Духовность > Е.П. Блаватская

Е.П. Блаватская

КЛЮЧ К ТЕОСОФИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 4

ОТНОШЕНИЕ ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА К ТЕОСОФИИ

О САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Спрашивающий.

Является ли, в таком случае, духовный рост принципиально важной вещью, на которой настаивает Ваше Общество?

Теософ.

Несомненно! Тот, кто хотел бы быть истинным Теософом, должен научиться жить, как подобает таковому.

Спрашивающий.

Если это так, то тогда, как я отмечал ранее, поведение некоторых членов Общества странным образом опровергает это ос­новное правило.

Теософ.

Это действительно так. Но мы не можем справиться с этим внутри Общества; не могут и те, кто называют себя христианами, а действуют, как изуверы. Это является не ошибками наших Уста­вов и Правил, а сущностью человеческой натуры. Даже в некото­рых экзотерических общедоступных кружках члены дают обязатель­ства, на основе своего высшего "Я", жить жизнью, предписанной Теософией. Они должны сделать так, чтобы их божественное "Я" руководило всеми их мыслями и действиями, в любой день и во всякий миг. Истинный Теософ должен "поступать справедливо и жить скромно".

Спрашивающий.

Что Вы под этим подразумеваете?

Теософ.

Попросту вот что: одно "Я" должно забыть себя для многих "Я". Позвольте мне ответить Вам словами истинного Филалета, члена Теософического Общества, который прекрасно выразил это в "Theosophist": "Что каждому человеку необходимо прежде всего, так это найти себя и произвести, затем, честную оценку всему тому, чем он субъективно овладел, а оно может быть плохим или абсолютно несостоятельным, но не являться совершенно неиспра­вимым, если он приступит к этому со всем жаром души". Но сколько из нас поступает таким образом? Все хотят работать для своего собственного развития и прогресса, и очень немногие для развития других. Процитируем того же автора снова: "Людей об­манывали и вводили в заблуждение достаточно долго, они должны разрушить своих идолов, отказаться от подделок и продолжить работу для себя - нет, одно это маленькое слово означает слиш­ком много и слишком многое, поскольку тот, кто работает для себя, лучше не работающего вообще, но лучше бы он работал для других, для всех. Если каждый вырастит цветок любви и милосер­дия в соседнем саду, отвратительные сорняки исчезнут из его собственного, и этот Сад Богов - Человечество - расцветет как роза. Во всех Библиях, во всех религиях это излагается доста­точно ясно, - но человек, старающийся изобрести что-то, внача­ле это неверно истолковывает, затем выхолащивает, приземляет и, наконец, оглупляет. Не нужно какого-то нового откровения. Пускай каждый человек станет откровением для самого себя. Пусть однажды человеческий бессмертный Дух овладеет крепостью его тела, выдворив оттуда менялу и всякую нечисть, и его собс­твенная божественная человечность освободит его, потому что, оказавшись таким образом наедине с собой, он познает "строите­ля Храма".

Спрашивающий.

Признаться, это же чистый Альтруизм.

Теософ.

Да. И если хотя бы один из десяти членов Теософического Общества будет осуществлять это на практике,это будет действи­тельно организация избранных. Однако, среди сторонних наблюда­телей всегда найдутся те, кто откажется видеть существенную разницу между Теософией и Теософическим Обществом, между Идеей и её несовершенным воплощением. Такие будут распространять каждый огрех и любой недостаток проводника, человеческой орга­низации, на чистый Дух, который проливает на него свой божест­венный свет. Справедливо ли это по отношению к тому и другому? Они бросают камни в ассоциацию, которая в крайне неблагоприят­ных условиях старается достигнуть и пропагандировать свой иде­ал. Одни чернят Теософическое Общество только потому, что оно осмеливается делать попытки осуществлять то, в чем другие сис­темы - такие как Церковь и огосударствленное Христианство, прежде всего, - потерпели самую вопиющую неудачу; другие же потому, что они очень тонко сохраняют существующее положение вещей - такие как Фарисеи и Саддукеи со времен Моисея, мытари и грешники высоких рангов, пиршествовавшие во времена упадка Римской Империи. Честные люди в любом случае должны помнить, что человек, который делает все, что может, делает столько же, сколько и тот, кто достиг совершенства в этом мире относитель­ных возможностей. Это является простейшим трюизмом, аксиомой, поддерживаемой верящими в Евангельскую притчу о талантах, при­веденную Христом: слуга, который удвоил свои два таланта был вознагражден так же, как и другой слуга, который получил пять талантов. Каждый человек получает по заслугам, "в зависимости от своих способностей".

Спрашивающий.

И все же достаточно трудно установить разницу между абс­трактным и конкретным, в то время как только исходя из послед­него мы формируем наши суждения.

Теософ.

Тогда почему необходимо делать исключение для Теософичес­кого Общества? Справедливость, как и милосердие, должна начи­наться дома. Будете ли Вы издеваться и насмехаться над "Нагор­ной Проповедью" только потому, что Вашим социальным, полити­ческим и даже религиозным законам не удавалось проводить в жизнь результат ее понимания не только по духу, но и в мертвой букве? Отмените клятву в суде, парламенте, армии и повсюду, как квакеры, и Вы сможете называть себя христианами. Отмените сами суды, потому что если бы Вы следовали заповедям Христа, то Вы должны были бы отдать свою одежду тому, кто Вас раздева­ет и подставить левую щеку злодею, который ударит по правой. "Не противься злому, любите врагов ваших, благословляйте прок­линающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за оби­жающих вас", так как "кто нарушит одну из заповедей сих малей­ших и научит так людей, тот малейшим наречется в царстве не­бесном", и "а кто скажет: `безумный', подлежит геенне огнен­ной". Да и зачем Вы должны судить, если, в свою очередь, сами не будете судимы? Настаивать на том, что между Теософией и те­ософическим Обществом нет различия, значит сделать систему христианства и самую ее суть, уязвимой для таких же обвинений, только в более серьезной форме.

Спрашивающий.

Почему более серьезной?

Теософ.

Потому что лидеры теософического движения, полностью осознавая его недостатки, стараются сделать все, что они мо­гут, чтобы внести поправки в свою деятельность и искоренять зло, имеющееся в Обществе; и в то время как их уставы и поста­новления продолжают оформляться в духе Теософии, законодатели государств, национальных церквей и отдельных наций, которые называют себя христианами, делают все наоборот. Члены нашего Общества, даже худшие среди них, не являются худшими, чем средний христианин. Более того, если западные Теософы испыты­вают так много трудностей при ведении истинно теософической жизни, то все это только потому, что они являются детьми свое­го поколения. Каждый из них был христианином, вскормленным и воспитанным на софистике своей Церкви, ее социальных обычаях и даже ее парадоксальных законах. Он был таким, прежде чем стал Теософом, или, вернее, членом Общества, которое носит это наз­вание, и нет необходимости часто повторять, что между абс­трактным идеалом и его воплощением имеется в высшей степени существенное отличие.

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ

Спрашивающий.

Пожалуйста, поясните их отличие немного подробнее.

Теософ.

Общество является довольно большой группой людей, мужчин и женщин, состоящей из крайне разнородных элементов. Теософия, в абстрактном ее понимании, является Божественной Мудростью, или совокупностью Знаний и Мудрости, которая лежит в основе Вселенной - единым вечным БЛАГОМ; а в конкретном ее смысле, она является общей суммой того, чем наделен человек Природой на этой Земле и не более. Часто некоторые члены ревностно ста­раются реализовать и, так сказать, объективно воплотить Теосо­фию в свою жизнь; в то время, как другие желают только познать ее, не воплощая ее на практике; иные же могут примкнуть к Об­ществу просто из любопытства, из-за случайного интереса или, возможно, только потому, что их друзья принадлежат к нему. Как, в таком случае, обо всей системе можно судить по образцу тех, кто присваивает себе имя, без каких-либо оснований на это? Можно ли судить о поэзии или ее музе только по так назы­ваемым поэтам, ранящим наш слух? Наше Общество может рассмат­риваться как воплощение Теософии только в его абстрактной мо­тивировке; оно до тех пор не может претендовать на то, чтобы назвать себя конкретным проводником, пока все человеческие не­совершенства и слабости представлены в его структуре; иначе Общество только повторяло бы величайшую ошибку и источник свя­тотатства, так называемой, Христовой Церкви. Если допустить сравнения Восточного характера, - то Теософия - это безбрежный океан всеобщей Правды, Любви и Мудрости, освещающий своим сия­нием Землю, в то время как Теософическое Общество только види­мый пузырек воздуха на поверхности этого океана.

Теософия - это божественная Природа, видимая и невидимая, а ее Общество, человеческое по своей природе, пытается дотя­нуться до своего небесного прародителя. Теософия, в конечном итоге, является незыблемым вечным Солнцем, а ее Общество - это мимолетная комета, пытающаяся закрепиться на орбите, чтобы стать планетой, всегда вращающейся в пределах притяжения Солн­ца Истины. Оно было образовано, чтобы убедить человека, что такое явление, как Теософия, существует, и чтобы помочь людям приблизиться к ней путем изучения и усвоения ее Вечных Истин.

Спрашивающий.

Я помню, Вы сказали, что не имеете собственных догматов или доктрин?

Теософ.

Общество не имеет своей собственной Мудрости, чтобы под­держивать ее или передавать. Оно является просто хранилищем всех Истин Великих Провидцев, Посвященных, Пророков историчес­ких и даже доисторических времен; сколько оно, по крайней ме­ре, может их получить. Следовательно, оно - только канал, че­рез который, больше или меньше, проистекают в Мир Истины, за­ложенные в собранных изречениях Великих Учителей человечества.

Спрашивающий.

Является ли такая Истина недосягаемой за пределами Об­щества? Не провозглашает ли то же самое каждая из Церквей?

Теософ.

Вовсе нет. Несомненное существование Великих Посвященных - истинных "Сынов Бога" показывает, что такая Мудрость бывала часто постигнута отдельными личностями, но тем не менее, этого никогда не происходило без начального руководства Учителя. Но большинство их последователей, когда те в свою очередь стано­вились Учителями, ограничивали развитие всеобщности их Учений до узкого русла собственных сектантских догм. Только избранным заповедям своего Учителя следовали они, отбрасывая все осталь­ные - если следовали вообще, заметьте, как в случае "Нагорной Проповеди". Таким образом, каждая религия является фрагментом Божественной Истины, сжатым на широком поле человеческой фан­тазии, которая претендует на то, чтобы представлять и заменять Истину.

Спрашивающий.

Но Теософия, как Вы сказали, не является религией?

Теософ.

Совершенно верно, так как она является сутью всех религий и Абсолютной Истины, только одна капля которой является осно­вой каждого вероучения. Если еще раз прибегнуть к метафоре, то Теософия на Земле подобна лучу белого света, а каждая религия - это только один из семи цветов радуги, получаемых с помощью призмы. Не признавая все остальные, осуждая их как фальшивые, каждый отдельный цветовой луч, таким образом, провозглашает не только свое первенство, но и претензию на то, чтобы быть белым лучом, и предает анафеме даже свои собственные оттенки, как еретические. И, все таки, поскольку Солнце Истины поднимается все выше и выше над горизонтом человеческого восприятия, каж­дый цветной луч постепенно блекнет, пока не будет вновь пол­ностью поглощен; человечество не будет больше страдать от ис­кусственной разобщенности и, наконец, увидит себя купающимся в чистом бесцветном солнечном свете Вечной Истины. Это и будет Теософия.

Спрашивающий.

Значит, Вы утверждаете, что все великие религии являются производными от Теософии, и что именно благодаря их ассимиляции Мир будет наконец спасен от проклятия своих великих иллюзий и заблуждений?

Теософ.

Истинно так. И мы могли бы добавить, что Теософическое Общество является скромным зернышком, которое, если его оро­сить и позволить жить, в конце концов, произведет Древо Позна­ния Добра и Зла, привитое на Древо Вечной Жизни. Только путем изучения различных великих религий и философий человечества, путем беспристрастного сравнения их непредубежденным умом, че­ловек может надеяться достичь Истины. Мы можем достичь этого, главным образом, путем поиска и фиксации их различных точек совпадения. И не ранее, чем мы достигнем - путем ли изучения или будучи обучаемы кем-то, кто знает - их внутреннего содер­жания, мы обнаружим, практически в любом случае, что оно выра­жает некую Великую Истину Природы.

Спрашивающий.

Мы слышали о Золотом Веке, который был когда-то, а то, что Вы описываете, должно стать Золотым Веком, который будет осуществлен в будущем. Когда это сможет произойти?

Теософ.

Не ранее, чем когда человечество, в целом, почувствует потребность в этом. Персидский афоризм из "Джавидана Хирада" гласит: "Истина бывает двух видов: - одна явная и очевидная; другая - непрерывно требующая новых доказательств".

Когда этот последний вид Истины станет настолько для всех очевиден, насколько он теперь туманен, и потому весьма подвер­жен извращению софистикой и казуистикой, только тогда эти два вида Истины могут снова слиться воедино, и только тогда все люди обретут общую точку зрения.

Спрашивающий.

Но, наверняка, те немногие, кто чувствует необходимость в такой Истине, должны решиться поверить во что-то определенное? Вы говорите мне, что поскольку Общество не имеет собственной доктрины, каждый может верить во что он хочет и принимать то, что ему нравится. Это выглядит так, как если бы Теософическое Общество было склонно к тому, чтобы оживить смешение языков и верований, как на Вавилонской башне в древности. Неужели у Вас нет общих верований?

Теософ.

То, что Общество не имеет своих собственных догматов или доктрин, означает лишь то, что не существует особых или специ­альных доктрин или верований, обязательных для его членов; но, конечно, это относится только к организации в целом. Общество, как уже было сказано, состоит из внешней и внутренней части. Те, кто принадлежит к последней, конечно имеют определенную философию, или, - если Вы предпочитаете определение, - свою собственную религиозную систему.

Спрашивающий.

Может быть, Вы расскажете, что же это такое?

Теософ.

Мы не делаем из этого тайны. Она была очерчена несколько лет назад в "Theosophist" и в "Эзотерическом Буддизме", то же самое Вы можете найти в более оформленном виде в "Тайной Докт­рине". Она основана на древнейшей философии Мира, называемой Религией Мудрости или Архаической Доктриной. Если Вы желаете, то можете задать вопросы и получить по ним разъяснения.