Из писем Е.И.Рерих . РЕИНКАРНАЦИЯ И КАРМА
Письма в Америку
5.5.34
Теперь к Вашему вопросу о Карме. В каждой жизни человек может погасить ту часть старой кармы, которая настигнет его в данном воплощении, и, конечно, он тут же начнет новую карму, но при расширенном сознании он сможет быстрее изжить накопленную им карму, причем новая, порождаемая им карма будет уже высшего качества. Кроме того, и старая карма уже не будет ему так страшна, ибо очищенное мышление и, следовательно, очищенная аура совершенно иначе реагирует на обратные удары. И таким образом человек может выйти из, казалось бы, заколдованного круга кармы. Но, конечно, только земной кармы, приковывавшей его к Земле, ибо карма не может прекратиться, покуда существует сознание, мысль. Карма, идущая в соответствии с космическими законами, будет беспредельно повышаться в своем качестве, вступая в новые круги и выходя из них, и так в беспредельность.
Индивидуальная карма всегда является главной, основной. Причем карма, прежде всего, складывается из наклонностей, мыслей и побуждений человека, поступки - факторы второстепенные. Буддисты говорят: "Карма есть мысль". Если было бы иначе, то человек никогда не освободился бы от своей кармы. Именно, индивидуальная карма, будучи основной, решающей, влияет как на порождение, так и на погашение всех видов кармы. Вредя себе, человек тем самым вредит и другим. В Космосе все связано, все переплетено между собою, и ничто нельзя расчленить, потому и карму индивидуальную нельзя расчленить от всех прочих видов кармы, групповой, расовой и т.д. В Учении сказано: "Трудно просачиваются искры творчества на пути кармы, и еще меньше понимается истина кармического действия. Не извне приходит то, что принято считать кармой. В каждой клеточке заключена карма. Дух несет свое достижение и доспех...
Теперь о Владыках Кармы. Около этого понятия много смущения.
Разве возможно представить себе, чтобы Владыки Кармы занимались отвешиванием кармы по порциям - всем миллиардам воплощающихся душ!
Но и такое нелепое утверждение приходится встречать. В книге Учения сказано: "Силы, явленные для служения Свету, не вторгаются в карму, как думают некоторые, не посвященные в мощь кармы. Силы Света наблюдают за действиями человеческими, давая направление, но не вторгаясь в жизнь. Примеров тому много, Вестники появляются, предупреждения посылаются, даются направления и указываются пути, но выбор назначенных утверждений напрягается волею человеческою. Таким образом явление кооперации двух Миров насыщается этим понятием". "Именно, самодеятельность духа может приблизить к лучшей карме. Тем же можно объяснить, почему Силы Света не останавливают дух от разных действий, которые часто нарушают назначенное. Недоумевают часто - почему не указывают разные пути? Недоумевают также - почему через разные каналы утверждаются Послания? Недоумевают - почему Силы Света не предотвращают разные течения? Ответим - Силы Света никогда не вторгаются в кармы человеческие. Этот закон нужно помнить на пути к Миру Огненному... Закон свободной воли часто не позволяет Нам указывать явление, которое кажется не ясным. Этот же закон указывает наши скрещенные пути, когда свободная воля устремляла сердце навстречу сердцу". Можно несколько сильнее подчеркнуть вопрос распространения кармы и на промежуточные состояния в тонком мире. Привожу параграф из "Мира Огненного": "Карма распространяется на все действия, на все миры. Так же как карма может ускориться, так же она может удлиниться. Усугубление кармы отражается не только на следующей земной жизни, но и все промежуточные состояния будут зависеть от усугубления кармы. Мир тонкий настолько связан с земным, что нужно углубить мышление в этом направлении. Понявший смысл связи двух миров будет беречь свои земные действия. Бережность ко всем энергиям поможет устремленному духу. Главная причина - непонимание истины пространственной жизни. Все трансмутируется, все искупается. Правильно сказано о законе кармы и беспредельности. Именно, устремление до беспредельности и возможности до беспредельности. На пути к Миру Огненному утвердим сознательное отношение к закону кармы".
12.12.34.
Призыв дан, и Вы услышали его. Вы полюбили книги Учения и тем приняли Зов. Но приношение подвига требует, кроме принятия Зова, и великой работы над собою. Почему думать, что подвиг должен быть где-то в ином месте, нежели там, где мы живем, или в каких-то других условиях? Именно, велик подвиг внесения учения в жизнь каждого дня, в давании радости и просвещения окружающим и встречающимся нам. Как говорит Кришна в Бхагават Гите: "Человек достигает совершенства, упорно выполняя свою дхарму (долг, карму)" Разве не велик подвиг - работа по самоусовершенствованию для благого воздействия на окружающих и в светлой готовности применять силы свои там, где явится возможность?
Карма, или космическая справедливость каждого ставит в те условия, в которых он должен чему-то научиться или нечто искупить. Но для несения подвига нужно очень твердить свой дух. Потому путь ученичества никогда не бывает легким. Много препятствий приходится преодолевать, ибо на чем ином испробуем мы силы наши и закалим клинок духа своего? Ведь без закала духа не можем мы стать носителями подвига, и, следовательно, сотрудниками Вел. Бел. Бр. Велико должно быть самоотречение всех истинных носителей подвига. В древнем Египте неофиты должны были пройти через страшные, искусственно подготовленные опасности и искушения, и лишь ничтожное число их выдерживало это напряжение всех сил. В наше время все искусственные испытания отменены, и ученик должен в жизни уметь встречать и преодолевать трудности и препятствия, при этом принимается во внимание его внутренние побуждения, взвешиваются его способности находчивости, мужества, зоркости и осмотрительности, честности и преданности и т.д. и, конечно, как раньше, лишь ничтожное число выдерживает.
Но ученики, в которых потенциал прежних накоплений велик, умеют радоваться всем трудностям. Так ближайшие ученики научаются ходить по краю пропасти. И на пределе они всегда охранены чудесною Помощью. Великое доверие и преданность, и признательность к Иерархии Света живет в сердцах истинных учеников, конечно, потому и возможно такое чудесное Покровительство и Охранение. Когда серебряная нить, связующая сердце ученика с учителем, цела, то ничто не страшно, и все необходимое приходит, но приходит в последний час, когда все способности и усилия наши достигли своего высшего напряжения, ибо иначе как же преобразим наши энергии в высшие огни? Ведь и по физическому закону все энергии трансмутируются лишь на пределе высшего напряжения. Трансмутация наших энергий или преображение их в высшие огни и ЕСТЬ ЦЕЛЬ НАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Лишь при достижении этой трансмутации наш организм становится достойным и согласованным приемником тончайших энергий, исходящих от Иерархии Света. Потому примем несение подвига в работа, в жизни каждого дня. Будем жить радостью возможности приближения к Владыкам Света, ибо, истинно, возможность эта в нас самих, и лишь сами мы можем ускорить достижение ее.
9.1.35
Несомненно, изживание нагромождения кармических следствий тяжко, но именно оно скорее всего приводит нас на путь служения человечеству. Ответьте себе честно - не эти ли удары судьбы привели Вас к исканию путей истинного света? Не соприкасание ли со страшными язвами действительности расширило сознание Ваше и помогло Вам выйти за пределы установленных рамок мышления? Думаю, Вы будете благословлять эту Вашу жизнь, открывшую Вам Источник животворящий. Разве не испытываете вы радость углубления сознания в проблемы Бытия, радость новому пониманию смысла жизни, радость духовному творчеству?
Также и величие, и любовь между противоположными началами должны рассматриваться, как проявление космического закона. Ибо, истинно, духовно мертв тот, кто лишен этого божественного огня вдохновения и творчества, вложенного в нас космическим велением бытия. К несчастью, до сих пор нет истинного понимания этой мощной основы космического построения. Люди забыли, или, вернее, не хотят сейчас признать великого космического значения любви. Материализм нашего века свел любовь на уровень физиологической функции. Любовь в наше время в лучшем случае понимается, как явление психологическое. Но если бы вновь была осознана космичность любви, то в ней стали бы искать ее высшего проявления, пробуждения всех высших эмоций и творческих способностей. Именно в этом пробуждении и заключается главная цель, главный смысл любви. Любовь есть единая творческая сила. На высших планах Бытия все созидается мыслью, но для оживотворения этих мыслеобразов необходимы два начала, соединенные космической любовью. Много непонимания нагромоздилось вокруг основных понятий двух Начал. Много погрешили религии, и особенно христианская, против величайшего Таинства Космоса умалением брака и унижением женщины, своим презрением к любви и провозглашением обета безбрачия или монашества - этого духовного нищенства, как высшего достижения человеческого! Это страшное изуверство сказалось тяжкими последствиями, среди которых умерщвление плоти явилось наименьшим злом. Вспомним все преступное лицемерие, все страшные половые извращения и преступления, которые были порождены этими запретами и осуждениями, идущими против Космического Закона. Также совершенно не поняты слова Христа: "Всякий, смотрящий на женщину, уже прелюбодействует с нею в сердце своем". Слова эти нужно понимать в свете того космического закона сродства душ и законных браков, о котором уже я писала. Правильные сочетания дадут человечеству необходимое равновесие. Именно страшное прелюбодеяние разрушает человечество и грозит гибелью всей планете. Правильное понимание великого таинства, уважение к женскому началу переродят мир. Люди должны понять божественность любви в ее высочайшем проявлении и также искать здесь на Земле ее отображения. И, конечно, даже само потомство, как плод любви, будет много выше потомства случайного совокупления. Потому брак только ради потомства есть явление безобразное и кощунственное. Мы должны всегда помнить, ч о человек есть сужденный создатель мир а, потому все виды творчества должны быть выявлены его духовной сущностью, что возможно лишь при горении высшей любви. Лишь любовью выявляет все скрытые огни, так в основе каждого творчества лежит великое притяжение, великая любовь. Все в мире зависит от любви и держится любовью. Любовь должна вести к высшему постижению.
9.7.35
Вы задаете вопрос "беззаконие или благое и правое дело совершается прощением грехов"? Мой ответ на это был дан в одном из моих писем, где я приводила слова Учения "платное отпущение раскаявшегося грешника не есть ли самое тяжкое преступление" ( 52 "А. Й."). Там же я указывала на это отпущение грехов как на одно из главных зол современного духовного воспитания, ибо именно сознание легкости прощения, при якобы мощной и единой защите церкви, внедряло в сознание с самых детских лет разрушительное чувство безответственности. Конечно, ввиду некоторых соображений и местных условий я советовала бы Вам, насколько возможно, просто разумными доводами утверждать необходимость внушения и воспитания со школьной скамьи понимания личной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок, так же как и ясного представления о смысле и значении своего существования; отсюда явится и понимание необходимости выполнения своего жизненного долга. Эти понятия должны лечь в основу воспитания молодого поколения. Советую меньше порицать еще не изжитые понятия, иначе, при существующих условиях, книга Ваша не увидит свет. Почему образ змия был избран символом мудрости? Одно из многих объяснений этой эмблемы то, что змий всегда держит голову прямо и двигается по прямому направлению, и лишь тело его принимает извивы в соответствии с встречаемыми препятствиями на пути. Так будем мудры, как змии. Преследуя свою цель, будем избирать лучшие и благие пути.
Чтобы правильно понять слова Христа: "Истинно, говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе", нужно внимательно прочесть предыдущие стихи в этой же главе, начиная от 15-го. Ведь стих 18-й есть, так сказать, мораль, вытекающая из вышеприведенной притчи, и ясно поясняет действие закона кармы. Ибо, истинно, если здесь, на Земле, мы не разрешим полюбовно наши споры с ближними, то не разрешатся они и в Тонком Мире, в котором мы жнем посеянное нами.
Вот почему так советуется всегда, поскольку возможно, погашать карму или разрешать наши отношения с людьми, пока мы на Земле. Почему обращение "вы" в стихе 18-м следует понимать как только относящееся к апостолам, а не вообще ко всем? Конечно, нетрудно понять, почему слова эти были истолкованы как означающие передачу Христом апостолам особого права нечто связывать и разрешать или, иначе говоря, карать и прощать. Между прочим, вся эта притча так же далека от того непротивления злу, которое так упорно навязывается Христу.
Конечно, строго говоря, никто, даже Высочайший Дух, не может простить содеянных прегрешений, ибо это противоречило бы закону кармы. Он может лишь до некоторой степени облегчить карму. Если лишь сам человек является единственным творцом и живым рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего, то кто же может без его личного, непосредственного участия что либо изменить в его существе, а следовательно, и его судьбу? Высокий Дух может лишь помочь нам в наших усилиях преобразить нашу внутреннюю сущность, но это и все. Именно, во всем нужна кооперация или сотрудничество.
Так истинный смысл слов - "прощаются тебе грехи твои" тот, что Великий Учитель, конечно, мог чувствовать ауру болящего. Он видел, что аура болящего, в силу устремления и веры в высшую силу Его, повысила свои вибрации и потому могла воспринять воздействие Его целительных лучей и таким образом очиститься от тяжких последствий, порожденных дурными поступками или же помыслами. Потому Он был вправе сказать "прощаются тебе грехи твои".
Так, простить или искупить грехи означает вычеркнуть или изъять последствия их; и в этом процессе изъятия или искупления дурного поступка прежде всего производится как бы нейтрализование тех токов силы, которые возникли в ауре человека, в силу освобожденной им энергии, при совершении им беззаконного поступка. Именно, как один химический ингредиент может изменить весь характер субстанции, составленной из нескольких других химических ингредиентов, так и действие высокого порыва или качества может нейтрализовать и превозмочь следствия действий низких качеств в природе человека и таким образом изменить весь характер человека, как бы перерождая его.
Из этого ясно, что ни один человек не можем простить или искупить грехи другого человека, но он может, именно, помочь ему, в известный период жизни, раскрыть его сердце навстречу призыва его Высшего Я и тем самым привести в действие спящие в нем божественные силы, и эти лучшие божественные силы в свою очередь окажут свое благотворное воздействие на ауру помогшего, и таким образом он явится соучастником в добрых следствиях, порожденных действием божественных сил, которые были выявлены как результат его помощи. Сотрудничество, всегда, везде и во всем.
Христос Искупитель, конечно, живет в нас самих. Вы уже знаете, что у первых христиан, так же как и во всем древнем мире, Крестос или Христос был синонимом нашего Высшего Я. В этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Так искупление за личные грехи совершаются душою, проводником или носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде земных жизней нашего индивидуального Ego. "Распятый Христос каждого человеческого существа, при достижении известной точки эволюции, должен спуститься в Ад, чтобы извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего я. Другими словами, Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона, и это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим Я, или Божественным законом Любви".
Конечно, тот же смысл и в словах Христа, обращенных к грешнице, возлившей миро на ноги Его. Ведь грешница эта была Мария Магдалина. Сила веры, сила любви есть тот огонь, который трансмутирует все чувства наши, являющиеся теми энергиями, которые преображаются в качества мыслей и поступков.
Так, лишь трансмутация энергий - чувств или качества мыслей выводят нас из заколдованного круга Кармы. Потому будем повышать наши вибрации высокими эмоциями. Вот почему так важно воспитывать в детях устремление и любовь ко всему прекрасному.
В этом повышении вибраций и заключается великое значение Учителя, который одним своим прикосновением может переродить ученика, настроившего свой восприемник в ритм вибраций Учителя. Именно, излучения земного и чистого учителя повышают вибрации вокруг себя, иногда на огромной периферии, и тем самым не только очищают пространство, но могут даже содействовать возжению огней в окружающих его. Вот почему в древности считалось такой привилегией жить вблизи Учителя и прислуживать Ему, ибо это давало возможность им соприкасаться с его аурой. Восток знал и глубоко чтил сокровенные Законы. Так и до сих пор в Индии считается благословением, если какой-либо святой человек поселится в округе.
Что же касается Вашего опасения, что никто не поверит заявлению, не подкрепленному ссылками на общепризнанных авторитетов, то мне хочется сказать, что лично я предпочитаю слышать разумные и ясные доводы самого автора или из совершенно новых источников. Ибо общепризнанность таких авторитетов часто уже противоречит новому и будущему, иначе говоря, эволюционному мышлению.
Вы можете найти много мест, трактующих об искуплении, в трудах Е.П.Блаватской. Так в "Разоблаченной Изиде" она говорит: "Петр (апостол) ничего не знал об искуплении... Также, по-видимому, и теологические школы Александрии не ведали этой доктрины... также она не обсуждалась ни одним из ранних отцов христианства. Филон-Иудей представляет историю падения вполне символичной, и Ориген, так же, как и Апостол Павел, рассматривал это "именно как аллегорию".
При этом в примечании Е.П. Бл., указывает прочесть труд Дрэпера "Конфликт между Религией и Наукой". Истинно, большим сдвигом было бы издание "Разоблаченной Изиды" и "Тайной Доктрины" на русским языке. Можно было бы собрать группу людей, владеющих английским языком, и поделить между ними отделы или главы. В недалеком будущем придется это сделать.
Письма в Европу
5.7.38
Напрасно думать, что Христос, приближая Иуду, не знал, куда приведет свободная воля этого ученика. Нет, Он знал. Он знал и конец свой, ибо Иуда не впервые приближался к Нему. Христос знал, кто прятался под обликом Иуды. Иуда был давнишним предателем, и уже не раз он предал Христа. Но давно уже сказано, что, именно, джины строят храмы. Распятием Христа Иуда дал миру нового Бога.
Также и другие высокие Духи знали, когда к ним приближался тот или иной предатель. Законы кармы сложны, и часто предатель приближается не по нашей личной карме, но по карме групповой или даже народа. Каждое предательство для предаваемого есть светлое возношение, но ужас бездны для предателя и попустительствующих ему.
Конечно, люди, никогда не слыхавшие о законе кармы, или же люди, знающие о ней, но никогда не вникавшие в сложнейшие переплетения этого закона, захватывающего в свое плетение множества участников и даже целые народы, никогда не поймут, как действует этот непреложный закон. Точно так же не поймут они и утверждения, что джины строят храмы. Не поймут, что именно в силу несовершенства человечества происходит подобный парадокс.
Только обыватель в наивности своей думает, что лишь друзья помогают возносить человека и что там, где Свет, там ничто злое не может приблизиться. Никогда такой обыватель не поднимется до осознания, что лишь антиподы возносят друг друга. Теплые последователи, как аморфная масса, остаются ни при чем, и, именно, они по апокалипсическому речению извергаются из уст... времен.
Трудно обывателю дорасти и до понимания, что лишь препятствиями мы растем.
Вопрос. — Когда доктрина перевоплощения отменена Христианскою Церковью?
— Доктрина о перевоплощении была отменена Отцами церкви лишь в 553 году по Р. X. на втором Константинопольском Соборе. Таким образом, доктрина о предсуществовании души и ее последовательных возвращениях на Землю стала «ересью» среди официального христианства лишь в VI веке по Р. X., а до того времени она была терпима и принята теми церковниками, которые были особенно близки гностикам.
На Востоке воспоминания о прошлых жизнях нередки. Даже в газетах можно встретить описания случаев, проверенных при многочисленных свидетелях. В известной нам местной семье пятилетний сын упорно твердит родителям, что он не их сын, и что раньше он жил в монастыре и потому он часто убегает из дома в поисках этого монастыря и своих настоящих родителей. Иногда ему удается уйти довольно далеко, прежде чем родители заметят его отсутствие. Неизменно он уходит в сторону Малого Тибета. Да, сближение двух миров происходит на наших глазах.
Наггар (Индия). 1936
Е.Рерих | Реинкарнация и карма |