ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ СТАРЦА И ЧЕТЫРЕ СВЯЩЕННЫХ ЖИВОТНЫХ "После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное было подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное, подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет". Это видение двадцати четырех старцев, сидящих на престолах, и четырех священных животных может быть понято только при условии, что вы знакомы с каббалистическим деревом жизни — сефиротическим деревом. Дверь открылась в Небе, и голос, который уже ранее разговаривал со Святым Иоанном, теперь приказал ему: "Поднимайся!" Описание двадцати четырех старцев, сделанное Святым Иоанном, открывает нам, что он поднялся до третьей сефиры: Бина, с которой связана ангельская иерархия Аралим — что христианская традиция как раз и называет "престолы". Затем он видит четырех священных животных. Это описание показывает, что он достиг и первой сефироты — Кетер, с которой связана ангельская иерархия Серафинов: Хайот Ха-Кадош. Таким образом, самые возвышенные сферы творения были открыты Святому Иоанну в духе. Двадцать четыре старца и четыре священных животных находятся перед престолом Бога, чтобы славить и петь Ему. Но самого Бога святой Иоанн не описывает и не упоминает Его имени. Он говорит только: "престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису". Идею Бога можно передать лишь через образ света. "От престола исходили молнии, и семь светильников горело перед ним" — семь светильников, "которые суть семь духов Божиих." Тот же самый образ находим мы в книге Зогар, где говорится: "Семь видов света содержатся в величайшем, и там живет Древнейший из Древнейших, Таинственнейший из Таинственнейших, Скрытнейший из Скрытнейших: Айн-Соф". Айн-Соф (то есть бесконечный, без границ) или же Айн-Соф-Аур (то есть свет без границ) — имя, приписываемое каббалистами Абсолюту: наичистейшей квинтэссенции Божества, а семь духов являются семью видами света: красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим, индиго и фиолетовым. Поскольку цвета, получающиеся при разложении белого света призмой, имеют символическое значение — они представляют собою первичную дифференциацию изначального света: Бога. Именно потому, что свет разлагается на семь составляющих, цифра семь является числом всеобщности и так часто встречается в Апокалипсисе: семь церквей, семь печатей, семь светильников и семь звезд... Двадцать четыре старца, восседающие вокруг престола Бога, одеты в белые одежды и имеют на головах золотые короны. Белые одежды, так же как и золотые короны, — это символ духовного света, исходящего от этих тонких сущностей. Белые одежды — это тело славы. Корона, расположенная над головой человека, символизирует тонкую материю, которая более не является физическим телом, не есть голова, но эманация духа, мудрости, всемогущества. Эта Корона из золота, а золото, согласно духовной символике, является не чем иным, как конденсированным светом. В Каббале двадцать четыре старца фигурируют как Повелители судеб. Ничто из того, что делают люди, не ускользает от их внимания: ни один поступок, ни одно чувство, ни одна мысль. Их функция — награждать или наказывать существа, согласно их заслугам. Судьба человека после смерти или в следующей жизни зависит от того, что Они решат. Эти решения не подлежат обсуждению. Вот почему именно Двадцать Четыре Старца обращаются к Богу со следующими словами: "Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты принял силу Твою великую и воцарился. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым, боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю" (Апокалипсис 11 :17). Что касается четырех священных Животных, пребывающих в сефире Кетер, то они воплощают четыре принципа материи. Бог-Абсолют — это неуловимое, то, что нельзя понять. Представить Его себе можно только через Его проявления; а материя как раз и есть проявление Бога. И поэтому материя, имеющая божественное происхождение, достигшая такой степени чистоты и тонкости, является непостижимой, непознаваемой, так как она и дух едины. Эта изначальная материя символизируется четырьмя священными Животными, являющимися основой четырех элементов: тельца, представляющего землю, орла — воду, человека — воздух и льва — огонь. Пророк Иезекииль описывает их в своем видении (Иезекиилъ, 1:4 — 13). Уровень этих существ настолько высок, что именно им дано право прославлять Господа. День и ночь имя Господа славится устами Серафимов, не прекращающих повторять: "Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет". Они сами они святые и не прекращают славить святость Господа. Почему величайшей похвалой, какую только могут воздать создания Господу, является прославление Его святости? Естественно, из-за повседневного употребления, из-за того, что их столько раз повторяли по всякому поводу и без оного, слова "святой" и "святость" потеряли свое настоящее значение. В действительности святость — это качество света, некоторые славянские языки передают это значение довольно точно. Например, в болгарском "святой" произносится, как "светил", а "святость", как "светост"; "свет" звучит как "светлина", а мир — как "свет". Видно каким образом святость связана со светом. То есть святость — это прежде всего качество Бога, потому что Он является чистым светом, и именно с помощью света Он создал мир. Если человек и может называться святым, то только в той мере, в какой он обладает светом, сияющим на высшем ментальном плане, то есть плане истинного разума, истинной мудрости. Итак, четыре священных Животных представляют четыре стихии. Но не надо их путать с четырьмя стихиями, составляющими нашу Вселенную: они выше того, что мы можем познать с помощью наших пяти чувств или даже с помощью самых совершенных приборов. Четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — являются лишь слабыми отблесками тех мощных уплотнений материи, которые находятся там, наверху, в сефире Кетер. Вот почему, чтобы подняться до этой сефиры, нужно достичь исключительно высокого уровня эволюционного развития. Даже из тех немногих существ, кому это удалось, большая часть не смогла вернуться назад — в свое физическое тело. Сефира Кетер — это область, где разрушаются все формы, поэтому тот, кто доходит до нее, исчезает. Входя с ней в контакт, человек возгорается, и сам становится пламенем. Те немногие, что вернулись, смогли сделать это только дарованной им милостью Неба: они получали вещество, предохранявшее их физическое тело от разрушения. Святой Иоанн не исчез во время своих экстатических состояний, описанных в Апокалипсисе, только потому, что ему было даровано это вещество. Та книга, которую Ангел дал ему съесть, сказав: "Она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед" (Апокалипсис 10 : 9) — как раз и есть символ вещества, способного сохранить физическое тело. Пророк Иезекииль также говорит о книге, которую Ангел дал ему съесть (Иезекииль 3:1 — 3). Это вещество символизируется еще и горящим углем, которым Серафим коснулся уст пророка Исайи (Исайя 6:6 — 7). Ангелы четырех стихий, Серафимы являются, следовательно, высшими существами в ангельской иерархии. Человеческие существа только в самых исключительных случаях смогли достичь их уровня. Вот почему, когда мы обращаемся к ангелу воздуха, воды, огня или ангелу земли, мы можем коснуться только тех светлых сущностей, которые управляют на физическом уровне известными нам стихиями, то есть водой, ветром, огнем, землей. Не нужно путать ангелов четырех стихий нашего физического мира с четырьмя великими Ангелами, воплощающими в себе принципы материи. Огонь, который нам известен, не есть настоящий огонь. Истинные огонь, воздух, вода и земля находятся наверху, и если случается, что они начинают действовать на землю, то совершается это с помощью существ-посредников, которыми они управляют. Именно поэтому Святой Иоанн, описывая катаклизмы, обрушивающиеся на землю, показывает, как четыре священных Животных повелевают стихиями физического плана. "И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: Иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый и на нем всадник, имеющий лук..." "И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: Иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли..." "И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: Иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороный и на нем всадник, имеющий меру в руке своей..." "И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: Иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ними, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными". Четыре коня и всадники — это символы катастроф, вызванных ангелами четырех стихий там, наверху, потому что эти ангелы столь могущественны, что им достаточно сделать одно движение, чтобы другие силы вступили в действие и опустошили землю. Почему люди не понимают, что все совершаемое ими имеет последствия, и что они не могут безнаказанно продолжать нарушать законы природы, мешать работе стихий? Своими поступками, а также своими мыслями и чувствами, своим анархическим отношением ко всему они сами пробуждают силы природы, которые в конце концов начинают действовать, чтобы привести все в порядок. Природа не есть нечто инертное, бесчувственное, над чем можно совершать все, что угодно. Каждый раз, когда люди выходят за пределы того, что она может вынести, природа наносит ответный удар. То, что я вам сказал относительно земли в целом, верно также и для отдельного индивиду ума. Если вам не удастся установить гармоничные отношения с четырьмя стихиями, содержащимися в вас (с землей — телом; водой — сердцем; воздухом — интеллектом; огнем — душой и духом), то вас ожидают серьезные препятствия. Я дал вам методы для работы с четырьмя стихиями, постарайтесь же вспомнить и применить их на практике. Постоянно связывайтесь с ангелами четырех стихий, и вы почувствуете, что приближаетесь к великолепию и гармонии. |