Михаил Щетинин "Все только начинается..."
Суть концепции нашей Русской родовой школы - бытие Родового человека, то есть извечное существование человека как частицы великого космоса, его духовное бытие как созидающее и творящее начало мироздания - бесконечное и безначальное. Осмыслена или нет сегодня нами эта непреложная истина - дело другое. Однако все мы живем в космосе, а жить в космосе - значит понимать и нести в себе его устройство, ясно знать законы его движения и развития, владеть способом существования в нем.
Космос беспределен, и невероятность масштабов его пространств, нескончаемость в вечности возможна лишь при условии существования в нем принципа гармонии, то есть взаимосогласованности общего развития всех форм и уровней жизни по единому замыслу, единому образу пути, по некой высшей константе, безусловно принятой всем сущим за непреложную. Космос - это значит все живое вокруг и полная взаимоинформированность всех его составляющих, каждого происходящего процесса, явления, творческого акта.
Гармония достигается принятием и осознанием смысла Единого каждым элементом, составляющим это единое, - только таким образом может быть достигнуто развитие, как гармоничной системы целого, так и каждой уникальной части этой системы. На этом принципе построено все мироздание, он лежит в основе существования и природы, и общества, он же есть условие быта и любого народа как единого целого, духовного целого. Принятый и осознанный нами смысл Единого, его образ, видимо, и есть то, что мы обнаруживаем в окружающем нас мире как свое, подобное себе. И чем чище сознание человека, тем глобальнее его поиск подобного себе, всего того, что роднит каждого из нас, соединяет со всеми, а всех нас соединяют, конечно, Любовь, Истина, а также - то знание о ней, которое мы открываем в себе прежде, чем получаем извне. Это глубинное знание мы называем верой, и она дает путь к приобретению новых знаний.
Осознание нами нашего подобия каждому и всему сущему, иными словами, осознание нашего Богоподобия делает возможным обретения особенного созвучия со всем окружающим, познание множества ритмов жизни для того, чтобы жить в унисон - в одной лаве, в одном течении - с ними. В конечном итоге это и есть способность жить в созвучии с природой, в гармонии с собой, в мягких, ровных отношениях с окружающими. Сонастрой со всем сущим - это есть главное условие для человека, для его созидательного творчества, для получения новых знаний.
Теперь другое. Человек более или менее осознано живет в природе и обществе - в космической реке жизни - научаясь созидать и избавляться от своей привычки разрушения. На это уходят века. Весь положительный опыт его на этом поприще, а также вся информация о постоянно текущих космических процессах незамедлительно уходят в своеобразную интеллектуальную и духовную "базу данных" человека, его некую матричную информационную структуру, сформированную тысячелетиями жизни человека и позволяющую ему - осознанно или нет - принимать разное по значимости участие в космических процессах каждое мгновение своей жизни.
Таким образом, человек не может представляться как существо, ограниченное жизнью одного поколения, тем более - несколькими годами или десятилетиями. Он - дитя вечности, и потому он - сам Род, носитель памяти Рода, состоящий внутри себя из бесконечного числа колен своего существования. Родочеловек возраста не имеет: память Рода, сосредоточенная в нас, отмеченная в таких понятиях, как совесть, искра Божья, дух, - поистине бесценное сокровище, которое раскрывается в нас неисчерпаемым могуществом знаний. При условии, конечно, нашего открытия его, опоры на него.Принцип вневозрастности, существующий в нашей школе, и утверждает в ребенке родочеловека, открывая его громадный духовный потенциал, космизм знаний, сокрытый в родовой памяти. Кроме того, вневозрастной коллектив, а по сути - семья берет на себя задачу сотворения самой системы воспитания и образования, перераспределяя обязанности между своими членами в зависимости от качества и особенностей результата их труда, особенностей их характеров, но нив коем случае не по возрастным данным.
Школа родочеловека должна быть создана родочеловеком, а потому дети, как и взрослые, должны стать учителями - сотворцами такой школы. А взрослые, как дети, - учениками в их совместном сотрудничестве. Весь процесс обучения основывается на выстраивании доверительных отношений между людьми, между учениками и учителями, роли которых выпадают поочередно всем. А когда такие отношения выстроены, обучение происходит само собой - без мысли, что кто-то кого-то учит и кто-то чего-то не знает. Происходит встреча - явление основополагающее для нас - встреча между людьми владеющими подобными знаниями. От степени доверия друг другу, открытости отношений и происходит больший или меньший обмен информации - не только вербально, и и на уровне подсознания. В процессе такого общения и будут приобретаться новые знания, но, по сути, будет вспоминаться забытое.
В конечном итоге главной задачей такого творчества становиться передача приобретенных знаний другим - по возможности, быстрая и доступная. Ведь для нас важен и ценен сам человек, постигающий знание, а не наука как таковая. Любые науки, всякие научные законы, изучаемые человеком, должны выстраивать его отношения с окружающими людьми и миром вокруг. Лишь в этом случае любая школа будет соответствовать смыслу жизни учеников и оправдывать само свое существование. Человек как род не может вместиться в искусственный безликий познавательный процесс, организованный современной школой в расчете на существо одноколенное, маленькое и примитивное. Ребенок протестует и отвергает такой процесс, выступая как антипод социальной сфере, обществу, не способному понять безмерность детских устремлений и низводящих их до фиглярства.
Теперь о национальной школе. Залог будущего России - в нашем пристрастном отношении к нашей истории, непосредственном соединении с памятью предков. В этом и заключается принцип народности или родо-образности нашей школы: принцип воссоздания живого образа родочеловека, в данном случае - славянина, русского. Вообще образ ключевое слово в нашей концепции изучения истории, ведь образное мышление и есть, по сути, непосредственное вхождение в сферу великой русской культуры и духовности, постижение ее смысла. Историю России мы склонны рассматривать как историю рода. Но глубоко ошибочное мнение, что русский - это только национальность. Русь есть свет. И, по нашему мнению, всякий, несущий его в душе, есть от рода русского. Маленький человек должен осознать свою безмерность: язык, народная песня, танец, ремесла, боевое искусство, обычаи, традиции - все, что только составляет понятие народ, есть и будет первейшими условиями вхождения ребенка - родочеловека - в мир, освоенный родом, явленный, развернутый в нем и его же самого...
Вот только не надо злоупотреблять словами: национальный, народный, российский. Тем выхолащивается их суть, их глубокое значение. Вообще, мы немыслимо усложняем игрой ничего не значащих слов нашу жизнь и работу, к тому же редкие слова у нас согреты чувством. В общении с детьми очень быстро проявляется вся фальшь нашей речи с привнесенной безвкусицей сложных оборотов, которые как нам кажется делают нас умнее и значительнее. Частые ругательства в нашей речи якобы рекомендуют нас как много повидавших, "потертых жизнью" людей, однако на самом деле большинство из нас преисполнено откровенного страха. Вспомните, столь часто мы говорим: "Нет, не так, не может этого быть!" - и останавливаем движение нашей мысли, наших чувств. Ведь мир вокруг есть поток слова Божьего, то есть вечное движение, вечная жизнь. В древних речениях русских людей не было никаких сковывающих движение мысли выражений, присутствовала постоянная уверенность в правильности и согласованности их жизненного течения с предвечным космическим потоком. Было постоянное движение и обновление духа без всяких ограничений и иллюзорных жизненных тупиков, был постоянный поиск новых путей, вечное движение мысли. Неправильного просто не существовало - все приносило опыт. Поэтому наши предки были преисполнены поистине дивного в своей чистоте чувства благодарности жизни, самостоятельно и осознанно принимали участие в ее творчестве, сверяли ее с движением вечным, живя в одной лаве с окружающим миром. Их жизнь была размеренна, проста и мудра.
...А то, что вы называете национальной школой, думаю, появиться очень скоро. Скоро найдутся люди, готовые ее создать, ведь всякая школа начинается с человека, и он, в конечном итоге, сам себе и творец, и судья. Процесс этот, конечно, будет долгим, работы много: необходимо будет вспомнить опыт Макаренко, Шацкого, необходимо будет работать в провинции - оттуда ведь корни. Но главное - это научить людей ощущать свое родство. Были бы чисты сердца. Все только начинается...
Газета "Берег" г.Воронеж 8 августа 1999 года
<http://www.tekos.narod.ru/lizo/nachinaetsa.htm> 05.12.2002