Чтобы понять мир, надо понять себя. Чтобы понять себя, надо охватить как можно больше «слоев» своей природы. Наука уже охватила многие из них, но не все. Эволюция самопознания происходила примерно так. Рассматривая человека как биологическое существо, ученый составил о нем первоначальный портрет. Далее пришел черед изучить слой психологический (ментальный). Картина стала полнее. Далее – слой социальный. На сегодняшний день человек в глазах ученых представляет собой биологическое-психическое-ментальное-социальное существо. Соответствующие разделы науки: биология, психология, этика, социология и т.д. – достаточно развиты и можно сказать, что сегодня они развиваются скорее экстенсивно, чем интенсивно (не потому, что они «полны», а потому что им не хватает интегрального, целостного взгляда на мир, на человека). Но остался еще один, совершенно не исследованный слой – духовный. И по нашему твердому убеждению – именно он является тем недостающим звеном, которое не позволяет человеку «вытянуть» свое Сознание на уровень, соответствующий его развитому интеллекту, и выйти таким образом из системного мировоззренческого кризиса. До самого последнего времени ученые относились к духовной сфере как к чисто субъективной, что почти исключало возможность её научного изучения. Такое положение вещей было продиктовано спецификой данной сферы, требующей от исследователя особых внутренних качеств, среди которых: незашоренный взгляд на Жизнь, чуткость к проявлениям тонких энергий, внутренняя чистота и т.д. Также этому способствовал чрезвычайный авторитет представителей религиозных конфессий – ревностных кураторов духовных тайн, которые, под видом «сохранения святынь», мечом и огнем карали каждого, кто осмеливался приблизиться к запретной черте. Что касается церкви, то, как ни странно, такое положение вещей сохранилось и по сей день – лишь сменилось карающее оружие. Им стал ЯЗЫК духовных служителей: более искусных мастеров «заговорить суть предмета» вы вряд ли где найдете… (Кто знаком с деятельностью дьякона А.Кураева, тот поймет – о чем речь.) Но, как известно, история в своей основе – процесс поступательный [1]. Огромное количество современных научных публикаций, так или иначе касающихся духовной темы, говорит об одном: Плотина, воздвигнутая человеческим невежеством, вскоре должна рухнуть; знания о Духе прольются на человека, и тот познает еще один «слой» своей природы – духовно-божественный. Справедливости ради отметим, что не только религия, но и Высокое Искусство на протяжении тысячелетий касалось вопросов Духа и глубоко проникало в эту область, давая возможность сопереживающему зрителю постигать мир «за гранью земного». Но: искусство – хоть «уже» не религия, но «еще» не наука… Конечно, искусство – всегда останется той областью, где творческий потенциал человека реализуется с особой яркостью и глубиной, однако для ментального человека этого мало. Его миссия – не только осознать Законы Гармонии Космоса и выразить их в произведениях искусства, но и привнести их в свою каждодневную земную жизнь: чтобы человечество стало частью Космоса не только «номинально», но и «фактически». А эту задачу без работы ученых ему не одолеть. Из этих слов понятно – насколько актуален сегодня вопрос признания ученым миром объективности духовного мира. И если это произойдет (не на уровне философии, а на уровне прикладных наук), то мы с вами еще застанем час, когда появится новый школьный предмет: «ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ». Но для этого надо проделать огромный путь: от выработки научных понятий до построения математических моделей в «невидимой» – Огненной сфере Бытия. С чего начать? Обозначим четыре положения, которые дадут нам почву для последующих системных исследований. 1. Человеческая природа – духовна в своей основе. Если бы это было не так, если бы человек был ограничен лишь своей «земной рациональностью», то в этом случае мы бы не могли: быть жертвенными; Любить; Творить; в минуты Откровения вести разговор с Небом, но главное – мы не могли бы ощутить себя частью Целого – Великого и Необъятного Живого Космоса. 2. Мир Духа также объективен, как и мир Материи, и представляет собой область тончайших энергий (пусть пока еще и «неоткрытых» наукой). Бесспорно: мы – часть Единого Живого Разумного Организма. Но Организм не может существовать и развиваться без соответствующей связной иерархической структуры. Мы связаны с Космосом мириадами невидимых нитей, имеющих тонкую и огненную природу. В течение всей своей жизни человек каждый миг возмущает мировое пространство своей мыслью, словом и действием. Космос – реагирует. 3. Так как наша природа духовна, а духовный мир объективен, то мы можем и должны изучать мир Духа (наряду с миром Материи), выявляя его закономерности и следуя его Законам. Совершенно очевидно: если какое-либо существо выстраивает свою жизнь таким образом, что она противоречит его собственной природе (по неведению или по другим причинам), то оно воздвигает на своем пути непреодолимые препятствия, сводящие на нет все его попытки эволюционного роста. В случае с человеком – бездуховная жизнь духовного по своей природе существа приближает его к предыдущей – животной стадии развития, что означает его общую деградацию и медленное самоубийство (что мы сегодня и наблюдаем). Попытка «компенсировать» отсутствие духовности иными человеческими качествами (например – развитым интеллектом) приводит к еще большей дисгармонии и окончательной потере духовных ориентиров. 4. Чтобы подойти к изучению духовного мира, без риска впасть в «философские» и религиозные спекуляции, необходимо найти в человеке то качество, которое бесспорно бы относилось к проявлению его духовной природы, и в дальнейшем использовать его как БАЗУ для своих научных исследований. Из чего исходит человек в своих духовных исканиях? Что побуждает его к поиску? Как человек реагирует на то, что он наделен духовной природой? Наш ответ следующий: человек ощущает себя частью Целого и этот фактор накладывает отпечаток на всё его поведение. Иначе говоря: из ясного и глубокого осознания себя частицей живого вселенского организма в человеке рождается ответственность перед Космосом за каждое свое действие. По сути – человек чувствует (видит) Сердцем, что, разрушая Космос, он разрушает себя. И это заставляет его двигаться по жизни осторожно, разумно, осознанно, в максимальной степени применяя свой природный инструментарий (ум, волю, физические возможности и т.д.) для того, чтобы своими шагами не только не навредить Единой Жизни, но и приумножить её. Каждый шаг такого пробужденного будет выражаться в НРАВСТВЕННОМ ПОСТУПКЕ, а общее качество человека, наиболее полно и наглядно отражающее его духовную природу, будет свойство НРАВСТВЕННОСТИ. Её и возьмем в качестве базы для своих исследований. Обоснуем наш выбор глубже. Что берет за основу духовного мира религия? Бога, Божественное Слово, Логос. Но если свои исследования мы начнем с определения Бога (Абсолюта и т.д.), то мы опять уйдем в субъективизм и философствование. Традиционная наука за основу духовного мира взяла бы волновую структуру. Но на сегодняшний день оперировать категориями тонких и огненных энергий ученому еще очень сложно, поэтому в этой части исследований мы видим лишь догадки и гипотезы. Не будем умолять ни один из путей познания духовного мира: ни религиозно-мистический, ни «физико-волновой», но проследим – где они сходятся. А сходятся они в Человеке. Точнее – в его Нравственном поступке. Действительно, именно Нравственный поступок является тем УЗЛОМ, где соединяются: Бог и Волна; Религия и Наука; Философия и Физика; бесконечное и конечное. Не использовать это уникальное свойство Нравственного поступка мы просто не имеем право. Размышляя о природе Нравственности, мы неизбежно придем к следующим выводам. Понятие Духовности вообще отсутствует вне понятия Нравственности. Обучение искусству Нравственности – обучение овладением своим Духом. Нравственность – духовная зрелось индивида. Нравственный поступок – это «поступок» Бога в человеке. Нравственность – синоним Духовности, синоним Человечности. Добавим к этому. Нравственность (этичность) – это качество человеческой природы, которое если частично и входит в понятия других высших человеческих качеств – «психичности» и «социальности», но все же является самостоятельным и в определенном смысле стоит над ними.
Некоторые русскоязычные исследователи предпочитают слово «мораль» слову «нравственность». Определенный этимологический смысл в этом есть: «человеческие нравы» кажутся более преходящими, чем «божественная мораль». Не будем спорить. Это – дело терминологического вкуса. Но все же нам кажется, что слово «нравственность» еще не утеряло своей первозданной чистоты и, на самом деле, его редко соотносят с понятием нравов того или иного общества. А вот слово «мораль», наоборот, в глазах людей больше ассоциируется с некими временными правилами поведения, регламентируемыми светской или религиозной идеологией. Но, конечно, главное понять: что имеет в виду автор под тем или иным термином. Кстати, английский язык эти слова «уравнивает»: нравственность по-английски – morality (moral life – добродетельная жизнь; moral philosophy – этика; moral behaviour – нравственное поведение и т.д.). У известного чилийского мыслителя, Дарио Саласа, есть замечательная книга «Moral Para el siglo XXI», название которой перевели с испанского как «Мораль XXI века». Думаю, с таким же успехом его можно было перевести как «Нравственные Устои XXI века». Теперь определение: Нравственный поступок есть деяние человека – его мысль, слово, действие или «бездействие» - которое исходит из его чувства сопричастности к Космической Жизни, к Космической Эволюции; а иначе – деяние, не противоречащее его духовной эволюционной природе. Обращаем внимание: Нравственный поступок не есть следование моральным устоям (как принято считать), но есть следование своей природе. Ниже следуют пояснения. 1. Если мы будем рассматривать лишь внешнее деяние человека (поступок – в привычном понимании), то мы будем врать сами себе, ибо каждая наша мысль УЖЕ совершает действие в окружающем мире. Мысль – это энергия, которая структурирует ментальное пространство Земли. Мы «дышим» своими мыслями так же, как дышим воздухом. Ученые уже признали материальность мысли, но они почему-то не спешат сделать следующий логический шаг: признать огромную пагубность на всё человечество разрушительных, агрессивных мыслей его представителей. 2. Очень часто бывает, что именно наше бездействие является причиной усугубления ситуации, в которой мы являемся вольными или невольными участниками. Преступное бездействие можно приравнять к порочной, деструктивной мысли, которая рождается в человеке из-за его боязни, нерешительности, равнодушия, лени и т.д. 3. В формулу Нравственности нами заложена эволюционность, ибо любая живая природа, в том числе и человеческая, может отвечать своему истинному (божественному) предназначению лишь эволюционируя. Остановившаяся река – высыхает; не эволюционирующее человечество – деградирует и вымирает. Время беспрестанно ставит человеку все новые задачи. Творчество – как человека, так и Космоса – не может повторяться. В этом – вечная новизна Жизни, вечная устремленность вперед. Это не значит, что безнравственный поступок, совершенный две тысячи лет назад, с сегодняшних позиций окажется нравственным. Нет. Но оценить чистоту деяния человека, без учета обстоятельств, накладываемых Временем и точкой его нахождения на своем эволюционном пути, бывает не только непросто, но и невозможно. 4. Критерием Нравственности не может служить поведение человека, который «не причиняет боли другому». Примеры: хирург причиняет физическую боль больному, пытаясь его излечить; педагог причиняет душевную боль ученику, пытаясь его образумить и т.д. Боль в данном случае является лишь следствием деяния. Причина же в МОТИВЕ деяния. Но если боль является конечной целью, то это, безусловно – варварство. 5. Главное. Если при определении Нравственности мы будем ссылаться лишь на мнения Учителей: «Так сказал Иисус (Мухаммед и т.д.)», – то мы опять придем к субъективизму. Ибо ВЕРИТЬ в духовные материи и ЗНАТЬ их – вещи совершенно разные. Вера может лишь оплодотворить наш духовный поиск, придать ему необходимое направление и динамику, но без глубокого и беспристрастного исследования своей личностной природы, наша вера непременно выродится в Догмат, т.е. - не станет Знанием. Как мы уже сказали, Нравственность проистекает из осознания человеком своей духовной природы. Нравственный поступок не может совершаться «по шаблону», механически, «в ментале». Нравственный поступок – всегда осознан. И пока человек не «отыскал» в себе «духовное Око» – Сердце, не очистил его от страстей и не научился приводить свой ум в сонастрой с Сердечными Огнями, его благонравное поведение будет лишь замаскированной формой честолюбия. Раскроем последний пункт более детально. От чего можно оттолкнуться для понимания духовности человека? Человек хорошо знает, что такое «земная рациональность» (понимая под этим разумное поведение в ограниченных условиях материального земного мира). Так вот, духовность – это «небесная рациональность», т.е. это разумное поведение в «невидимом» мире. Земную рациональность мы постигаем умом, небесную рациональность мы постигаем Сердцем. Человеческая логика – логика ума. Божественная логика – логика Сердца. Исходя из этого, мы можем сказать, что природа человека требует от него овладения «двумя логиками». Нравственный поступок – это в высшей степени разумное деяние, – деяние, подчиненное логике небес и укладывающееся в логику земную (т.е. – подчиненное законам физического мира). Нравственность – это понимание Мира как Целостного и Единого. Человек – двойственен от природы [2]. Нравственный человек – преодолевает дуальность и внутреннюю противоречивость, идущие от его природы, и обретает Целостность Мира В СЕБЕ. Как это осуществляется практически? Совершая Нравственный поступок, человек всегда отталкивается от Сердца (Центра своего Сознания), и через ум (периферию Сознания) переходит к действию (за пределы Я). Нравственный поступок – это умный поступок, мотивированный Сердцем. Нравственность – это поведение человека в системе координат, где точкой отсчета является его Сердце. Нравственный поступок – это проявление Неба на Земле.
1. Очистить понятие Нравственности от религиозного догматизма и «социумной моралистики». Привнести ясность в вопрос духовной природы человека. Отчетливо показать, что «жизнь по правилам», как «механическое», неосознанное следование моральному кодексу, не имеет под собой никакой духовной и нравственной почвы. 2. Помочь человеку «отыскать» свою духовную природу, погребенную под завалами страстей и ментальных штампов. Осветить приемы гармонизации внутренних человеческих механизмов, отвечающих за распознавание и действие в духовных сферах (очищение ума, Сердца, Сознания; приведение их к энергетическому балансу; расширение и управление своим Сознанием). 3. Помочь человеку выработать навыки действий в различных областях жизни и в различных ситуациях, с учетом индивидуальных и коллективных Кармических и Космических задач. Надо сказать, что сама жизнь должна рассматриваться нами как Школа духовного опыта. Но в ней, безусловно, должны присутствовать ориентиры, подсказки, пояснения, - как идущие «свыше» - от Высших Осознаний, так и являющиеся результатом научных изысканий. Отметим, что научные работы в подобном русле уже ведутся. Ученый начинает понимать: чтобы духовная сфера стала предметом серьезных исследований, надо чтобы Нравственность с языка морали (моралистики) была переведена на язык «тонкой физики» – на язык энергий. Язык религиозных метафор был хорош две тысячи лет назад – сегодня он требует «научного перевода». Например, упоминаемый нами чилийский ученый, Дарио Салас, так и назвал сферу своих исследований – «моральная физика». Вот что он пишет в своем труде: «Моральной физикой я называю науку, позволяющую людям сознательно и целенаправленно взаимодействовать с Природой и достигать высшего блага, которое включает в себя этическое совершенство каждого. – Традиционная мораль основана на вере. В отличие от нее, моральная физика основана на понимании и обдуманном выборе своего мировоззрения. Чтобы этого достичь, надо развить сознание до более высокого уровня и научиться управлять им, обретая тем самым высшие ценности и воспитывая самодисциплину, что приведет к наивысшему успеху и счастью. – Моральная физика требует понимания и методического подхода, проверки на собственном опыте механизма энергетических процессов взаимодействий человека и природы» (Дарио Салас Соммэр «Мораль ХХI века», София-2004, стр. 17).
1. Нравственность – основа духовности человека, наиболее яркое и очевидное проявление его Духа на земном Плане. 2. Духовность – неотъемлемая часть человеческой природы, – такая же, как и его «биологичность», «психичность» и «социальность». 3. Духовный мир – мир энергий. 4. Своим нравственным или безнравственным поступком человек затрагивает определенные струны духовного мира, приводя организм Единого Космоса в состояние, которое усиливает творческие и созидающие энергии, и препятствует развитию и распространению энергий деструктивных, разрушительных. Космос «поощряет» и «наказывает» индивида за каждый его шаг посредством сложнейшего энергетического механизма (имеющего в своей основе свойство Баланса и Гармонии), в котором участвуют, в т.ч. и Осознания Высших Порядков. 5. Изучая вопросы Нравственности и следуя полученным знаниям, человек становится на Путь Гармонии, который ведет его к преодолению дуальности своей природы и, в конечном счете, к реализации своих духовных (космических) задач.
ЧИСТОТА – ЭТО МОЯ ПРИРОДА МНЕ НУЖНА ЧИСТОТА ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ЕСЛИ СВОЕ ТЕЛО Я ДЕРЖУ В ГРЯЗИ, Я – ГРЯЗЕН ЧИСТОТА – СИНОНИМ РАЗУМНОСТИ И РАДОСТИ Я ОСОЗНАННО ВЫБИРАЮ ПУТЬ РАЗУМА
Юрий Черепахин Литература: [1] Ю.Черепахин «Анатомия Веры» [2] Ю.Черепахин «Живущие в Настоящем» | |||||