку так, чтобы она дымила, допустим, в течение получаса. Тогда, как только улетучится запах дыма, вы прекратите медитацию.
Серьезный медитирующий непременно наденет особое, предназначенное для медитации одеяние, ибо служит оно для того, чтобы оградить вас от влияний извне. Одеяние для медитации должно быть очень просторным, с длинными широкими рукавами и капюшоном, чтобы накрывать голову. Одеяние можно изготовить из тонкого черного шелка либо, если вам это покажется дорого, из тонкой черной бязи. Когда одеянием для медитации не пользуются, его следует хранить в черном шелковом футляре, где оно бы не соприкасалось с прочей одеждой. Все это может показаться вам несколько театральным, но это вовсе не так. Это лучший способ достичь желаемых результатов, а если вы хотите их получить, то и действовать надо по правилам. Итак, собираясь медитировать, надевайте одеяние для медитации.
Теперь, когда у вас есть комната, есть одеяние, есть Хо Тай и есть благовония, ступайте в эту комнату и спокойно усаживайтесь. Поза не имеет значения, сидеть со скрещенными ногами не обязательно. Сядьте так, чтобы вам было удобно, чтобы не затекали и не болели ноги, потому что на ранних этапах вы не сможете медитировать, испытывая какое-либо неудобство. Посидев несколько минут в спокойном СОЗЕРЦАНИИ, начинайте повторять молитву:
Дай в этот день мне, ведущему изо дня в день жизнь согласно всем предписаниям, возможность владеть и управлять своим воображением.
Дай в этот день мне, ведущему изо дня в день жизнь согласно всем предписаниям, овладеть своими желаниями и помыслами и с помощью этого достигнуть очищения.
Дай мне в этот день и во все дни надежно удерживать свое воображение и мысли на задаче, которая должна быть мною выполнена, и с помощью этого достигнуть успеха.
Всю мою жизнь, день за днем я проживу, полностью владея своим воображением и мыслями.
Позаботьтесь о том, чтобы в комнате было, разумеется, не светло, но царили довольно густые сумерки, настоящий полумрак, в котором все убранство выглядело бы не черным, а серым. В скором времени вы сами определите, какая степень темноты вам лучше всего подходит.
Если вы возьмете стакан холодной воды и будете держать его, охватив стенки ладонями и пальцами, не прикрывая верха, то окажетесь в удобной позиции для следующего упражнения. Продвиньте пальцы одной руки в промежутки между пальцами другой, чтобы пальцы и обе ладони как можно больше соприкасались с поверхностью стакана.
Сядьте прямо и сделайте глубокий вдох. Попробуйте выполнить упражнения, описанные в “Мудрости древних”, с той лишь разницей, что сделав глубокий вдох, позвольте воздуху выйти из легких с длинным раскатистым звуком: “Рррррр—Аааааа”. Произнести это надо вслух, кричать нет надобности, достаточно сделать это тихо и отчетливо, а главное — совершенно серьезно, поскольку это вполне серьезное упражнение. Повторите это трижды, после чего сидите и несколько минут наблюдайте за тем, как одонетическая, или намагниченная вода собирает эфирное излучение тела в облачко над стаканом воды. Оно, это облачко, сгустится до такой степени, что вы без труда увидите довольно плотную дымку, похожую на дым сигареты, но в форме облачка; либо, если вам угодно, пусть это будет дымок от ароматической палочки.
Проделав все это примерно в течение одной-двух недель, а может, одного-двух месяцев — все зависит от степени вашей серьезности, — вы сможете увидеть в воде некую частицу вашей жизненной силы. Когда жизненная сила попадает в воду, она заряжает ее, как сода насыщает пузырьками. Но пузырьки и искорки, источаемые вашей жизненной силой, будут выглядеть как сверкающие всеми цветами вспышки, линии и завихрения. Не торопите событий, ибо времени у вас достаточно. Нельзя же, в конце концов, вырастить могучий дуб за одну ночь. Так что чем вы будете серьезнее, тем большего успеха добьетесь, а этот успех превратит в конечном счете ваш стакан в крохотную вселенную, полную разноцветных огненных искр и вихрей за тонким стеклом.
Вам следует ввести занятия медитацией в определенную схему или график. Лучше всего было бы обзавестись четками, чтобы удобнее было следить за этапами медитации. Можно приобрести буддийские четки, а можно сделать их самому из бусин разной величины, но каким бы методом вы ни пользовались, график должен соблюдаться неукоснительно. Медитировать следует в одной и той же комнате, в одно и то же время и в одном и том же одеянии. Начните с того, что спокойно усядьтесь перед вашим алтарем и выберите одну какую-то мысль или идею. Постарайтесь отбросить все посторонние мысли, все внимание сосредоточьте внутри себя и там медитируйте над избранной вами идеей. По мере сосредоточения вы почувствуете в себе нарастание слабой дрожи. Это нормальное явление. Слабая вибрация показывает, что заработала система медитации. Практические советы:
1. Изберите в качестве первого опыта медитацию на любовь. Лелейте в себе добрые мысли ко всем существам, живущим на Земле. Если достаточное количество людей станет думать только о добре, тогда, возможно, что-то пробудится и в остальных. А если бы достаточное число людей на свете стало питать лишь добрые помыслы вместо злых, мир бы совершенно преобразился.
2. После первой медитации на любовь можно сосредоточиться на второй медитации, которая приведет вас к мыслям о тех, кто попал в беду. Думая о тех, кому сейчас плохо, вы начинаете по-настоящему “жить” их бедами и печалями и, преисполнившись сострадания, вы будете посылать им мысли — лучи — понимания и сочувствия.
3. В третьей медитации вы думаете о счастье других людей, вы радуетесь тому, что наконец-то они достигли процветания и всего того, к чему так долго стремились. Вы думаете обо всех этих вещах и излучаете во внешний мир радостные мысли.
4. Четвертая медитация есть медитация на зло. Здесь вы позволяете разуму медитировать над прегрешениями и болезнями. Вы думаете о том, как зыбка грань между здравым рассудком и безумием, между здоровьем и недугом. Вы думаете о том, как быстротечен момент наслаждения и как всеобъемлюще зло, которое приходит как расплата за мгновения наслаждения. Затем вы думаете о тех страданиях, к которым может привести потворство злу.
5. Пятая медитация — это та, в которой мы обретаем безмятежность и спокойствие. В медитации на безмятежность вы поднимаетесь над земной сферой, поднимаетесь над чувством ненависти, взмываете даже над чувством земной любви, ибо земная любовь — это всего лишь жалкая подмена истинного чувства. В медитации на безмятежность вас уже не тревожит подавленность, вы не испытываете страха, да и богатство желанно для вас не ради него самого, а ради того добра, которое вы с его помощью можете сделать другим.
В медитации на безмятежность вы можете спокойным взором окинуть собственное будущее, зная, что во все времена вы будете прилагать все силы, чтобы жить в соответствии с вашим уровнем развития. Те, кто достиг такого состояния, далеко продвинулись на пути эволюции, а те, кому это удалось, вполне могут надеяться, что их знания и их внутреннее (сокровенное) знание высвободят их из вечного колеса рождений и смертей.
Вы можете задаться вопросом, что наступает после медитации. Что ж, следом за нею приходит транс. Нам придется пользоваться именно этим словом из-за отсутствия лучшего. Фактически, транс — это состояние в медитации, в котором истинное “я” выходит из тела, как человек выходит из автомобиля.
Однако, как всем нам приходится убеждаться на собственном опыте, иногда оставленная без присмотра машина может быть похищена. То же происходит и с человеком, если он настолько глубоко погружается в медитацию, что впадает в состояние транса, не очистив предварительно свой разум от страстей и греховных помыслов. В этом случае он просто напрашивается быть похищенным иными сущностями. Состояние транса чрезвычайно опасно, если не заниматься медитацией под надежным присмотром.
Существуют различные формы духов стихий (элементалей) и бесплотных сущностей, которые вечно рыщут в поисках возможности поозорничать, и если им представляется случай натворить бед, завладев человеческим телом, они радуются этому так же, как компания подростков, отправляясь кататься в украденном автомобиле. Само собой, подростки искренне намерены вернуть машину в целости и сохранности, но чаще всего она оказывается разбитой. Так и телу, которым часто завладевают иные сущности, наносится тяжкий вред.
Позвольте повторить, что если помыслы ваши чисты, если чисты ваши намерения, если вы не испытываете страха, то никто не сможет в вас вселиться, завладеть вами, вы никогда не станете одержимым. Вам нечего бояться, кроме самого страха. Позвольте мне повторить и это: если вы не боитесь, то излучаете ауру, которая оберегает ваше тело так же, как охранная сигнализация оберегает дом. И если ваши мысли чисты, если вас не обуревают плотские страсти, то при любой попытке такой страсти завладеть вашим телом в вашем сознании раздастся тревожный звон колокольчика и вы немедля опустите взгляд вдоль Серебряной Нити, чтобы увидеть, в чем там дело. Точно так же крестьянин стережет свой сад, чтобы уберечь яблоки! В вас никто не может вселиться, никто не может завладеть вами, если сами вы не пребываете во власти страха. Но если вы боитесь всего этого — что ж, тогда ради вашего душевного и телесного спокойствия не затевайте игр с состоянием глубокого транса в медитации.
Я решительный противник гипнотизма, применяемого без огромных предосторожностей, ибо если вас введет в гипнотический транс человек неопытный, то его постоянно будут одолевать опасения относительно того, всели у вас в порядке, сможет ли он вывести вас из транса и т. д. Гипнотический транс — это транс пассивный. Это транс, вызванный целой серией мощных внушений, подкрепленных верой самого человека в то, что он может быть загипнотизирован. По сути, когда человек находится под гипнозом, ситуация очень напоминает внезапно наступившее косоглазие. Дело в том, что эфирный двойник человека слегка смещается в сторону от полной синхронизации, а это означает, что между физическим и эфирным телами нет более абсолютного совмещения.
Если вы попадете в руки скверного гипнотизера, он может причинить вам громадный вред на многие годы. Ведь не станете же вы обращаться к хирургу, который только что прошел заочный курс хирургии. Вам нужен знающий, уверенный в своих силах специалист. А посему — ради вашего же физического и душевного здоровья — не позволяйте манипулировать собой жалким дилетантам. Если по какой-то причине вы хотите или вам необходимо быть введенным в состояние гипноза, обратитесь тогда в местную медицинскую ассоциацию, где вам укажут на медика-гипнотизера, свято чтущего этические принципы и прошедшего подготовку под руководством и строгим контролем знающих специалистов. Вы можете подумать, что я преувеличиваю опасность, но. Взглянуть бы вам на некоторые полученные мною письма, где говорится о том, какой вред был причинен бездарными, преступно небрежными гипнотизерами-шарлатанами. Никогда не забывайте о том, что, когда вы пребываете в состоянии гипноза, ваша душа выталкивается из точек полного совмещения с центрами вашего сознания.
Что касается медиумов, то нередко это люди, которые впадают в сонную разновидность транса, в сонную разновидность гипноза, поскольку осознанно или неосознанно они слегка гипнотизируют сами себя и в результате становятся сверхвнушаемыми. В таком состоянии они и могут быть использованы в качестве телефона теми, кто пребывает по ту сторону жизни. Однако помните о том, что мы уже говорили и что мы вместе узнали о бесплотных сущностях. Истинно добрые люди, ушедшие из этой жизни, слишком заняты, чтобы валять дурака, передавая послания на спиритических сеансах.
Разумеется, при определенных условиях хорошо подготовленный и добросовестный человек может войти в физический транс, тогда как его астральное тело останется в полном сознании, и таким образом сможет осуществлять надзор над особой, передающей послания группе сидящих внизу. Это чрезвычайно полезный метод при проведении детальных исследований, но при этом крайне важно, чтобы сеанс не был внезапно прерван шумом или появлением посторонних людей.
Существует еще весьма специфическая форма оккультного транса, которую Адепты именуют “храмовым сном”. Этот тип транса полностью отличается от всего упомянутого выше, поскольку Посвященный, который изучал все это в храмовой обстановке, хорошо знает, что делает, и может вполне осознанно бросить себя в состояние транса, как человек может “броситься в машину” и уехать прочь. Он полностью себя контролирует, и никто не может им завладеть. Но для этого, разумеется, нужны годы практики, и пока человек не обретет достаточного опыта, он постоянно должен находиться под внимательным присмотром того, кто таким опытом обладает.
У обычного человека, пытающегося заигрывать с состоянием транса, обычно срабатывает весьма полезная защитная система. Попытайтесь поиграть в транс, и если вы нормальный, скромный человек, вы довольно быстро уснете! Это убережет вас от вторжения бесплотных сущностей. Но даже здесь имеются две серьезные опасности. Вот пример. Находясь в трансе, вы вначале бодрствуете, затем погружаетесь в сон. Так вот, в тот момент, когда вы находитесь в промежуточном состоянии между бодрствованием и сном, вы наиболее уязвимы и в вас могут вселиться иные сущности. Точно так же вы уязвимы тогда, когда (в аналогичных условиях) вначале вы спали, а затем пробудились. Заметьте себе, однако, что это относится лишь к тем случаям, когда люди забавляются гипнотизмом или состоянием транса, но нет никакой опасности в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием в обычной будничной жизни.
Из всего этого следует, что с вашей стороны было бы весьма неразумно допускать баловство с состоянием транса, не будучи под тщательным присмотром.
В некоторых храмах человек, проходящий подготовку, пребывает под надзором двух старших лам, которые способны поддерживать двухстороннюю связь со всеми мыслями ученика, и их ласковое, но твердое руководство предохраняет ученика от нанесения вреда самому себе либо иному человеку. Пройдя определенные испытания, ученик получает разрешение самостоятельно погружаться в глубокие трансы, и первым делом он обычно вводит себя в очень глубокий транс, который мы называем “визионерским трансом”. Это действительно очень глубокий транс. Посвященный становится совершенно неподвижен и со стороны может показаться застывшим, с окостеневшими конечностями. И в этом состоянии он по-прежнему пребывает в собственном теле, но при этом очень похож на человека на вершине высокой башни, вооруженного мощным телескопом, с помощью которого все может видеть четко, ясно и как бы в увеличенном виде. Человек с телескопом может повернуться в любую сторону и видеть происходящее с поразительной четкостью.
В состоянии визионерского транса вы не покидаете своего тела. Прежде чем вы сможете его покинуть, хорошенько запаситесь терпением и начинайте практиковаться в трансе перенесения. При этом тело становится вялым, податливым, полностью лишено сознания и пребывает в каталептическом состоянии, находясь лишь под надзором так называемого смотрителя. Дыхание становится редким, замедляется сердцебиение, и жизнь в теле едва теплится.
Попадая в подобные трансы, вы прежде всего задаетесь вопросом, не является ли увиденное вами лишь плодом вашего воображения. Но с приобретением практического опыта вы научитесь отличать реальность от того, что является всего лишь отражением мыслей какой-либо иной сущности, бесплотной или наделенной плотью.
Приведу вам иллюстрацию. Вы сидите где-нибудь, пребывая в полном покое и погрузившись в глубокий транс медитации. Если вы позволите своему сознанию бесцельно блуждать без всякого контроля с вашей стороны, вы можете оказаться рядом с крепко подвыпившим типом и ужаснуться при виде извивающихся вокруг него странных зверей. Да, все эти полосатые слоны действительно существуют в мыслеформах! Хуже того, позволив себе бродить без руля и ветрил, вы можете натолкнуться на какого-нибудь озлобленного человека с замыслом убийства в душе. И если он действительно замышляет убийство, тогда вы, несчастный страдалец, увидите это злодеяние так отчетливо, словно оно происходит не в чьих-то мыслях, а наяву. И тогда вы так резко вернетесь в собственное тело, что в ближайшие двадцать четыре часа вас неотступно будут преследовать мысли о том, что вы были свидетелем убийства или чего-нибудь похуже!
Посвященный метафизик легко отличит реальное от воображаемого, но я снова хочу дать вам совет: если у вас нет по-настоящему серьезной причины, чтобы ввести себя в глубокий транс, — лучше этого не делать.
Если вы не прислушаетесь к этому совету, что ж, тогда прислушайтесь вот к чему. Если находясь в глубоком трансе или в астрале вы столкнетесь с какими-то отвратительными сущностями, которые станут корчить вам рожи или еще хуже, тогда просто направьте на них мощный поток мыслей о том, что вы их не боитесь, и как только вы это сделаете, весь этот народец тут же исчезнет. Они питаются только вашим страхом, и если вы не боитесь, это их отпугивает.
Из чувства искренней дружбы советую вам: не позволяйте себя гипнотизировать, если только за дело не берется квалифицированный медик. Советую вам также не подвергать себя трансу, не находясь под наблюдением знающего человека. Обычная медитация совершенно безопасна, с вами не может произойти ничего дурного, поскольку вы вполне владеете собой. Так что медитируйте себе на здоровье. Избегайте лишь гипнотизма и глубокого транса, ибо они ни на йоту не продвинут вашего развития.