Свами Вивекананда

Пробуждённая Индия: видение Свами Вивекананды

Ссылки:

Автор: Свами Ананьянанда, Президент матха Рамакришны, Хайдарабад, Индия

 

После своего поразительного выступления на Всемирном Парламенте религий в Чикаго в 1893 году и непрестанной работы в течение почти трёх с половиной лет по распространению Веданты на Западе Свами Вивекананда с триумфом вернулся на родину и в знаменитом ответе на приветствие в Рамнаде предсказал пробуждение Индии в следующих словах:

Самая длинная ночь, кажется, кончается, самая горькая беда, кажется, наконец, проходит, пробуждается кажущийся мертвецом, и голос доносится до нас... далеко позади, там, где история и даже традиция теряются во мгле прошлого, нисходит оттуда, как бы отражаясь, передаётся от пика к пику бесконечных Гималаев знания, любви и труда. Индия, родина наша... голос доносится до нас, нежный, твёрдый и всё же безошибочный в своих изъяснениях, и набирает силу с течением дней, и — смотри, спящий пробуждается! Никто не может ей больше противиться; никакие внешние силы не могут больше её удержать.

Это пророческие слова. 25 января 1897 года Свами джи промолвил их, а 26 января 1950 года Индия стала суверенной демократической республикой и приняла конституцию, гарантирующую всем её детям “справедливость — социальную, эко-номическую, политическую; свободу мысли, высказывания, убеждений, веры и богослужения; равенство в положении перед законом и в возможностях; для утверждения среди них братства, обеспечивая достоинство личности и единство нации”.

Признавая значение его послания для современной молодёжи, правительство Индии в 1985 году объявило, что каждый год 12 января, день рождения её бессмертного сына, будет отмечаться как Национальный день молодёжи. С тех пор он отмечается с должной торжественностью: по всей стране проводятся митинги и собрания во многих образовательных учреждениях и частных организациях, особенно в тех, которыми ведает Миссия Рамакришны.

Отдавая дань Свами джи, почти пятьдесят лет назад премьер-министр Джавахарлал Неру сказал:

Не знаю, сколько людей младшего поколения читают речи и произведения Свами Вивекананды. Но я могу вам сказать, что на многих людей моего поколения он очень сильно повлиял, и я думаю, что нынешнее поколение много получит, если также освоит произведения и речи Свами Вивекананды. Вы обнаружите любопытную вещь: они совсем не устарели... Прямо или косвенно он сильно по-влиял на сегодняшнюю Индию.

И я думаю, что наше младшее поколение воспользуется этим фонтаном мудрости, духа и огня, бьющим через Свами Вивекананду.

Свами джи раскрыл свой план перестройки Индии в серии лекций, прочитанных по возвращении в Индию с Запада в 1897 году. Все они были собраны и опубликованы в книге под названием “Лекции от Коломбо до Алморы”. В этих и других лекциях Свами джи рассмотрел различные проблемы, стоящие перед Индией его времени — эти проблемы сохраняются и сейчас — в социальной, экономической, образовательной и других сферах. Свами джи неустанно повторял, что необходимо поднимать нравственные и духовные ценности в нашей жизни и что “религия — это спинной хребет Индии”.

Свами Вивекананда прежде всего был посвящённой душой, испытавшей на себе высшие истины Веданты и коснувшейся самой сердцевины Реальности. Он постиг духовное единство всего существования — Истину, Добро и Красоту в Едином. Этого он добился у ног своего Учителя, Шри Рамакришны, который появился на индийской сцене как выражение её вековечных духовных идеалов и устремлений.

Опыт Единой Религии среди многих религиозных течений и видение Божественного в человеческом, открытые и заповеданные Шри Рамакришной, Свами хранил как сокровище и, сам осознав их значение, стал проповедовать внутри Индии и за её пределами. На основе первого он учил всеобщему аспекту Религии и высокому принципу “Единства в многообразии”; и на основе второго он взялся поднимать человечество до его божественного сознания. Это было ключевой нотой его жизни и миссии.

В этот период становления он впервые поднял свой мощный голос “в защиту Индии и её народа”. Куда бы он не поехал, он везде раскрывал величественные всеобщие принципы Веданты, и представил миру Индию, её народ и её мысль более значительно, чем когда-либо ранее. С тех пор некая гордость за собственное наследие утвердилась в её сердце и это положило новое начало влиянию Индии на западные нации.

Каким был план работы Свами Вивекананды по возрождению Индии? Прежде всего он зажёг в нас пылкую любовь к Индии и её народу и научил нас гордиться нашим славным наследием. Он наделил нас чувством живой веры в будущее Индии и духом веры в себя и самоуважения. Он хотел, чтобы мы верили, что Индия не только имеет великое прошлое, но что ей суждено сыграть ещё более великую и яркую роль в будущей истории человечества. Вдохновенный призыв Свами поднял нацию из глубокого сна беспамятства и заставил её вновь встать на свои собственные ноги со свежими силами и осознанным энтузиазмом. Он напоминает нам:

С незапамятных времён Индия была для человеческого общества кладезем драгоценных идей; породив высокие идеи, она свободно раздавала их, распространяя по всему миру... Это земля, откуда духовность и философия, как волны прилива, вновь и вновь набегали и наводняли мир; и это земля, откуда ещё раз должны пойти такие идеи, чтобы привнести жизнь и силу в угасающие расы человечества.

Как истинный реформатор, Свами Вивекананда верил в коренную и всестороннюю реформу, а не в латающее дыры реформирование. Он детально знал социально-экономические болезни, пожирающие жизненные силы нации, но он доходил до корня этих проблем. Безжалостно он говорил о наших слабостях и провалах, указывая, подобно врачу, диагностирующему болезнь пациента по пульсу, что упадок нашей страны объясняется различными причинами, как-то: 1) забвение нашего прошлого, дарующего вдохновение и дающего направление; 2) развитие узкого и обособленного мировоззрения в отношении других стран; 3) извращение религии и духовности — жизненного тока нашего национального существования; 4) угнетение масс так называемыми высшими кастами; и 5) пренебрежительное отношение к женщинам.

За годы до того, как Свами Вивекананда, патриот и реформатор, насытил наше общество идеями практической Веданты, он исходил Индию вдоль и поперёк как безвестный странствующий монах.

В этот период он близко сошёлся с “настоящей Индией” и увидел подавляющую нищету её униженных миллионов. С одной стороны, он видел грубый материализм и, с другой стороны — явные предрассудки управляют умами людей. Полное отсутствие практического понимания драгоценного наследия прошлого было заметно везде. Земля Риши находилась накануне захвата безбожными и нерелигиозными людьми.

Несмотря на увиденное на этом нездоровом этапе развития нашей страны, Свами, твёрдо веря в предназначение Индии, знал, что это лишь переходная стадия её яркой истории.

Вставай, вставай, длинная ночь кончается, наступает день, поднялась волна, ничто не устоит перед её яростным накатом. Верь, верь, отдан приказ, указ Господа принят — Индия должна подняться, массы и бедные должны получить счастье. Возрадуйся! Началось наводнение духовности. Я вижу, как оно накрывает землю, не встречая сопротивления, безграничное, всепоглощающее... Смотри, спящий пробуждается!
С первых шагов он хотел наполнить страну духовными идеалами:

Первое дело, требующее нашего внимания: чудеснейшие истины, заключённые в наших Упанишадах, в наших писаниях, в наших Пуранах, должны быть извлечены из книг... и разбросаны по всей земле... После проповеди духовного знания вместе с ним придёт мирское знание и всякое другое знание, какое хотите; но если вы попытаетесь извлечь мирское знание без религии, прямо говорю вам, в Индии ваша попытка напрасна, народ это никогда не примет.

Для выполнения этой работы, по его плану, сотни тысяч юношей и девушек, горящих святым рвением, укреплённых вечной верой в Господа, храбрых, как львы, в своём сочувствии бедным, падшим и подавленным, пойдут по земле, проповедуя Евангелие спасения, Евангелие помощи, Евангелие общественного подъёма — Евангелие равенства.

Хотя внимание Свами Вивекананды прежде всего было сосредоточено на пробуждении новой Индии, он никогда не упускал из виду великую миссию, которую ей предстояло выполнить во всём мире.

И он видел перед глазами новую Индию, свободную от узких взглядов, поднимающуюся вновь на выполнение подобной миссии:

Нам предназначено Господом делать в Индии великие вещи. Имейте веру. Мы сделаем — мы, бедные и презренные, умеющие чувствовать... Более того, поймите, что Индия ещё жива, потому что у неё есть своя лепта, которую надо внести в общую казну мировой цивилизации... Для создания целостной цивилизации мир ждёт, ждёт сокровища из Индии, ждёт замечательного духовного на-следства расы, которое нация в годы упадка и несчастья всё же прижимала к своей груди... А потому мы должны выйти и обменивать нашу духовность на всё, что они могут дать нам; на чудеса духовных сфер мы выменяем чудеса сферы материальной.

Отдавая миру свои духовные драгоценности, Индия должна была в обмен на них получить для себя чудеса науки и технологии для материального блага своего народа. Она должна была сесть у ног западных наций, чтобы научиться их системе социальной организации, управления и подобным вещам, связанным с общественно-экономической и политической жизнью нации. Он говорит: “Можно ли создать европейское общество с религией Индии? Я верю, что это возможно и должно быть сделано”


Свами джи заставлял своих соотечественников выйти из их узкой скорлупы и сравнить накопленное с другими нациями мира:

Я полностью убеждён, что ни одна личность или нация не может жить, держась в отдалении от сообщества других, и когда бы такая попытка не предпринималась с ложными идеями величия, политики или святости, результат всегда приводил к бедствиям изгнания.

Прошлая история Индии сама по себе достаточное тому свидетельство.

Свами Вивекананда указал, что индийский народ не знает собственной древней религии Упанишад:

Любое улучшение в Индии требует прежде всего переворота в религии... Чудеснейшие истины, заключённые в Упанишадах, в наших Писаниях, в наших Пуранах, должны быть извлечены из книг, вынесены из монастырей, вынесены из лесов, изъяты из собственности избранных групп людей и разбросаны по всей земле так, чтобы эти истины могли, как огонь, промчаться по всей стране с севера на юг, с востока на запад... Национальный союз в Индии должен стать собранием этих разбросанных духовных сил.

В социальной сфере важнейшим пунктом его программы возрождения Индии был подъём широких масс, и в том числе женщин.

В этой связи он суммирует нашу национальную проблему в двух словах: “женщины и народ”. “В Индии есть два зла — унижение женщин и подавление бедноты кастовыми запретами. Можете улучшить состояние ваших женщин? Тогда появится надежда на ваше благосостояние”. Он не выносил даже малейших предположений о превосходстве мужчины над женщиной. Он, как гром, обрушивался на всякого, кто предполагал, что женщины не могут решить свои проблемы, говоря: “Разве вы Господь Бог, чтобы править каждой вдовой и каждой женщиной? Руки прочь! Они решат свои собственные проблемы”.

Что трогало Свами до глубины души — это состояние бедных и беззащитных масс Индии. Он знал, что они составляют хребет нации и что если их не поднять, нет надежды на то, что Индия воспрянет вновь.

Он говорил: “Двенадцать лет я путешествовал по всей Индии, не находя способа поработать на моих соотечественников”. Непереносимое страдание заключено в его вопросе:

Кто там сочувствует двумстам миллионам мужчин и женщин, погружённым навечно в нищету и невежество? Где выход? Кто сочувствует им? Они не могут найти света или образования. Кто принесёт им свет — кто будет ходить от двери к двери, неся им образование? Пусть эти люди будут вашим Богом — думайте о них, работайте на них, молитесь за них непрестанно — Господь укажет вам путь. Того я называю Махатмой, чьё сердце истекает кровью по бедным, а иначе он дуратман . Соединим нашу волю в постоянной молитве об их благе... Моё сердце слишком переполнено, чтобы выразить моё чувство, вы это знаете, вы можете это себе представить. До тех пор, пока миллионы живут в голоде и невежестве, я считаю предателем каждого, кто, получив образование за их счёт, не обращает на них ни малейшего внимания.

Рецепт Свами Вивекананды для улучшения состояния наших масс заключался в том, чтобы дать им светское образование и подготовить к работе с целью повышения своего уровня жизни. Но он считал, что даже это светское образование нужно давать только через религию, потому что даже идеи политического или социального прогресса могут укорениться в Индии только через религию. “Я лишь прошу вас работать, чтобы всё больше и больше воплощать ведантический идеал солидарности человека с его прирождённой Божественностью... Эти представления Веданты должны выйти наружу,” — говорит Свами. — “Они должны оставаться не только в лесу, не только в пещере, но они должны выйти, чтобы работать в зале суда, за кафедрой, в хижине бедняка, среди рыбаков, которые ловят рыбу, и среди студентов, которые учатся... Если рыбак будет думать, что он — Дух, он станет лучшим рыбаком; если студент будет думать, что он — Дух, он станет лучшим студентом... и так далее... И это то, чего мы хотим: никому никаких привилегий, равные возможности для всех, пусть каждого научат, что Божественное — внутри него, и каждый будет работать на собственное спасение”.

В заключение давайте вместе с этим прославленным сыном нашей родины споём песнь “Пробуждённой Индии”:

...Да поднимется новая Индия — из крестьянских домов, принимаясь за плуг; из хижины рыбака, и сапожника, и мусорщика. Пусть выйдет из лавки бакалейщика, из-за печки пекаря. Пусть исходит она из фабрики, ярмарки и рынка. Пусть возникнет она среди рощ и лесов, среди гор и холмов.