Шлемова Н.А., к.филос.н., доцент ОУК Философии МГПУ, член Международного Платоновского философского общества (СПбГУ)
Разумеется, не так обстояло дело в философских школах Древней Греции, во всяком случае вплоть до I в. до н.э., где диалектика была техникой спора, подчиненного определенным правилам: на обсуждение выставлялся тезис: можно ли научить добродетели? Один из двух собеседников оспаривал тезис, а другой защищал. Где геометрия была методом медитации на ноуменальный мир. Где на основе изучения классических текстов учили сочинять собственные и т.д. Мне представляется, что философия как любовь к Истине – это уровень Ума Души или самосознания. Следовательно, философия есть в первую очередь воспитание Души человека. Помните, как в одной из бесед Сократа, он говорит: «… мы бы его приняли в философы, да он человек оказался не порядочный», - рассуждая об одном афинском гражданине. Философия и нравственность неразделимы. Философия и воспитание эволюционных качеств личности неразделимы. Философия объективно преодолевает нравственный релятивизм! Абстрактная же метафизика, по поводу которой так горько сетовала Е.П.Блаватская, прирожденный Метафизик, что она «не может быть понята всё возрастающими толпами материалистов», есть логика универсального чистого Духа. То есть Философия, настоящая, подлинная философия – это космическое явление и глубоко эзотерическое, в смысле сокровенное, внутреннее и иеровдохновенное. (Вспомним, и у Сократа был свой даймоний, и у Платона – Муза, и у Вл.Соловьёва – София, т.е. канал космических Знаний или Духоразумения.) К подлинной же Философии я отношу, в первую очередь, Индийскую и Древнегреческую философии, синтезировавших в себе универсальное и особенное, сверхразумное, иррациональное, духовное знание и логос, дискурс, концепт, выстроивших триаду: миф-логос-тождество бытия и мышления. Бог такой Диалектической философии – Логос («Чистый, не знающий пределов разум есть само Божество», - писал 25-ти летний диалектик, эзотерический (посвященный) философ Г. Гегель.). Профессор Хван М.Е. с большим энтузиазмом говорил в своем блестящем выступлении о прорывах в астрофизике, синергетике, квантовой механике, об открытии Мегавселенной, концепции хаотической (множественной) космологии. Прекрасно, что сегодня эмпирическая наука подошла к тому, что было давно известно в эзотерической Философии Востока, позднее — в древнегреческой метафизике. Эзотерическая доктрина опередила современную науку более, чем на тысячи лет, ибо оперировала еще и духовными, синтетическими методами познания, которых не знает точная наука [см.1: с.31-32]. В этом смысле аппарат последней однобок, посему вся история науки состоит из борьбы и смены одних гипотез другими, а идеальные представления науки складываются из представлений субъективного разума и зачастую не соответствуют реальной действительности [см.2]. Но при этом эволюция человеческой ментальности неизбежно приведет к рождению Новой науки универсализма и синтеза, одухотворенной науке. Такая наука может появиться только на междисциплинарных стыках синтеза: Духовных Учений мира, древней возвышенной философии, русского космизма-ноосферизма и продвинутых современных научных парадигм, как например, трансперсональной психологии. Прав профессор М. Е. Хван, сегодня эпоха нелинейной динамики. Пространство и время давно рассматриваются как четырехмерный континуум, а физики открыли уже 11-ое измерение, правда, пока на уровне микро- мира. При этом мы должны отчетливо понимать, что наша цивилизация находится в точке бифуркации, за которой – либо конец земной цивилизации, либо начало - на новом уровне или плане бытия, т.е. полное преображение человечества на этапе Космической эволюции. И в этом смысле, прав в своем глубоком докладе профессор Б.Н.Бессонов, крупнейший в истории России специалист по философии К.Маркса, утверждая, что революции (но не экстремизм и терроризм) есть объективный фактор социально-исторического развития, так как, по мнению той же эзотерической философии как собственно философского знания, материя развивается за счет взрывов и коллапсов. Возвращаясь к нашей теме, как преподавать философию в высшей школе. Думаю, в первую очередь, не опосредованно, чтобы студент получал её из первых рук, т.е. из первоисточников. Именно в первоисточниках вершин мировой философии заложены основополагающие механизмы, алгоритмы процессов мышления, модели самопознающего разума. Когда студенты начинают читать «Тимея» Платона, «Метафизику» Аристотеля или «Критику чистого разума» Канта, или «Феноменологию духа» Гегеля, хотя бы по 40-70 страниц текста, конечно, поначалу, они вообще ничего не понимают, но после совместной герменевтической процедуры с преподавателем, сами удивляются - оказывается, они могут мыслить. И стихия чистой мысли их захватывает. В такие моменты они обретают внутреннюю свободу. Мой принцип, помочь поставить им мышление, как в пении ставится голос. Ну а мыслящий, свободно и критически, не по трафарету, без догм, страхов и суеверий, студент уже сам разберется в современном мире, лишь бы диалектически, вмещая противоположения, мыслить умел. Мы не должны уходить от того, во всякий утилитаризм, что философия – это в первую и в последнюю очередь – Школа Мысли, логического рассуждения, исследования предельных причин познающего разума, духовно-рационального искания первопричин и начал бытия и знания. Искания единства духовной жизни на путях её рационализации. Школа самопознания и самосознания. И метафизика является её ядром. Убеждена, что студент должен конспектировать (чтобы прикоснуться к самому духу мысли, к эйдетическому плану Логоса) первоисточники, по рекомендации преподавателя. (Конспектировать еще и потому, чтобы пропустить через руку энергетику первоисточника, сделать её частью своей ауры.) Современная же программа по философии, как вузовской дисциплины, непосредственного анализа первоисточников не предусматривает, т.к. преподаватель загнан в такую часовую сетку, в которой можно только сказать «а», не сказав «б», т.е. крайне поверхностно и обзорно осветить всю историю и теорию философии (так сказать «философию вообще» - как профанацию Философии в частности! Но не бывает "философии вообще", есть философия Платона, философия Канта и т.д.): за 45-50 и менее аудиторных часов дать 25 столетий истории философской мысли?!. Спрашивается, какого специалиста-человека готовит такая Высшая школа?! Явно не «Нового человека» куёт! Это притом, что на вторичные предметы, типа «основы потребительской культуры» и прочую утилитарную конъюнктуру университетское, казалось бы, фундаментальное образование, часы, в ущерб ведущим предметам гуманитарного цикла, выделяет. Тогда как на историю, философию, культурологию и социологию (10 аудиторных часов) часы с каждым годом имеют тенденцию резко сокращаться, почему? – очевидно, потому, что нашим властям население с мировоззрением не нужно! (А может быть, точнее, «плану А.Даллоса» это не нужно?!) Так кому сегодня выгодно подменять развитие высшего-абстрактного мышления у нации консервацией его церковными догматами и суевериями или штампами-суррогатами массовой поп-культуры?! Но никакого единообразия в преподавании философии быть не может, мы должны навсегда преодолеть условно-механистическую, догматическую, тоталитарную установку в передаче знаний. (Мы не информацию продаём. И не догмы насаждаем.) И действительно, знания должны проживаться во внутреннем мире субъекта познания, становясь фактом его сознания, вектором опыта жизни. Только тогда образование исполняет свою высокую миссию создания человека, образования духа, по Г.Гегелю - этому Платону века Осьмнадцатого. Преподаватель же должен настроить студента как инструмент на чистое восприятие-понимание знаний и претворение их в эволюционные качества личности. В этом смысле, подлинная философия – ядро мировоззрения, методология Духовного пути или реализация сокровенной экзистенции индивида: быть подлинным, вопреки обстоятельствам жизни, - используя терминологию экзистенциалистов, «философов жизни». И последнее, нам как философскому цеху, методологам науки, надо сделать всё для того, чтобы не допустить дисбаланса между гуманитарной и естественнонаучной культурами, ибо Культура была и будет первичнее цивилизации. И Культура всегда произрастает из Единой Метафизической Традиции. Философия же есть самосознание Культуры. Но в ВУЗах мы сталкиваемся с обратной, порочной практикой, установившейся в российской системе высшего образования еще в роковые 90-ые годы, а именно: на «Философию» на не философском, но гуманитарном факультете отводится всего 45-50 аудиторных часов, а то и меньше, тогда как на «Концепции современного естествознания» – 86-105 часов. В советской же системе образования не было такого перекоса и философию изучали в течение трех семестров, на нефилософских факультетах университетов, и не с первого курса, как это делается сейчас, а со второго, как минимум. Нельзя научить группу студентов из 20-ти и более человек основам диалектического мышления за 34(у вечерников) -50(у дневников) часов! Если трезво смотреть на вещи, то положение в современном образовании катастрофическое: советская система образования готовила творцов, а российская — бездумных, но практичных потребителей! Внедряемая, западная, система бакалавриата работает на культивирование совка, штамповку массового усредненного человека. («Dasein», - по Хайдеггеру, власть усредненного начала.) Таким образом, последние 20 лет мы имеем суррогат или профанацию Философии в российских ВУЗах, в лучших же случаях, философию науки, но не собственно Философию – Знание от Духа, рационализированное понятием, как было у Древних Греков, отцов европейской философии. Вспомним любимого нами Учителя Платона. В VII книге «Государства»(521с) Платон рассуждает об истинном образе жизни, посвященном истинной философии, и замечает, что именно он позволяет возвести душу к истинному бытию. Вслед за этим Платон разбирает, какие науки позволяют душе ученика постепенно отвлечься от мира зыбкого мнения и перейти к истине и бытию: ими оказываются прежде всего математика, геометрия, астрономия и музыка, а венчает все науки диалектика, т.е. искусство рассуждать, благодаря чему человек, «минуя ощущения, посредством одного лишь разума устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага» (532а) [3, с. 435, 497.] . Воспитание отдельной души и построение истинного государственного устройства у Платона совпадают по существу. И если подлинный правитель – философ – строит всю свою деятельность на основе созерцания подлинного бытия и умения согласовывать её с общим божественным замыслом мироздания, то тиран оказывается символом нарушения всех божественных и человеческих законов и установлений. Идеальное государство у Платона укоренено в Космосе. Касаемо современной философии, то уровня философствования Платона она не достигла, лишь только расширила материал своего философствования, зачастую ассимилируясь под прикладные науки. Также, на мой взгляд, язык и метод-инструмент науки никогда не заменит Живое Знание подлинной философии, ибо в самих её универсальных принципах познания микрокосм царственно слит с макрокосмом. Философия как величайшее из искусств, всегда будет опережать науку, ибо познание мира-космоса и человека в ней целостно. Убеждена, что Россию бы спасли духовно-философские научные школы по образцу Школ Пифагора, Платона, Плотина, для которых Философия была образом жизни, где бы молодежь учили Мыслить, посредством любви духовной к Истине-Логосу (первая часть слова «философия»: phileо - люблю) и всей душой проживать знания, учили работе с сознанием, на основании интерпретаций Первоисточников, готовя тем самым к справедливому управлению государством Будущего. "...ни философ, ни философия не могут существовать вне группы, вне общности, словом — вне философской «школы», и именно философская школа соответствует выбору определенного образа жизни, определенному жизненному выбору, или экзистенциальному предпочтению, требующему от индивидуума радикального изменения всей жизни, полного преображения; она соответствует в конечном счете желанию быть и жить определенным образом" [4]. «Необходима всемирная религиозная философия – философия, непоколебимая нападками науки, ибо она сама – завершение абсолютной науки и религии, которая действительно достойна этого названия, ибо заключает в себе отношение человека физического к человеку психическому и этих двух – ко всему, что над и под ними» [см.5: с.39]. Задача Учителями Востока поставлена, надо её выполнять! Планомерное выдавливание философии из системы высшего образования, равно и уничтожение всей гуманитарной составляющей в нем приведет и уже приводит к краху всей системы жизни в нашей стране, к эпохе перманентного хаоса. Ибо философия строит сознание. Реальность же находится в сознании. Чтобы понять нацию и эпоху, надо понять её философию, а для этого каждому человеку самому необходимо быть немного философом. Быстро кончает свою жизнь государство, в котором НЕТ собственной философии или она подменена идеологией. Закономерно возникает вопрос, чего стоит наш профессорский корпус, который не смог отстоять систему образования в стране, пустив её под откос прагматической ориентации на «узкую компетенцию» для полуобразованных «специалистов», в реальности, дискредитировав фундаментальное университетское образование. Таким образом, в лучшем случае, часовая сетка ВУЗов нам оставляет пространство под "философию науки", точнее, под её эрзац, но никак не под Философию в собственном смысле слова. В завершение. Своим студентам я всегда говорю, если хотите научиться Мыслить, читайте Платона. Медленно, вдумчиво, с расстановкой, понимая, весь четырёхтомник Мыслителя, который вам даёт шанс научиться мыслить диалектически, критически. Платон для всех нас – Школа Мысли. На мой взгляд, достаточно изучить-понять только одного Платона, чтобы научиться мыслить самостоятельно. Английский философ Алфред Норт Уайтхед однажды заметил: «Самая точная характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой множество заметок на полях произведений Платона» [6: с.203]. Убеждена, что молодыми поколениями, у которых нет сита-очков идеологии, Платон будет воспринят глубже, адекватнее, нежели идеологическими марксистами официальной «философии» XX века. Если мы хотим сохраниться как культурная нация, Философия не должна быть превращена в эпифеномен в системе высшего образования. Нестерпимо жаль, что современный ВУЗ генерирует посредственность: как в преподавательской, так и в студенческой среде. Творчеству – креативу не учит у нас ВСЯ система образования и гуманитарной науки. Начётничеству и пассивному, не проективному восприятию информации обучает. Тоталитаризм в системе образования – антитеза культуре мышления и творчества, к которым призвано образование. Ротации кадров нет в системе образования. ("Чтобы мы не создавали, а всё КПСС получается", - метко выразился В.С.Черномырдин однажды.) P.S. Тот, кто служит истине, всегда будет ВНЕ системы. Не имея оригинальной философии, мы имеем только школьный вариант философии в нашей стране, т.е. заменитель философии, имитирующий Мысль, обслуживающий систему. Философия в ИФ РАНе – это также только история философии, комментарии к ней. Сознание образует общество, а не волчью стаю, сознание же структурирует философия. В стране, где размыто сознание, никогда не будет эффективной экономики. Кризис современного мира - в кризисе гуманитарного, духовного, сознания. Территория подлинной философии – рефлексия над Вечным, универсалиями Культуры и цивилизации, если философия сдаст свои метафизические позиции, то она больше, как связь с Высшим, чем она была в Древней Греции и на Востоке, не нужна. Убеждена, мир спасут не религия и не экономика, но вневременные, универсальные, вне конфессиональные и вне национальные идеи философии, креативные и проективные, интегрированные и поставленные на службу человечеству. ЕДИНСТВО мира - в Философии. Возрождать Государство надо с возрождения Метафизики, или с культа подлинной Философии-мировоззрения, развивающихся поверх всяких культов. С возрождения Мысли Эпоха начинается, а не с тотального бизнеса: купли-продажи, затмившего собой все ценности жизни. Без мета-идеи любая экономика недолговечна. Все развитые экономические системы на развитых философиях стоят. Убеждена, что в основание цивилизации должно быть положено новое понимание-реконструкция ЭЙДОЛОГИИ Платона. Этот мир существует или не существует только по отношению к миру Идей, Плану Логоса. Отпадение от мира Эйдосов – конец нашей цивилизации. Новое понимание порождающих моделей Первообразов, плана Идей, Духовной Реальности есть создание креативно-проективной НООСФЕРНО-ТРИНИТАРНОЙ цивилизации. Реконструкция древнегреческой метафизики как эволюция понятия ЛОГОСА: ТРИАДИЧНОСТЬ мира Пифагора, ЭЙДОЛОГИЯ Платона, эманационная теория ЕДИНОГО Плотина - как основание новой ноосферно-тринитарной цивилизации. Понимание мира через Античность, возвращающей жизни подлинно философский модус бытия. Необходимо Новое прочтение Древних Философов, открывших-объяснивших ВСЁ или почти всё, возделавших проблемное поле Философии. Россия не прошла через платонический дискурс, потому она сегодня там, где есть: в тотально-перманентном кризисе самоидентификации, в кризисе самосознания. Эйдология Платона – универсальный путь к самосознанию индивида и государства. Идеализм Платона, проявленный как единство духа и материи, есть условие существования цивилизации. Рефлексия над понятиями: духа, сознания, добра и зла, сущего, бытия, вечного, Единого, – это те конститутивные категории или доминанты, которые помогут современному сознанию удержаться на цивилизационном сломе, не растворившись в энтропии. Выйдя за пределы данных универсалий человек перестает быть собственно Человеком. Таким образом, я настаиваю на возрождении Философии в этой стране, без которой страны НЕ будет. PPS. Нам предстоит вернуться-подняться к Уровню Мышления древних греков, чтобы жить дальше. Эволюция по спирали движется. А Они-то умели Мыслить, медитативно, тонко, глубоко, чему разучился современный человек в принципе, мысля плоско и поверхностно. В Античности Мыслить было величайшим из Искусств. Имея властные рычаги, я бы ввела обязательные курсы во всех высших учебных заведениях по углубленному изучению древнегреческой философии (равно и философии Г.Гегеля), но не на уровне лингво-понятийной археологии-комментаторства, мертвого научного дискурса, а на уровне обучения красоте мысли. Ибо русская ментальность сегодня – это отсутствие ментальности, воля к безмыслию или подражательность, повторения вослед европейским мыслителям. "Философия профессоров" безжизненная, как правило. Желание "казаться", но не БЫТЬ. Будущее России напрямую зависит от положения Философии в этой стране. Философия - это СВОБОДА. Философия учит человека быть свободным. Быть самостоятельным в выборе, умозрении и действиях. Философия учит человека БЫТЬ, преодолевая двойственность, разъедающую душу современного человека. Философия воспитывает мысль, воспитывает душу. Ибо философия - это сама жизнь. Да, Философия - это призвание, не ремесло, но Искусство. И она ничего общего не имеет с философоведением. В Древней Греции философов называли Учителями, философия там была не только образом мысли, но и образом жизни: Они жили так, как думали, без двойственности. (Греки не писали по соцзаказу, а ценою жизни, как Сократ, платили за свет истин, которые утверждали.) И все, или почти все, были монахами, ибо служили Ей, своей Прекрасной Даме сердца, Софии - Мудрости Божьей. Философия - это действительно возделывание и вознесение души в Небо, в мир Идей, мир Логоса. Она облагораживает жизнь. Для цивилизации, находящейся в точке бифуркации, универсализм Философии мог бы стать нитью Ариадны. Но очевидно, что произойти такое может только в том случае, если исследования по философии, самая дисциплина «философия» будут НЕ о философии, а САМОЙ философией. Другого способа возродить философию, как мне представляется, нет. Однако бюрократизация, формализация и идеологизация современного научно-философского дискурса привели к усекновению собственно Философии как модуса мысли и способа жизни. Современный гуманитарный научный дискурс отличается условностью, терминологической перегруженностью, бессодержательностью и пустотой, особенно в свете емких мета-смыслов Греков-отцов. Современные же российские «философы» ни создали сколько-нибудь оригинальных идей, ибо оригинальная философия является плодом философского образа жизни. В нашей же стране философия и по сей день подчинена системе. А выдавать современную жидкую публицистику в разномастных «философских» журналах за Философию – смешно. Развал системы среднего и высшего образования свидетельствует о последней стадии общемирового кризиса собственно человеческой природы. Если рушится самая суть системы образования, значит, рушится сам мир. Весь уклад техногенной цивилизации имеет антифилософский дух, или разорван с универсумом. Отказываясь от философии в ВУЗе, мир идет на поражение. Слом системы образования, которая есть стержень развитого общества, свидетельствует о серьезном сбое в ментальной эволюции человеческой расы, являющейся главной задачей на данном этапе её развития: развитие ментального тела в масштабах всего человечества. Одухотворенная ментальность, свобода, равная ответственности, оригинальное, проективное творчество, толерантность, справедливость, приоритет духовных ценностей перед материальными, гуманизм и наука, подлинность самоидентификации - вот культурные доминанты цивилизационного развития в эпоху глобального перехода. РЕЗЮМЕ: философия должна инициировать философию образования, а последняя - адаптировать универсалии Философии к образовательной практике и методологии. Но разрыв между ними губителен. Метафизическое резюме: «Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого. <…> Идея блага – предел, … именно она – причина всего правильного и прекрасного» (517с). PPPS. Продолжение темы: http://www.proza.ru/2011/01/22/1723 По последней информации: часы на философию в ВУЗах с нового, 2011, учебного года будут сокращены еще в два раза, т.е. всего 36 часов. Надругательство над тем, что во все века у цивилизованных народов составляло ЯДРО мировоззрения. (Притом, что часовые сетки в ВУЗах составляются непрофессионально. Кажется, в этой стране профессионалов с каждым днем становится всё меньше и меньше.)
1. О необходимости синтеза западного и восточного знания говорил и В.И.Вернадский: «Девятнадцатое и двадцатое столетие создали прочную основу для единой вселенской науки, охватившей всё человечество, дав ему научное единство. По-видимому, индийская логика пошла глубже логики Аристотеля, а ход философской индийской мысли почти тысячу лет назад достиг уровня философии Запада конца 18 века» (Цит. по: Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. С.31-32. – М.,1992. – 347с.). http://www.proza.ru:80/2010/07/03/687 | |||||