Духовность > Е.П. Блаватская

Е.П. Блаватская

КЛЮЧ К ТЕОСОФИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 3

РАБОЧАЯ СИСТЕМА ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

ЦЕЛИ ОБЩЕСТВА

Спрашивающий.

Каковы цели "Теософического Общества"?

Теософ.

Их три и, как таковые, они существовали с самого начала.

1. Образовать ядро Всеобщего Братства Человечества без различий расы, цвета кожи или вероисповедания.

2. Способствовать изучению арийских и других священных рукописей мировых религий и разных научных направлений для то­го, чтобы восстановить важное значение древних азиатских лите­ратурных источников, а именно, принадлежащих философским уче­ниям браманистов, буддистов и зороастрийцев.

3. Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных ас­пектах, а также психические и духовные возможности человека, присущие только ему. Это и есть в общих чертах три главнейшие цели Теософического Общества.

Спрашивающий.

Можете ли Вы дать какую-либо детальную информацию о них?

Теософ.

Мы можем расчленить каждую из этих трех целей на такое количество отдельных положений, какое потребуется.

Спрашивающий.

Позвольте тогда начать с первой. К каким способам и средствам можете Вы прибегнуть, чтобы пробудить чувство братс­тва между расами, которые, как известно, весьма различны в от­ношении религии, обычаев, убеждений и образа мысли?

Теософ.

Позвольте мне прибавить к этому то, что Вы, как мне ка­жется, умалчиваете. Мы знаем, конечно, что, за исключением ос­татков двух древних наций - парсов и евреев, - каждая не толь­ко имеет распри с другими, но даже и внутри себя самой. Этим особенно отличаются, так называемые, христианские нации. Отсю­да Ваше удивление и причина, по которой наша первая цель представляется Вам утопией. Не так ли?

Спрашивающий.

Да, это так; но что Вы можете возразить против этого?

Теософ.

Против факта - ничего, но могу сказать очень многое о не­обходимости ликвидировать причины, которые делают Всеобщее Братство утопией в настоящее время.

Спрашивающий.

Каковы же, на Ваш взгляд, эти причины?

Теософ.

Первая и наиболее значительная - это естественный эгоизм человеческой натуры. Эта эгоистичность, вместо того, чтобы быть искорененной, повседневно усиливается и развивается, превращаясь в жесточайшее и непреодолимое чувство за счет ре­лигиозного образования, которое имеет тенденцию не только за­щищать, но и решительно оправдывать его. Человеческие идеи добра и зла были целиком искажены буквальным восприятием ев­рейской Библии. Все бескорыстие альтруистических учений Иисуса превратилось просто в теоретический предмет ораторских упраж­нений с трибуны, в то время как предмет практического эгоизма, изложенный в виде учения в Моисеевой Библии, против которого Христос столь тщетно проповедовал, прочно укоренился в сокро­веннейшей стороне жизни Западных наций. "Око за око, зуб за зуб" стало первым правилом Вашего закона. И я заявляю, открыто и смело, что извращенность этой доктрины, так же как и мно­жества других, может искоренить только Теософия.

ЕДИНЫЙ ИСТОЧНИК ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Спрашивающий.

Каким образом?

Теософ.

Простой демонстрацией логических, философских, метафизи­ческих и даже естественнонаучных основ того, что:

а) Все люди имеют духовно и физически одно и то же проис­хождение, что является основным учением Теософии;

б) Поскольку человечество, по существу, представляет со­бой одну и ту же Сущность, и эта Сущность является единой - бесконечной, несотворенной и вечной, называем ли мы ее Богом или Природой - ничто, таким образом, не может повлиять на одну нацию или одного человека, без того, чтобы так же не повлиять на другую нацию или другого человека. Это так же достоверно и очевидно, как то, что камень, брошенный в пруд, раньше или позже, приведет в движение каждую каплю воды в нем.

Спрашивающий.

Но это же является не учением Христа, а, скорее, пантеис­тическим представлением.

Теософ. Вот здесь и кроется Ваша ошибка. Это чистейшее христианство, хотя и не иудейского толка, поэтому Ваши биб­лейские нации предпочитают игнорировать его.

Спрашивающий.

Это огульное и несправедливое обвинение. Где Ваши доказа­тельства для подобных заявлений?

Теософ.

Они всегда при мне. Христу приписывают слова: "Любите друг друга" и "Любите врагов Ваших", "ибо если Вы будете лю­бить, любящих Вас, какая Вам награда? Не то же ли делают и мы­тари*? И если Вы приветствуете только братьев Ваших, что осо­бенного делаете? Не так ли поступают и язычники?" Это слова Христа. Но в Книге Бытия (гл. 9, ст. 25) говорится: "Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих". Но, тем не менее, библейские христиане предпочитают Закон Моисея Христову Закону Любви. Они опираются на Ветхий Завет, который потворствует всем их страстям, с его законом порабощения, захвата и тирании всех рас, которые они называют низшими. И какие только прес­тупления не были совершены под влиянием этих бесчеловечных строк Книги Бытия (если понимать их буквально)! - только исто­рия дает нам представление об этом, да и то не в полной мере*.

____

* Мытари - к ним относились в те времена как к грабителям и карманным ворам. Среди евреев прозвище и профессия мытаря была самой позорной на свете. Им не было разрешено входить в Храм Божий, и в Евангелии от Матфея (18, 7) говорится одинаково, как о язычниках, так и о мытарях. Тем не менее, они были всего лишь римскими сборщиками налогов, занимая такое же положение, как и британские чиновники в Индии и других покоренных стра­нах.

* В позднем средневековье рабство, под влиянием моральных факторов в основном исчезло из Европы; но затем произошло два важнейших события, которые подорвали моральные устои, вырабо­танные европейским обществом, и навлекли на человечество такое количество проклятий, какое редко встречалось на Земле. Одним из таких событий был первый поход к населенным варварским бе­регам, где человеческие существа были обычным предметом тор­говли. И другим - было открытие Нового Света, где были обнару­жены неистощимые источники богатств, для разработки которых требовалась привозная рабочая сила. На протяжении четырех со­тен лет мужчин, женщин и детей отрывали от родных и любимых мест и продавали с берегов Африки чужеземным торговцам; зако­ванными в цепи их перевозили в трюмах, часто живых вместе с мертвыми, на всем продолжении этих ужасной, так называемой, "переправы"; и, согласно Банкрофту, которого можно считать объективным историком, 250 тысяч человек из 3-х с четвертью миллионов были сброшены в море, во время таких фатальных рей­сов, в то время как остальные были отправлены в жалкую ужасаю­щую неизвестность на рудники и под плети на тростниковые и ри­совые поля. Вина за это величайшее преступление лежит на Хрис­тианской Церкви. "Во имя Пресвятой Троицы" испанское прави­тельство, находившееся под влиянием Римско-Католической Церк­ви, заключило более десяти договоров, дающих полномочия на продажу в рабство пятисот тысяч человеческих существ; в 1562 году сэр Джон Хопкинс отплыл в свою дьявольскую экспедицию для закупки рабов в Африке и продажи их в Вест-Индии на судне, ко­торое носило священное имя Иисуса; тогда же королева Елизаве­та, протестантка по христианской вере, наградила его за успех в этом первом авантюрном предприятии англичан в такого рода бесчеловечной торговле, разрешив ему носить в качестве герба "полумавра, с его истинным цветом кожи, в путах", или, другими словами, в виде закованного негритянского раба.

"Завоевания Креста" ("Agnostic Journal")

Спрашивающий.

Я слышал, Вы говорили, что единство нашего физического происхождения доказано наукой и что наше духовное происхожде­ние берет начало в некоей Религии Мудрости. Но пока мы не на­ходим, чтобы дарвинисты проявляли особую склонность к общече­ловеческому братству.

Теософ.

Именно так. Это демонстрирует несостоятельность материа­листической системы и доказывает, что мы, Теософы, правы. Идентичность нашего физического происхождения не взывает к на­шим высоким и более глубоким чувствам. Материя, лишенная своей души и Духа, или своей Божественной Сущности, ничего не может сказать человеческому сердцу. Но единство Души и Духа, реаль­ного бессмертного человека, как учит нас Теософия, будучи од­нажды реально доказанным и глубоко укоренившимся в наших серд­цах, поведет нас далеко по дороге истинной благотворительности и братской любви.

Спрашивающий.

Но как Теософия объясняет общее происхождение человечест­ва?

Теософ.

Учением о том, что корень всей Природы, объективной и субъективной, и все, что вообще существует во Вселенной, види­мое или невидимое, было, есть и будет навсегда одной абсолют­ной Сущностью, из которой все исходит и к которой все возвра­щается. Это есть арийская философия, полностью представленная только учением ведантистов и буддистов. Имея в виду это обсто­ятельство, обязанность всех Теософов - способствовать любыми путями, во всех странах, распространению несектантского обра­зования.

Спрашивающий.

Что, кроме этого, рекомендует Ваше Общество своим членам? В плане физическом, я имею ввиду.

Теософ.

Чтобы пробудить братские чувства среди народов, мыдолжны помогать международному обмену ремеслами, товарами, советами, предоставлением информации и взаимодействием со всеми заслужи­вающими внимания личностями и ассоциациями, однако, при усло­вии, добавляет Устав, что "никакая прибыль и проценты не долж­ны взиматься Обществом или его членами за их услуги".

Возьмем практический пример. Организация Общества, отра­женная Эдвардом Беллами в его великолепной книге "Взгляд на­зад", изумительно представляет теософическую идею о том, каким должен быть великий первый шаг в направлении полной реализации идеи Всеобщего Братства. Состояние вещей, отраженное им, дале­ко от совершенства из-за эгоизма, все еще существующего и вла­деющего сердцами людей. Но, в основном, эгоизм и индивидуализм преодолены чувством солидарности и всеобщего братства; и схема жизни, там описанная, способствует сведению к минимуму причин, ведущих к возникновению и воспитанию эгоизма.

Спрашивающий.

Таким образом, Вы, как Теософ, будете принимать участие в усилиях по воплощению этих идеалов?

Теософ.

Конечно, и мы доказали это на деле. Разве Вы не слышали о Национальных Клубах и Партии, которые возникли в Америке со времени публикации книги Беллами? Их деятельность становится все более и более заметной и со временем будет еще расти. Так вот, эти Клубы и эта Партия начали свою деятельность прежде всего под влиянием Теософов. В Национальном Клубе Бостона, те­ософами являются, прежде всего, Президент и Секретарь, и боль­шинство его правления принадлежит к Теософическому Обществу. В Уставах всех этих Клубов и Партии, которую они образуют, влия­ние Теософии и Общества очевидно, поскольку все они принимают за основу первый и фундаментальный принцип, - Братство Челове­чества - как тому учит Теософия. В своей Декларации Принципов они провозглашают: - "Принцип Братства Человечества является одной из вековечных Истин, управляющих мировым развитием по путям, отличающим человеческую природу от животной". Что может быть более теософичным, чем это? Но и этого недостаточно: что еще необходимо внушить человеку, так это мысль, что если ко­рень человечества един, то должна быть, также, Единая Истина, которая находит выражение во всех религиях, при всем их разно­образии - кроме иудейской, в которой вы не найдете её даже в Каббале.

Спрашивающий.

Это относится к общему происхождению религий, и здесь Вы возможно правы. Но насколько это применимо к реальному вопло­щению Братства на физическом плане?

Теософ.

Во-первых, то, что справедливо на метафизическом уровне, должно быть правдой на физическом. Во-вторых, не существует более благодатного источника раздоров и ненависти, чем религи­озные различия. Если та или иная группировка считает себя единственным обладателем Абсолютной Истины, она должна считать своего соседа полностью во власти Заблуждения или Диавола. Но однажды люди смогут увидеть, что ни одна из них не обладает полной Истиной, но что они взаимно дополняют друг друга; что окончательная Истина может быть найдена только в объединении всех взглядов, после того как все ложное в них будет отсеяно - и тогда будет достигнуто настоящее Братство в религии. То же самое относится и к физическому уровню.

Спрашивающий.

Пожалуйста, поясните подробнее.

Теософ.

Возьмем такой пример. Растение состоит из корня, стебля и множества побегов. Поскольку человечество, как единое целое, является стеблем, растущим из духовного корня, то стебель яв­ляет как бы единение всего растения. Повредите стебель - и, несомненно, пострадает каждый побег и лист. Так же и челове­чество.

Спрашивающий.

Да, но если Вы пораните лист или побег, Вы же повредите не все растение.

Теософ.

Так что же, Вы считаете, что нанося вред одному человеку, Вы не вредите всему человечеству? Но откуда Вы это знаете? Из­вестно ли Вам, что даже материалистическая наука учит, что лю­бое повреждение, нанесенное растению, как бы мало оно ни было, будет влиять на весь ход его будущего роста и развития? Следо­вательно, Вы ошибаетесь, и аналогия полная. Если Вы упустили из виду, что рана на пальце может заставить страдать все тело и вызвать ответную реакцию всей нервной системы, тем более я должна напомнить Вам, что вполне могут быть другие, духовные законы, действующие на растения и животных, а также и на чело­вечество. Однако, если Вы не осознаете их действия на растени­ях и животных, Вы можете отрицать их существование.

Спрашивающий.

Какие законы Вы имеете в виду?

Теософ.

Мы называем их Кармическими Законами; однако Вы не сможе­те понять всего значения этого термина, если не изучали Ок­культизма. Однако, мой аргумент был основан не на предположе­нии о существовании этих Законов, а на реальной аналогии с растением. Развейте эту идею, доведите до универсальности, и Вы скоро обнаружите, что в подлинной философии каждое физичес­кое действие имеет свой моральный и всеохватывающий эффект. Заставив человека страдать, нанесением ему телесного поврежде­ния, Вы можете считать, что эта боль и страдание никоим обра­зом не может отразиться на его ближних, и еще менее на предс­тавителях других наций. Но мы утверждаем, что в урочное время это свершится. Таким образом, мы заявляем, что если каждый че­ловек не поймет и не воспримет как аксиому то, что причиняя зло одному человеку, мы причиняем зло не только себе, но, в конечном итоге, и всему человечеству в целом, никакие братские чувства, проповедовавшиеся различными великими Реформаторами, и наиболее глубоко Буддой и Иисусом, на Земле невозможны.

ДРУГИЕ НАШИ ЦЕЛИ

Спрашивающий.

Не могли бы Вы теперь пояснить методы, которыми Вы пред­полагаете осуществить вторую цель Теософического Общества.

Теософ.

Общество предполагает собирать для библиотеки в нашей Штаб-квартире в Адьяре, штат Мадрас (Индия), (и члены его местных отделений - для своих библиотек) все достойные работы о мировых религиях, какие будут доступны. Собирать и записы­вать сведения из достоверных источников о различных древних философских учениях, традициях, легендах и распространять эту информацию различными доступными способами в виде публикаций переводов представляющих ценность оригинальных работ, извлече­ний из них и комментариев к ним, или в виде устных наставлений лиц, освоивших соответствующие дисциплины.

Спрашивающий.

А как насчет третьей цели - развития в человеке его скры­тых духовных и психических возможностей?

Теософ.

Это может быть достигнуто распространением печатной про­дукции, особенно в тех местах, где невозможны никакие лекции и личное общение. Наш долг - поддерживать в человеке в активном состоянии его духовные способности. И при этом противостоять и противодействовать - после соответствующих исследований и по­лучения доказательств их иррациональной природы - предрассуд­кам в любой форме - религиозной, научной или социальной и, прежде всего, ханжеству, будь то религиозное сектанство или вера в чудеса и нечто сверхъестественное. Главное, что мы должны при этом делать - стараться получать Знания о всех За­конах Природы и распространять их. Необходимо поощрять изуче­ние Законов едва понятых современным человечеством Оккультных Наук, основанных, на истинном знании Природы, вместо суеверных представлений, основанных на слепой вере и авторитете, как это имеет место в настоящее время. Фольклор и народные традиции, хотя порою и странные, будучи, тем не менее, тщательно изучен­ными, могут привести к открытию давно утраченных, но важных тайн Природы. Таким образом, Теософическое Общество стремится продолжать эту линию исследования в надежде расширить область научной и философской деятельности.

О СВЯТОСТИ ОБЕТА

Спрашивающий.

Имеете ли Вы какую-либо этическую систему, которой должны придерживаться в Теософическом Обществе?

Теософ.

Система этических правил существует, очень ясная и доста­точно доступная для всех, кто готов следовать им. Они предс­тавляют собой сущность или "сливки" Мировой Этики, собранные из Учений всех великих Реформаторов Мира. Здесь представлены воззрения Конфуция и Зороастра, Лао-цзы и Бхагавад-Гиты, запо­веди Гаутамы Будды и Иисуса из Назарета, Филона и его школы, а также Пифагора, Сократа, Платона и их школ.

Спрашивающий.

Выполняют ли члены Вашего Общества все эти заветы? Я слы­шал о значительных разногласиях и даже ссорах между ними?

Теософ.

Это вполне естественно, поскольку изменения (в их настоя­щей форме) могут быть названы новыми, но мужчины и женщины, которые должны измениться, остаются теми же самыми людьми, грешными по своей натуре. Как уже было сказано, ревностно ра­ботающих членов не так уж и много, но имеется множество, кото­рые искренне стараются жить согласно заветам Общества и своим собственным идеалам. Наш долг ободрить и оказать помощь от­дельным членам своего Общества в их интеллектуальном, мораль­ном и духовном самосовершенствовании; не порицать и не осуж­дать тех, кто отошел. Мы, строго говоря, не имеем права отка­зывать в принятии, особенно в Эзотерическую секцию Общества, поскольку "тот, кто входит в нее, становится заново рожден­ным".

Но если кто-либо из членов Общества, несмотря на священ­ный обет, честное слово и свое бессмертное "Я", будучи после такого "нового рождения" новым человеком, предпочитает сохра­нять пороки и недостатки своей старой жизни и даже потворству­ет им в Обществе, тогда, скорее всего, его попросят отказаться от членства и удалиться; или же, в случае его отказа, он дол­жен быть изгнан. У нас имеются четкие правила для таких случа­ев.

Спрашивающий.

Могут ли быть упомянуты некоторые из них?

Теософ.

Да, могут. Прежде всего, ни один член Общества, является ли он экзотериком или эзотериком, не имеет права навязывать свое мнение другим членам Общества. "Противоправным является, для какого-либо из членов руководства центральной организации Общества, выражать публично, словесно или действиями, какую бы то ни было враждебность или предпочтение какой-либо секции*, религиозной или философской. Все имеют равные права на выраже­ние существа своих взглядов по религиозным верованиям, выдви­гаемых на беспристрастный суд всего человечества. И ни один из членов руководства Общества, при всех его полномочиях, не име­ет права проповедовать собственные сектантские взгляды и веро­вания членам Общества, за исключением случаев, когда встреча­ются его единоверцы. После того, как будучи предупрежденным, он продолжает нарушать это правило, его могут наказать времен­ной отставкой или исключением". Это одно из самых больших на­казаний в Обществе. Относительно же внутренней секции Общест­ва, называемой теперь Эзотерической, следующие правила были введены еще в 1880 году. "Ни один из членов не может использо­вать в своих личных целях какие-либо Знания, сообщенные ему любым членом Общества первой секции (теперь обозначаемой как высшая "степень"); нарушение этого правила наказывается исклю­чением из Общества". Теперь, однако, прежде чем такого рода Знания могут быть сообщены кому-либо, кандидат на это должен связать себя торжественной клятвой не использовать их в свое­корыстных целях и не раскрывать что-либо ему сообщенное, за исключением тех случаев, когда дается специальное разрешение.

___

* "Отделение" или ложа, составленная исключительно из едино­верцев или отделение in partibus ["в странах неверных", т.е. в чужих краях, в чужой среде], как они теперь напыщенно себя ве­личают.

Спрашивающий.

Но если человек исключен из Общества или слагает с себя соответствующие полномочия, связывающие его с этой секцией, то в этом случае может ли он раскрыть полученное Знание или нару­шить условия торжественного обязательства, которое он принял?

Теософ.

Конечно нет. Его исключение или снятие полномочий осво­бождает его только от обязательства перед своим наставником и от того, чтобы принимать активное участие в работе Общества, но, конечно, не от священной клятвы сохранять тайны.

Спрашивающий.

Но разве это разумно и справедливо?

Теософ.

Несомненно. Для любого мужчины или женщины, имеющих ма­лейшее чувство чести, клятва сохранять тайну, данная под чест­ное слово, и в большей степени своему высшему "Я" - Богу внут­ри себя - связывает его до самой смерти. И хотя человек может покинуть секцию или Общество, ни один человек чести, не поду­мает совершать нападки или причинять вред той организации, с которой он (или она) был связан клятвой.

Спрашивающий.

Но не заходит ли это слишком далеко?

Теософ.

Возможно да, согласно низкому стандарту морали настоящего времени. Но если это не связывает настолько, как это мы огова­риваем в данном случае, какая польза тогда от клятв вообще? Как может кто-либо ожидать получения каких-либо тайных Знаний, если он считает себя вправе освободиться от принятых обяза­тельств, когда ему вздумается? Какая гарантия, уверенность или доверие могла бы существовать среди людей, если бы клятвы, по­добные этой, не имели реально связывающей силы. Поверьте мне, что Закон Воздаяния (Кармы) очень быстро настигнет того, кто нарушит свою клятву, и возможно столь же быстро, как и презре­ние каждого честного человека, даже на физическом плане. Это хорошо выражено в Нью-Йоркском издании "The Path", как раз не­давно процитированном по этому вопросу: "Клятва, однажды при­нятая, связывает каждого в моральном и оккультном мирах нав­сегда. Если мы нарушили ее однажды и подверглись наказанию, то это не значит, что мы не можем нарушить ее опять; и сколько бы мы ни продолжали жить и действовать так, могущество Закона Кармы будет настигать нас неотвратимо" ("The Path", июль, 1889 г.).