(Статья написана для сайта Академии Тринитаризма)
Введение
Человеческий мир, который упорно продолжает скатываться в пропасть своего духовного невежества, одним интеллектом уже не спасти. Боле того, интеллект (Часть), отвергший Бога (Целое), способен лишь ускорить деградацию общества. Отсюда вывод: Науке, горнилу общественного интеллекта, необходимо пересмотреть свои взгляды на Высшее и выработать новые подходы, которые смогли бы донести Слово Разума не только до ума человека, но и до его Сердца. Но для этого - самим учёным необходимо совершить «внутреннюю революцию», дабы посмотреть на мир глазом не только физическим, но и духовным. Тогда и сам взгляд на Науку изменится, и будут в ней видеть не Цель, но Средство. «Хороши и научные методы, но суровою мерою придётся отвечать тем, кто, прикрываясь методами науки, умаляет и Сердце, и Дух. Пусть они на первых порах попробуют умалить дыхание своё, и опыт будет очевиден, и попробуют применить некие "научные методы", которые дают им право считать себя научными работниками. … Наука — всего лишь толчок к главному, но она не есть главное, и кто считает, что наука может раскрыть все тайны, ошибается, но это не его вина, это всего лишь вина его веры» [1].
Нельзя развивать Целое, развивая лишь Часть. Нельзя познать Истинный Мир, не приблизившись к пониманию Себя Истинного. Нельзя уповать на знания, если они лишь «оседают» на ментальных оболочках людей, не преобразуя более глубокие слои их натуры. В итоге: человек «все знает», но ничего не умеет. Не умеет отвратить беду, поселившуюся в его Доме; не умеет расставить правильные приоритеты в своей жизни; не умеет прийти в Целостное, Гармоничное состояние; не умеет, не умеет, не умеет. Хотя «всё знает»… Наука должна разрешить этот «парадокс накопления знаний» - прежде всего «для себя», потом - предложить стройное и «удобоваримое» решение «для общества». И в этом отношении - одним из приоритетных направлений Науки должно стать Учение о Гармонии, где, без всякого сомнения, на первом месте должен быть раздел о Гармонии Человека.
Этой теме и посвящена данная работа. В ней затронуты следующие вопросы: 1) как подходили древние к изучению предмета Гармонии; 2) какое место в их исследованиях занимал Принцип Золотой Пропорции; 3) в чём основная причина человеческой дисгармонии; 4) как создать модель, отражающую природу человеческой Гармонии; 5) и в заключении приведены фрагменты интернет-форума, посвящённого вопросам Гармонии в искусстве и науке.
1. Математика Гармонии Пифагора
«Были бы кости – мясо нарастёт»… Была бы Идея – Форма воплотится. Из ничего нечего и выходит. Человек – Задумка Космического Сознания. Художник, прежде чем занести Кисть над Полотном, уже в Потоке Творчества. «Вначале было Слово»… Что мы находим в Слове «ЧЕЛОВЕК»? Много чего… Но выделим Главное: Человек есть Одухотворённая Единица Космоса. Из этого - всё остальное. В том числе: и Гармония Тела, и Гармония Интеллекта, и Гармония Души.
Современная Наука берёт Молоток, разбивает Целостную Божественную Фигуру и по осколкам делает свой анализ. Быть может такой метод и имеет право на жизнь, но лишь в том случае, когда исследователь хорошо видит его ограниченность и не абсолютизирует его. Но зададимся вопросом: можно ли изучить Деталь, не упуская из виду Целое и не разбивая Первоначальную Задумку? Можно. Если к этому стремиться. Если признать наше Божественное Происхождение. Если склонить голову перед Гением Великого Творца и ощутить Его Слово в Себе: как Оно действует в нас, как разворачивается, как устремляет нашу натуру к Постижению Мира, к Постижению Гармонии.
Истинно Велик был Пифагор, начавший изучать Гармонию Мира с ЧИСЛА. Не с того числа, которым меряют и анализируют. Нет! То были Числа–Идеи, Верховные Идеи. «Пифагор учил, что вся Вселенная представляет собой одну обширную серию математически точных комбинаций. … Мир держится тем же самым законом равновесия и гармонии, при помощи которого он был создан» (Е.П.Блаватская) [3]. Мир подчинён строгим математическим Законам. ВНАЧАЛЕ БЫЛО ЧИСЛО, И ЛИШЬ ПОТОМ – ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ МИР. Иначе как бы действовал Закон?! Как бы Мир подчинялся Верховному Разуму - Логосу? Как бы он постигался Человеком? Язык Чисел – это Язык Бога. Пифагор не был математиком в современном смысле слова, но был Жрецом Чисел. Поэтому Числа для него Звучали: в Формулах, в Геометрических Фигурах, в движении Планет, в Природе, в Музыке, в Стихе, в Нравственном Поступке. «Всё есть Число»… Чтобы постичь смыл этой Великой Формулы, быть хорошим математиком совершенно недостаточно. Из чего исходила убежденность учёного? Из его внутренних знаний. Тех знаний, которые изначально заложены в Зерне Человека его Создателем – Единым Творцом. Это не есть философское убеждение, вышедшее из знаний предыдущих Учителей. Это не есть религиозная вера, основанная на Догматах Церкви. Нет, это есть внутреннее Прозрение. Это есть Открытие в себе Духовной Сферы – одной из основных Сфер человеческого бытия. Внешний же ум исследователя, в данном случае, лишь гармонично дополнил его внутреннюю интуицию, дав возможность внутренним знаниям обрести блестящую внешнюю форму. Так появилась Математика Гармонии, охватывающая своим философским контекстом всю глубину Мироздания. Не забудем, что её основателем был Посвященный Мастер, прошедший своё обучение в главных Академиях Мудрости того времени – в мистериальных Школах Вавилона, Египта и Индии (*).
Весь его научный опыт был пропитан мыслию о Высшем. Поэтому и Математическая Гармония в устах Пифагора означала вовсе не то, что означает в устах современного математика. У него она означала Высшую Гармонию, Всеобъемлющую, Первопричинную. Сегодня же наука Математика, «не признающая Небес», такую планку взять, увы, не может. Она скорее обслуживает мирскую страсть человека, чем приближает его к Познанию Гармонии. Вы возразите? Но как можно познать Гармонию, не признавая Её?! Как можно оттолкнуться от берега, крепко держась за него? Каким образом можно собрать из осколков Единую Мозаику Жизни, не зная – что собираешь?!.. Широта и глубина взгляда Пифагора шла не от его «гениальности», но от его преданности исследовательскому труду и преданности своему внутреннему Богу – в равной степени.
В своих научных изысканиях Мастер Пифагор шёл «сверху»: от Причин. Поэтому он видел Человека не «снизу», как видят его современные аналитики, но «сверху» - глазами Ваятеля. Это и позволяло ему видеть в Человеке Одухотворённую Единицу Космоса - Целостную Единицу. Так же он прекрасно понимал, что познание человеческой Гармонии всегда надо начинать С СЕБЯ. Поэтому его учение имело не только теоретическую ценность, но и практическую. Наряду с научными разработками, явившимися в последствии базой для многих научных отраслей, его Школа славилась своими учениками - высоконравственными, физически и умственно закалёнными людьми, обладавшими тонким чутьём художника и широким взглядом государственного деятеля. «Великий Пифагор знал вселенскую Геометрию и приближал к Ней учеников своих посредством пения Гимнов и понимания Красоты через мышление, и так формировал Новые чувства в Сердцах, окружающих его. Пересмотрите теорему Пифагора и помыслите над ней, и в ней вы найдёте Гимн Творцу Созидания на всех планах Бытия» [1]. О Пифагоре и его Доктрине Чисел сегодня написано немало. Нет смысла пересказывать её основные идеи. Но один штрих из широкой палитры знаний Школы Пифагора, ярко говорящий о глубочайшей прозорливости её основателя, мы приведём. Этот штрих непосредственно касается определения «Формулы Гармонии», которую мы рассмотрим ниже.
Известно, что пифагорейцы «ненавидели» Двойку и боготворили Тройку, видя в первой Хаос, а во второй – начало Мудрости и Гармонии. «Дуаде, 2, были даны по причине того, что она всегда разделена и представляет два, а не один, и они противоположны друг другу, следующие символические имена: дух, зло, мрак, неравенство, нестабильность, … дефект, бесформенность, неопределенность. … Силой дуады бездна создается в противопоставлении небесам. Бездна отображает небеса и становится символом иллюзии, потому что низ является просто отражением верха. … Триада, 3, … это первое равновесие единиц. … Ключевыми словами к триаде являются "дружба", "мир", "справедливость", "благоразумие", "умеренность", "добродетель". … Это число называется мудростью, потому что люди организуют настоящее, предвидят будущее и используют опыт прошлого. … Триада есть число познания музыки, геометрии, астрономии и науки о небесных и земных телах» [4]. Теперь отметим тот факт, что вся наука последних столетий шла под знаком Двойки – Диалектики, закона борьбы и единства противоположностей. Что явилось итогом, мы знаем… И вот сегодня учёный мир вновь обратился к «формулам древних». «Древние философы не сомневались, что целое и две части целого вместе, являют собой нераздельную и гармоничную троицу. Таковы триалектические начала познания всеобщего принципа триединства бытия и христианского учения о Святой Троице. Так же, уже в древности, в познании онтологических начал и мер бытия, разыгралась известная драма в борьбе идей. В итоге, восторжествовали идеи о диалектических началах бытия и его познания, а идеи о триалектических началах бытия и познания были, образно говоря, отложены в историческую кладовую. Востребованы вновь они были только в конце ХХ века» (П.Я.Сергиенко) [5].
2. Принцип Золотой Пропорции –
С чего начинается Гармония Человека? С Числа. С какого? Без сомнения – с Единицы. Монада. Космическое Зерно. Далее - Одухотворение. Что это такое? Это – Божественное Благословение Человека на Жизнь. Это – предача Монады Руками Творца в Лоно Феноменальной Жизни. С её незыблемыми Законами. Среди которых Верховным есть Закон Гармонии. Он же – Закон Высшей Справедливости. Он же – Закон Божественной Любви. Как он реализуется? Через Принцип Золотой Пропорции, когда Единица обретает Множественность (Структуру), позволяющую ей, «не теряя» Себя, двигаться к своему Творцу. Совершенствуясь, Эволюционируя, Постигая, Любя, Творя, Отдавая свою Самость на жертвенный Алтарь Общего Блага. Но почему Пропорция должна быть именно «Золотой»?
В простейшем случае структура Единица может представлять из себя Дуаду, которая нами уже упоминалась. Она «не приемлет» Гармонии, а потому не самостоятельна, временна и обречена на смерть. Гармония Одухотворённой (вечной) Единицы может начинаться только с Триады, где её члены соотносятся между собой в строго определённой пропорции: «Мыслители древности пришли к выводу, что бытию нераздельной троицы присущи некие количественные меры отношений, гармонично сохраняющие целое при изменении его частей. Суть такой гармонии отношений для нераздельной и вездесущей троицы, в конечном итоге, выражается отношением «золотой пропорции»: «Большая часть целого так относится к целому, как его меньшая часть относится к большей части» (П.Я.Сергиенко) [5].
Теперь сделаем небольшой исторический экскурс и проследим за развитием научной мысли, касаемой Гармонии и Золотой Пропорции.
Для нас очень важно осознать, что понятие Гармонии вообще теряет смысл вне понятия Целостности, Единства, Единого. Интересно, что категория Единства, как никакая другая, максимально сближает две Великие Науки – Философию и Математику, быть может тем самым определяя их Единый Исток…
Послушаем Того, кто, по Платону, «открыл числа, геометрию, астрономию и письменность».
Гермес Трисмегист: «Единство, которое есть начало, содержит в себе все числа (Скотт: Бог есть как единица числа), но сама не содержится ни в одном; она породила все, но сама не рождена никаким иным числом». … То, что может расти, растет в Единстве и поддается своей собственной слабости, когда не может более содержать Единства» [6].
Его мысль развивает Мудрец из Самосса.
Пифагор. «а) … Пифагорейцы называли монаду "благородным числом, Прародителем Богов и людей", Монада также означает: б) сумму любых комбинаций чисел, рассматриваемую как целое. Таким образом вселенная рассматривается как монада, но индивидуальные части вселенной (такие как планеты и элементы) являются монадами по отношению к частям, из которых они сделаны, хотя они, в свою очередь, являются частями больших монад, образованных из их суммы. Монада также может быть уподоблена: в) семени дерева, которое, когда оно выросло, имеет много ветвей (чисел). Другими словами, числа также относятся к монаде, как ветви дерева к его семечку. … Будучи между большим и меньшим, монада равна самой себе; между намерением и свершенным она посредине; во множественности она среднее, и во времени она настоящее, потому что вечность не знает ни прошлого, ни будущего» [4].
Выделенные нами слова Пифагора уже «намекают» на Пропорцию, которую впоследствии назовут «Золотой». А вот, пожалуй, первое упоминание ЗП «в явном» виде. И где? В описании Рождения Мира! Оно принадлежит Платону, кто, по словам Е.П.Блаватской, «вобрал в себя всю ученость своего времени — греческую от Философа до Сократа, затем пифагорейскую в Италии, а затем всю, какую мог добыть из Египта и Востока» [7].
Платон: «Бог, приступая к составлению тела Вселенной, сотворил его из огня и земли. Однако два члена сами по себе не могут быть хорошо сопряжены без третьего, ибо необходимо, чтобы между одним и другим родилась некая объединяющая их связь. Прекраснейшая же из связей такая, которая в наибольшей степени единит себя и связуемое, и задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция, ибо, когда из трех чисел - как кубических, так и квадратных - при любом среднем числе первое так относится к среднему, как среднее к последнему, и соответственно последнее к среднему, как среднее к первому, тогда при перемещении средних чисел на первое и последнее место, а последнего и первого, напротив, на средние места выяснится, что отношение необходимо остается прежним, а коль скоро это так, значит, все эти числа образуют между собой единство. …<Далее автор расширяет свою схему, и к третьему члену – воде - прибавляет четвёртый - воздух. – Ю.Ч.> На таких основаниях и из таких составных частей числом четыре родилось тело космоса, упорядоченное благодаря пропорции, и благодаря этому в нем возникла дружба, так что разрушить его самотождественность не может никто, кроме лишь того, кто сам его сплотил» [8].
Из этого отрывка мы заключаем, что «видимый» и «ощутимый» Космос был создан из четырёх Стихий посредством Золотой Пропорции. В завершение был добавлен пятый Элемент – Разум, Дух, Небесная Добродетель и Космос «стал» разумным, одухотворённым и справедливым. Этой же схеме Рождения Мира придерживается итальянский математик, друг Леонардо да Винчи, Лука Пачоли. Вот как он описывает свойства пропорции, названной им «Божественной»:
«Первое заключается в том, что существует только она одна, и невозможно привести примеры пропорций другого рода или хоть сколько-нибудь отличающихся от нее. Эта единственность, согласно с политическим и философским учениями, есть высочайшее свойство самого Бога. Второе свойство есть свойство святой триединости, а именно, как в божестве одна и та же сущность заключается в трех лицах – отце, сыне и святом духе, так же и одна и та же пропорция этого рода может иметь место только для трех выражений, а для большего и меньшего выражений не существует. Третье свойство заключается в том, что, подробно тому, как Бог не может быть ни определен, ни словом разъяснен, наша пропорция не может быть выражена ни доступным нам числом, ни какой бы то ни было рациональной величиной и остается скрытой и тайной и поэтому математиками названа иррациональной. Четвертое свойство заключается в том, что, подобно тому, как Бог никогда не изменяется и представляет все во всем и все в каждой своей части, и наша пропорция для всякой непрерывной и определенной величины одна и та же, велики или малы эти части, никаким образом не может быть ни изменена, ни по иному воспринята рассудком. К названным свойствам вполне справедливо можно присоединить пятое свойство, заключающееся в том, что, подобно тому, как Бог вызвал к бытию небесную добродетель, иначе называемую пятой субстанцией, а с ее помощью – четыре других простых тела, именно, четыре элемента – землю, воду, воздух и огонь, а с их помощью вызвал к бытию всякую вещь в природе, так и наша священная пропорция, согласно Платону в его «Тимее», дает формальное бытие самому небу, ибо ему приписывается вид тела, называемый додекаэдром (**), которое невозможно построить без нашей пропорции» [9].
Таким образом, мы выяснили, что в философско-математическом смысле: 1) главным и наиболее общим Принципом любого живого организма в Космосе, включая сам Космос Единый, является Принцип Целостности – Принцип Единицы; 2) при структуризации Единицы (её «оживлении») данный Принцип может сохраняться только в рамках Триединства, т.е. - при условии выполнения Принципа Золотой Пропорции.
Человек – Микрокосм, созданный по образу и подобию Духовного Космоса – Макрокосма, сохраняет и его основные «жизнеопределяющие» свойства. Поэтому: 1) Принцип Золотой Пропорции есть главный принцип гармоничной (божественной, вечной) жизни Человека; 2) он распространяется на все целостные (самостоятельные) Структуры Человека, а также - на все его божественные (предписанные Творцом) Качества. Вот как выразил всеобщность Закона Гармонии Леонардо да Винчи, которому, собственно, мы и обязаны названием нашей Пропорции: «Пропорция обретается не только в числах и мерах, но так же в звуках и тяжестях, временах и положениях и в любой силе, какая бы оно ни была» [10]
Но можно спросить: почему современные исследователи золотого феномена нашли его лишь в «видимых» областях жизни? Ответ очевиден: исследования тонкоматериальных и духовных сфер в последние два столетия были практически заморожены. Они не развивались, не поддерживались научной мыслью, и даже те результаты, которые были достигнуты прошлыми исследователями – забыты или извращены. Духовность, т.е. «направление сверху», стала уделом Религий, которые Великий Процесс Познания похоронили под толстым слоем своих Догм… «Религия бесцельно блуждает в лабиринтах теологических спекуляций. Наука бессильно бьётся о барьеры неизвестного» (Менли Холл) [4]. По сути, из трёх Миров: Божественных Идей, тонкоматериального и грубоматериального, учёный оставил для изучения лишь последний. В итоге, такие структурные единицы человеческого существа, как ментальное, психическое, атмическое и другие тела в глазах учёного не имеют самостоятельной организации (структуры), а потому не подлежат математическому анализу.
В противоположность современным, у древних исследователей, которым удалось не потерять связь со своим внутренним Зерном и сохранить тонкое видение мира, гармонично сочетались «земные» знания со знаниями «божественными». У математиков эти знания объединялись в ЧИСЛО. Оно являлось и Первопричиной, и инструментом её изучения. Это открывало уникальные возможности для развития Математики, которая «знала» не только «как делать», но и «что делать»: в каком направлении двигаться, не разрушая Жизнь, но Совершенствуя и Гармонизируя её. Она пронизывала все Сферы жизни, не избегая Духовной, и, по сути, представляла собой Математику-Философию, Нравственную Математику, Духовную Математику. Она изучала Душу Человека так же, как современная наука изучает человеческое Тело. Все эзотерические традиции пользовались Математикой именно такого рода.
Е.П.Блаватская: «“Истинная математика”, — говорит “Магикон”, — “есть нечто, с чем все высшие науки связаны; обычная математика — это только обманчивая фантасмагория, чья восхваленная непогрешимость возникает только от того, что его основой делаются материалы, условия и ссылки”» [7].
Э.М.Сороко: «В действительности это (дисгармонизация внутреннего пространства биосистем) совершается под воздействием насквозь рационализованного «человека разумного», вооруженного детерминизмом, полученным в результате классического образования, в котором пифагорейскую концептуальную модель мира «не проходят». Цена эта — быстрая деградация и коллапс всего живого, включая и самого человека, так и не овладевшего секретами гармонизации своего жизненного пространства» [11].
Исходя из сказанного, мы приходим к выводу: чтобы дать развитие учению о Гармонии Человека и охватить Целое, современному исследователю надо взять высочайшую планку Пифагоровой Мысли и в унисон ему сказать: «Всё есть Число». И уже отсюда «плясать» в своих научных исследованиях. Но для этого, чтобы не впасть в профанацию, он должен проникнуть в свой внутренний духовный мир и «отыскать» там подтверждение этой мысли. На ментальном уровне, «на бумаге», даже с помощью самых совершенных математических и философских формул, Гармонию ни «показать», ни «доказать». Игра интеллекта, которая весьма эффективна в некоторых областях материальной жизни, здесь, в области познания Гармонии, оказывается малополезна. [12] – [14].
3. Основная причина человеческой дисгармонии
Бог наделил Человека умом и тем самым многократно усложнил его жизнь. Но Бог дал Человеку и Сердце! Где и «прописал» Закон Гармонии, применительно к Мыслящему и Осознанному существу. Такой вид знаний называется внутренним, о котором мы уже говорили. Восприятие внутренних знаний, в отличие от внешних, требуют от человека несколько иных действий: разница заключается в том, что во втором случае надо слушать свой ум, а в первом – свое Сердце. Но как это делается – умный Человек забыл... И вот, с помощью неимоверных усилий своего интеллекта, он пытается разобраться: что же, на самом деле, представляет собой эта Гармония, которой, как выяснилось, в его жизни катастрофически не хватает…
Оглянемся вокруг. Живой Кристалл – само воплощение Гармонии. Любое Растение – гармонично. Животное, если оно «не испорчено» человеком – слитно с Гармонией Природы. У каждого представителя минерального, растительного и животного Царств свои задачи, свой свод качеств, которые они должны освоить и довести до совершенства. И, согласитесь, все замечательно справляются! Человек – следующая за животной эволюционная ступень Жизни на планете Земля, увы, этим похвастать не может… К предыдущим качествам, доставшимся Человеку от нижестоящих Царств, добавились весьма существенные новые, одним из которых является Духовность - качество, которое и на сегодняшний день представляет собой НЕОСВОЕННУЮ ЦЕЛИНУ. Но, странное дело, человек отказывается развивать это качество, уделяя внимания другим, на его взгляд более важным: развитию ума, физических способностей, эстетических вкусов и т.д. Но может ли такой человек рассчитывать на полноценную, гармоничную, счастливую жизнь? Ответ станет очевидным, если мы представим, например, Майского Жука, отказавшегося учиться летать, или – Былинку, отказавшуюся РАСТИ…
Абсурдно от Майского Жука требовать знаний высшей математики. Но не менее абсурдно НЕ требовать от Человека духовно-нравственного прозрения. Абсурдно НЕ требовать от Человека его внимания к собственному Сердцу. УМ ЧЕЛОВЕКУ СЕРДЦА НЕ ЗАМЕНИТ! И как не развивай Человек свой интеллект, БОЛЕЕ ДУХОВНЫМ ОН ОТ ЭТОГО НЕ СТАНЕТ. А значит – понятие Гармонии для него будет всегда ускользающим и чуждым.
Выводы. 1) Каждому из Царств Земли: минеральному, растительному, животному и человеческому присущи свои задачи по развитию и гармонизации определенных свойств и качеств. Знания об этом «записаны» в Зерне той или иной Формы Жизни и представляют собой внутренние знания. 2) Человек, в отличие от представителей других Царств, утерял связь со своим Зерном и перестал воспринимать внутренние знания. Он доверился исключительно своему интеллекту, с помощью которого стал усиленно добывать знания внешние. 3) Благодаря такой «подмене», Человек превратился в абсолютно разбалансированное существо, которому чуждо чувство внутренней Гармонии: он смутно представляет – какие качества ему следует развивать, а от каких – избавляться.
При таком раскладе становится более понятной причина сегодняшнего кризиса цивилизации, которая заключена в чрезмерном уповании Человека на свой ум и в полном игнорировании (угнетении) своего Канала Сердца. Искусственный мир стал давлеть над миром естественным, сбрасывая Человека с его предуказанного Логосом эволюционного пути. Об этом говорили и говорят практически все Учителя Света. Да кто Их сегодня слышит?.. А если и слышат, то кто следует Их Слову? А если и следуют, то весьма на неглубоком уровне – не затрагивая своего внутреннего Зерна... «Люди конца темного века - Кали Юги - не хотели знать о том, что в Космосе нет ничего случайного. Они не хотели знать, что на заре космического проявления Вселенной Логос разработал план эволюции Космоса на всю Манвантару. И что план Логоса для людей нашей планеты состоит в развитии сознания - от животного темного сознания в начале человеческого пути до светлого божественного в конце его. И поэтому люди того времени совсем не заботились о качестве своего сознания - и так оно далеко отстало от уровня, намеченного планом эволюции. Основные свойства сознания человеческого почти не изменились в течение последних тысячелетий. Ум ушел вперед, создал чудеса техники, а сердце человека застыло на уровне каменного века - оно осталось каменным» (Николай Рерих "Семь великих тайн космоса") И до сих пор известные учёные всех мастей пытаются загрузить голову человека «новыми знаниями о гармоничной жизни», а тот всё это переваривает (не без удовольствия!) и … продолжает жить той же скверной жизнью, что и жил раньше. Ибо прорыва к качественно Новому Сознанию не происходит! Причины? Указаны выше…
4. Пентаграмма – Символ Человеческой Гармонии
Рассмотрим, насколько освещены в трудах современных исследователей Гармонии и Золотого Сечения вопросы человеческой Гармонии. Сразу ответим – очень скудно. Один из корифеев в области систематизации знаний о Гармонии и ЗС, математик А.П.Стахов утверждает: «Гармония царит во всем мире, она является упорядочивающим и творческим началом всей природы и космоса» [15]. И с этим трудно не согласиться. Но далее в этой, и других своих работах, автор приводит уже ставший привычным список областей, где было замечено ЗС: 1) в природе, 2) в космосе (космогония), 3) в науке и 4) в произведениях искусства. Где же в этом списке присутствуем мы с вами? Человек попадает в раздел «Природа» в связи с нашей биологией: пропорциональное строение физического тела (тема пресловутых «пупков»), конструкция наших генов и т.д. Разумеется, человеческую «тень» мы также можем найти в разделах «Наука» и «Искусство», поскольку они являются прямым плодом человеческого труда, но все же там – плод деятельности, но не сам Человек. Более – нигде. Не густо… Хотя возрождение Учения о Гармонии идет полным ходом, и уже поговаривают о его внедрении в общеобразовательную и высшую сеть… О причинах такого отставания Науки мы уже говорили. Для подтверждения «факта Гармонии» современному ученому требуется физический ЗАМЕР. Это и есть «подход снизу». Не будем умолять данную методу, которая приносит свои необходимые Плоды. Но всё же нас решительно не устраивает однобокость трактовки Гармонии специалистами точных наук. Не все Глобальные Законы Мироздания можно «втиснуть» в сегодняшнее понимание математической «точности» и «корректности». Но, тем не менее, основные постулаты философов-математиков Пифагора, Луки Пачоли и других, все же наши специалисты признают. Поэтому, на мой взгляд, нам ничего не мешает расширить аппарат современной Математики Гармонии (одним из авторов которой является А.П.Стахов) до горизонтов Философии Пифагора, или иначе - вернуться к Математике Гармонии Пифагора и продолжить её традицию, используя новый инструментарий (в т.ч. и математические идеи А.П.Стахова). Одним из шагов к реализации вышеназванной идеи есть признание современными математиками одной из древнейших наук - Символизма. Конфуций как-то сказал: «Знаки и символы управляют миром, а не слово и не закон». И то верно - ведь Символ вмещает в себя и Слово, и Закон! Так, знак Пентаграммы (пятиконечная звезда) для Пифагора был не просто «опознавательным знаком Школы», но заключал в себе Формулу Человеческой Гармонии! Рассмотрим его поближе. Во многих древних трактатах мы найдём следующее изображение Пентаграммы (см. рис.). Но ведь она отображает платоновскую схему Рождения Мира! Вспомним его слова: «… бог, приступая к составлению тела Вселенной, сотворил его из огня и земли. … бог поместил между огнем и землей воду и воздух, после чего установил между ними возможно более точные соотношения, дабы воздух относился к воде, как огонь к воздуху, и вода относилась к земле, как воздух к воде» [8]. Действительно, линия соединяет огонь с землей через вершины воздуха и воды. С другой стороны, огонь и земля (два «крайних» элемента в видимой и осязаемой вселенной) «вклинился» пятый элемент - невидимый и неосязаемый – эфир, Дух. Цепь замкнулась… Заметим, что все элементы в этом знаке сопрягаются через Золотую Пропорцию! К Пентаграмме с особым почтением и вниманием относились многие известные учёные прошлого. Вот примеры их описаний.
Пифагор. «Пифагорейцы учили, что элементы земли, огня, воздуха и воды проницаемы и для субстанции, называемой эфиром, - основы жизни и жизнеспособности. Следовательно, они выбрали пятиконечную звезду, или пентаграмму, как символ жизненности, здоровья и проницаемости» [4].
Е.П.Блаватская: «Подобно шестиконечной звезде, являющейся образом макрокосма, пятиконечная звезда имеет свое собственное глубокое символическое значение, ибо она представляет микрокосм. … Пентаграмма [наряду с гексаграммой] также представляет земное проявление духа и материи. Эмблема микрокосма (или «малой вселенной»), достоверно отражающая в себе макрокосм (великий космос), - это знак превосходства человеческого разума или духа над грубой материей» [16].
Элифас Леви (известный оккультист 19 века): «Пентаграмма есть абсолютный знак человеческого разума»; «Она есть символ человеческой души, поднимающейся из состояния животной природы».
Согласитесь, что все три определения, по сути, представляют собой одно. Что касается «золотой насыщенности» Пентаграммы, то, по словам белорусского философа Э.М.Сороко: «Дерек Прайс насчитал в ней около двухсот случаев отношения золотого сечения». (Отметим лишь самое явное - пересечение всех линий фигуры в точках ЗС.) Этот же автор пишет: «символ — это глубочайшая и пока еще малоисследованная сущность. Выражаемая им стихия до сего времени плохо поддавалась изучению аналитическими средствами науки с позиций развитого детерминизма и потому вполне заслуживает отдельного рассмотрения, невзирая на то, что специальных действенных и эффективных методов ее исследования современная цивилизация пока не создала» [11]. Замечательные слова, подтверждающие актуальность поставленных нами вопросов… Добавим, что сей знак представляет ещё и мощный энергетический резонатор. В «Фаусте» Гёте сам Мефистофель не мог покинуть комнату, пока на выходе была нарисована Пентаграмма: «Мефистофель: «Я в некотором затрудненье. - Мне выйти в сени не дает - Фигура под дверною рамой». Фауст: «Ты испугался пентаграммы? - Каким же образом тогда - Вошел ты чрез порог сюда? - Как оплошал такой пройдоха?» Мефистофель: «Всмотритесь. Этот знак начертан плохо. - Наружный угол вытянут в длину - И оставляет ход, загнувшись с края». Фауст: «Скажи-ка ты, нечаянность какая! - Так, стало быть, ты у меня в плену? - Не мог предугадать такой удачи!» Мефистофель: «Мог обознаться пудель на бегу, - Но с чертом дело обстоит иначе: - Я вижу знак и выйти не могу» [17]. Поистине бесценный Знак! Используем и мы его. Итак, начнём… * * * Мы выяснили, что Гармония Человека начинается с Духовной Единицы, которая снисходит в Материю для дальнейшего восхождения в свой Родной Дом. «Поводырем» в этом долгом и трудном путешествии ей служит Золотая Пропорция. Та самая, которая «позволяет» Растению выжить, а Картине стать бессмертной… Она «прописана» в Зерне Человека, благодаря чему тот может постигать Прекрасное и торить Путь Гармонии. Это - с одной стороны. С другой стороны - мы узнали, что Человек, как и Космос, состоит из пяти базовых элементов: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Значит, свойства этих элементов должны каким-то образом сказываться на нашей жизни. Каким? Частичный ответ мы находим у того же Платона. Вот как он описывает «посев человеческих душ» и их последующее восхождение: «… он [«родитель Вселенной»] налил в тот самый сосуд, в котором смешивал состав для вселенской души, остатки прежней смеси и смешал их снова примерно таким же образом. … Тот, кто проживет отмеренный ему срок должным образом, возвратится в обитель соимённой ему звезды и будет вести блаженную, обычную для него жизнь, а тот, кто этого не сумеет, во втором рождении сменит свою природу на женскую. Если же он и тогда не перестанет творить зло, ему придется каждый раз перерождаться в такую животную природу, которая будет соответствовать его порочному складу, и конец его мучениям наступит лишь тогда, когда он, решившись последовать вращению тождества и подобия в себе самом, победит рассудком многообразную, имеющую присоединиться к его природе смуту огня и воды, воздуха и земли, одолеет их неразумное буйство и снова придет к идее прежнего и лучшего состояния» [8].
Иначе говоря, наша человеческая природа смешанна и состоит из бренного и вечного. Элементы земли, воды, воздуха и огня наряду с положительными аспектами несут и отрицательные. И лишь благодаря элементу эфира, а иначе – Духовному Сердцу, Высшему Разуму, мы можем рассчитывать на жизнь вечную, божественную. Таким образом, Гармония человека завоёвывается «победой рассудка» над «неразумным буйством» косной природы. В этом устремлении к победе и заключена тайна Восхождения. Всё нами сказанное самым наилучшим образом вписывается в нашу фигуру – Пентаграмму. 1) Она содержит все пять основных элементов Божественного Строительства. 2) Все элементы сочетаются в Золотой Пропорции, образуя внутри фигуру «золотого» пятиугольника. 3) Каждый элемент сам по себе гармоничен и «заканчивается» золотым треугольником. 4) Элемент Эфир (Дух) – по отношению к остальным занимает особое – верхнее положение. Теперь нам осталось найти те человеческие качества, которые: во-первых – способствовали бы выявлению положительных аспектов стихий, а во-вторых – являлись бы преградой для их отрицательных аспектов. В некоторых эзотерических источниках мы находим следующие соотношения: Земля - стабильность и физическая выносливость; Огонь - храбрость и смелость; Вода - эмоции и интуиция; Воздух - интеллект и искусство; Дух - наше духовное Я. Думаю, что мы можем расширить данный список. Итак. Изобразим Пентаграмму Совершенного Человека, наделенного совершенными качествами в следующих сферах:
1. Физическая сфера (земля): чистота организма, закалка, выносливость, навыки в различных видах физического труда, стабильность, отсутствие привязок к материальным накоплениям;
2. Психическая сфера (огонь): способность добиваться результата, овладение психической энергией, смелость, храбрость, отсутствие страстей, спокойствие;
3. Интеллектуальная сфера (воздух): разумное накопление знаний и умение эффективного их использования во всех видах своей деятельности, постоянство;
4. Эмоционально-чувственная сфера (вода): углубление и приведение в равновесие своих эмоций, способность воспринимать свои внутренние знания, интуиция, твёрдость;
5. Духовно-нравственная сфера (эфир): внутренняя устремленность к Единому, чувство Высшей Справедливости, Красоты и Гармонии, Сострадание, безусловная Любовь.
Символ Человеческой Гармонии Не правда ли: к Пупку Человека добавилось нечто весьма существенное?.. Разумеется, список человеческих качеств в той или иной сфере можно корректировать и уточнять. Но основной смысл знака не изменится. Обратим внимание, что данная схема человека близка к традиционной эзотерической – с четырьмя низшими телами (физическое, витальное, астральное и ментальное) и тремя высшими, часто объединяемыми в одно (духовное). Поэтому наш знак можно воспринимать в двух ипостасях: и как гармонию человеческих КАЧЕСТВ, и как гармонию его СТРУКТУР. (Более детальный анализ Качеств и Структур не входит в задачу данной работы.) Полученный символ даёт нам право сделать следующие выводы. 1. Известное выражение «Звезда над челом (на челе)» является не чем иным, как Символом Человеческой Гармонии. Бог в каждого из нас «вложил» Формулу Гармонии, но мы её «в упор не видим», ибо смотрим «в другую сторону». В приведенном нами фрагменте Гётевского «Фауста» чётко показано: тёмные силы (деструктивные тонкие энергетические образования) не терпят Гармонии и трепещут перед ней! Но если Человек-Пентаграмма утерял свои пропорции, жди непрошенных гостей… 2. Традиционно человек, в лучшем случае, развивает в себе какие-либо отдельные качества, например - физическую силу, или – интеллект, упуская из виду остальные. Мы привыкли ценить «гениев» - со сверхразвитыми единичными качествами, но не привыкли ценить гармонично развитых людей. И не мудрено - их на земле исчезающе мало… В последние столетия на земле господствует Культ Интеллекта (легко «сростаемым» с Культом Денег). Настало время, когда людям нужно прививать КУЛЬТ ГАРМОНИИ. Но это требует от Науки и НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ГАРМОНИИ - доступных, понятных, научно обоснованных, имеющих глубокие философские и исторические корни. «Возрождение» античного Символа Гармонии Человека – Пентаграммы, будет, на наш взгляд, не самым худшим вариантом для реализации этой идеи. 3. «Познай себя, и ты познаешь мир». Эта мысль в нашей Золотой Фигуре находит своё «геометрическое» подтверждение (см. платоновскую схему создания Мира). Будь Совершенной Геометрией – в чувствах, мыслях, словах и делах – и ты познаешь Великую Геометрию Вселенной 4. Обретает более глубокий смысл понятие человеческого здоровья, которое напрямую связано с категорией Целостности. Нет, и не может быть «отдельно» здоровья физического тела без здоровья (Гармонии) всех остальных человеческих структур. Пентаграмма наглядно показывает, что каждая человеческая сфера неразрывно связано с остальными четырьмя. Они «взаимопроникают» друг в друга, взаимодополняют, взаимоподпитывают, НО НЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЮТ ДРУГ ДРУГА! Рикла: «Медицина – это ничто иное, как Храм Целостности Космоса на Земле, и другое видение её не есть Истина» [18]. 5. Интеллект не является главной целью человеческой эволюции, но лишь одним из инструментов познания в духовном восхождении. Нельзя ставить знак равенства между Разумом и интеллектом. Разум несёт аспекты Целостного Сознания - Вечного и Бесконечного; интеллект – аспекты рационалистического мышления – ограниченного и конечного. Рикла: «Интеллект не есть внешний и внутренний признак Разума. Интеллект есть наживная составляющая Ума. Разум не есть Ум. Ум — Голова. Разум — Сердце. Издревле в эзотерическом Учении существовало два Пути. Путь Ума и Путь Сердца. Нами приветствуется и принимается Путь Разума — Путь Сердца. Ум — Интеллект от человека! Разум — Сердце от Бога! Разум есть Высшее Я. Когда два Высших Аспекта — Ум и Разум — вступают в противоречие, быть Беде. Когда же они Объединяются, рождается Божественная Сущность. Рождение такой Сущности возможно только через чувствование Сердца и подчинение Его Воле всех внешних и внутренних обстоятельств Человека» [19]. Кратко коснёмся вопроса о месте Человека в общей картине Мира. Весьма примечателен следующий рисунок из работы Е.П.Блаватской «Пятиконечная и шестиконечная звезда», где знак двойного треугольника являет собой подобие объемного правильного двенадцатигранника – додекаэдра. Вот объяснение данной комбинации фигур: «Философы-алхимики или оккультисты, следовавшие их учению, представляли число 12 "двойным треугольником" - большой вселенной, или макрокосмом - как показано на рисунке - и включали в эту схему и пентаграмму, или микрокосм, которую называли малой вселенной. … Восемнадцать внутренних и шесть центральных углов в сумме дают 24, т.е. дважды священное число, представляющее макрокосм, а также 24 "божественных непроявленных сил" (***). Перечислить их в столь малой по объеме работе невозможно. Кроме того, в наши дни скептицизма представляется более разумным следовать совету Ямвлиха, говорившего, что "божественные силы всегда негодующе относились к тем, кто раскрывал содержание двенадцатигранника", а именно к тем, кто объяснял метод вписывания в сферу двенадцатигранника, одну из пяти пространственных фигур геометрии, состоящей из двенадцати равных и правильных пятиугольников, - тайный каббалистический смысл этой фигуры будет небесполезно изучить нашим оппонентам» [16].
Здесь же уместно повторить слова Л.Пачоли: «К названным свойствам [4-м свойствам ЗП] вполне справедливо можно присоединить пятое свойство, заключающееся в том, что, подобно тому, как Бог вызвал к бытию небесную добродетель, иначе называемую пятой субстанцией, а с ее помощью – четыре других простых тела, именно, четыре элемента – землю, воду, воздух и огонь, а с их помощью вызвал к бытию всякую вещь в природе, так и наша священная пропорция, согласно Платону в его «Тимее», дает формальное бытие самому небу, ибо ему приписывается вид тела, называемый додекаэдром, которое невозможно построить без нашей пропорции»
* * * Теперь, «заметив» Золотую Пропорцию и в Человеке, мы можем дополнить цитату А.П.Стахова: Гармония царит во всем мире, она является упорядочивающим и творческим началом всей природы, космоса И ЧЕЛОВЕКА - ДИТЯ ПРИРОДЫ И ПОРОЖДЕНИЯ ДУХОВНОГО КОСМОСА.
5. Тезисы автора из интернет-форума «Законы Красоты»
* * *
В ответ на чрезмерную «абсолютизацию» феномена ЗС: «Сам Закон Золотой Пропорции НЕ ЕСТЬ ПРИЧИНА ГАРМОНИИ. Причина - в наиболее общих Законах Единого Космоса: ЗАКОНА ЛЮБВИ, ЗАКОНА СПРАВЕДЛИВОСТИ, что есть, по сути, одно и тоже. Отражаясь в материальном мире, эти Законы обретают ту проявленную Красоту и Гармонию, которые мы с вами можем ВОСПРИНЯТЬ. Изучение этих ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ЗАКОНОВ МИРОЗДАНИЯ не есть просто «гуманизация» точных наук, как принято считать в среде исследователей «Золота», но это есть Новый Научный Подход, базирующийся на идеях Единого Живого Космоса, если хотите – Духовного Космоса».
* * *
Попытка дать «динамическое» определение Гармонии: «Что такое Гармония? Видится следующее определение: Гармония это РАЗРЕШАЕМОЕ НАПРЯЖЕНИЕ. Как Творит Мастер? Он создает напряжение, но и обозначает «точку выхода» - Точку Гармонии. И чем больше различных Форм и Энергий задействовано в Ситуации, чем точнее обозначена Точка "выхода", тем больше нас поражает Творчество Мастера. Не важно кого: художника, архитектора, музыканта, поэта, мастера Айкидо, философа или математика. "В том числе" - Природы и Высшего Творца... В этом универсальность понятия Гармонии. В этом Общность всех проявлений Гармонии, а значит – возможность формализации».
* * *
О проблеме разделённости современного человека
«Итак: с одной стороны – «чувства души нашей», с другой – математика. С одной стороны – смутная интуиция, с другой – строгий расчет. Между ними - Пропасть. Не в этом ли основанная проблема современного человека – в его нецелостности? Даже в данной дискуссии видно, как ученые «прыгают» с одного «берега» на другой. Мы неплохо научились говорить о чувствах, мы неплохо научились говорить о математике. Но единым языком – никак… Древние – могли, современные – разучились. Но без такого УНИВЕРСАЛЬНОГО ЯЗЫКА мы никогда не сможем отразить Формулу Гармонии - во всей её полноте. Более того. Сегодня зарождающаяся Наука о Гармонии напоминает лоскутное одеяло, где специалисты из разных областей «пришивают» каждый свой кусок. Это не критика, ибо понятно, что даже такое разношёрстное «одеяло» - достижение современной мысли. Но далее - уродливость положения будет сказываться все более. И тут все будет упираться не в «эффективность» той или иной научной парадигмы, не в точность и глубину формализованной модели, а в ЧЕЛОВЕКА, в данном случае - учёного. В его способность родить в себе Духовное Существо, для которого остаётся Один Язык – Язык Гармонии в терминах бесконечного разнообразия Энергий Единого Космоса. Приблизить эту перспективу могут те, кто сегодня находятся в авангарде Научной Мысли о Гармонии, в т.ч. и исследователи феномена Золотого Сечения». - - - - - Ответ на реплику одного из участников диалога: «А.Р.:«Уверен, что если физики-математики и проникнут в очередные глубины мироздания, то к секретам художественного творчества они все - равно не приблизятся ни на миллиметр. Это тайна недостижимая для рационального мышления». Ю.Ч.: «Математику и не надо раскрывать секреты художника! Ибо он УЖЕ есть творец. Содержание Творческого Акта много важнее его Формы (от Формы лишь «требуется», чтобы она соответствовала Содержанию). Любой Творческий Акт – это преобразование энергий Космоса в Нечто Живое и Гармоничное, это – рисование Красками Энергий Художественного Полотна. Математик – тот же художник! Я не понимаю, что такое «рациональное мышление». Я также не понимаю, что такое «иррациональное мышление». Я не знаю, где в человеке находится тот «триггер», который перещёлкивает его мышление то в один режим, то в другой. Да, есть у человека два полушария мозга, НО СОЗНАНИЕ-ТО У НЕГО ОДНО! И если оно у него ЦЕЛОСТНО, то для него не будет никаких проблем увидеть Зерно Гармонии в любом проявлении мира. Безусловно, таким Сознанием обладали Те, на которых ссылаются сегодня И математики, И художники: Пифагор, Леонардо… Отсутствие целостности восприятия мира - Ахиллесова пята современного человека. От того и мир у нас с вами – СООТВЕТСТВУЮЩИЙ».
- - - - -
Ответ на сообщение А.П.Стахова о Законе Гармонии и Законе Красоты: А.Стахов: «"Законы Красоты искусства" СУБЪЕКТИВНЫ. Они зависят от вкусов и предпочтений архитекторов и искусствоведов, хотя какая-то связь между ЗАКОНАМИ ГАРМОНИИ и ЗАКОНАМИ КРАСОТЫ, безусловно, существует, потому что искусство, по большому счету, является отражением Природы». Ю.Ч.: «Законы не могут быть "субъективными". А.Стахов «путает» ЗАКОНЫ со Вкусами и Предпочтениями. Но таковые (Вкусы и Предпочтения) есть и у т.н. "серьезной" Науки. Доказательства? Их найдем в ПОЛЕМИЧНОСТИ подавляющего числа "серьезных" научных статей. ВКУС для математика так же важен, как и его развитый логический аппарат мышления. Разве не так? Ведь математик – это не бездушный компьютерный аппарат, - его чувства вкуса, меры, красоты, его интуиция В ТОЙ ЖЕ МЕРЕ влияют на конечный результат работ, что и у художника. Талантливый математик и есть человек искусства, только в своей специфичной сфере. Но эта специфичность не так уж далека от специфичности, того же художника или поэта. КОРЕНЬ ГАРМОНИИ МИРА ЕДИН! Язык выражения разный. Поэтому, когда А.Стахов констатирует этот факт различия и призывает «не путать методы», он, безусловно, прав. Но когда он рассуждает об «объективности» и «субъективности» законов – я с ним согласиться не могу. Да, - и математик и художник используют разные методы, но идут они одной дорогой – ДОРОГОЙ ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОВ ГАРМОНИИ ЕДИНОГО МИРА. Думаю, что "робкую" мысль А.Стахова на счет «какой-то связи» между наукой и искусством следует развивать именно на основе ОБЪЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОВ, существующих в этих областях. Инженерная мысль и мысль поэтическая где-то в своей Основе сходятся. Смеем предположить, что Основа эта находится в ТВОРЧЕСКОЙ СУТИ ЧЕЛОВЕКА. Гармоничное Начало – это ВСЕГДА Творческое Начало: Природы, Человека, Единого Космоса. И в этом смысле: МАТЕМАТИК НЕ «ОТРАЖАЕТ ГАРМОНИЮ ПРИРОДЫ», А ТВОРИТ ЕЕ ТАК ЖЕ, КАК И ХУДОЖНИК, ЛИШЬ ДРУГИМ ЯЗЫКОМ. Отсюда можно сделать вывод, что Золотое Сечение, как один из инструментов ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ученого, мы найдем и в ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ человека искусства, а также: Природы и Единого Космоса. Но Человек, в свою очередь, является продуктом гениального Творца - Космоса Единого (Бога), а потому и в САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ, без всякого сомнения, мы найдем ту же пропорцию, ... лишь стоит оторвать наш настырный взгляд от пресловутого Пупка... Но, в отличие от "сосновой шишки" или "цветка подсолнуха", Человеку эту Пропорцию надо ВЫЯВИТЬ СВОЕЮ ЖИЗНЬЮ, а точнее - СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ. Мне кажется, что в исследовании самого феномена Творческого Акта (математика, художника, инженера, Природы, Космоса) сокрыты главные Корни понимания УНИВЕРСАЛЬНОСТИ Закона Красоты и Гармонии Мира. И в этом вижу "мостик" между оппонентами нашего диалога».
- - - - -
«Что такое живопись? Это самоуглубление в свой внутренний мир (если это действительно Живопись, а не мазня). А что такое «самоуглубление»? Это приближение к своим Корням, к своим Истокам, иначе говоря - к Первопричине, к Богу. Вот почему: «Живопись раскрывает натуру с новой точки зрения, находя при этом собственный стиль знакового выражения» [20]. Все «законы мира» зашифрованы в Человеке. Искусство - с помощью вдохновенного (медитативного) состояния - позволяет сознанию человека «прорвать» ментальную стереотипную оболочку и заглянуть чуть глубже в свой Кладезь Знаний. Научное Открытие и талантливая Картина суть отражения одного и того же процесса. Различны лишь ФОРМЫ выражения Законов Единого Мира. Поэтому ВСЯ система образования (а не только «для физиков») должна быть в корне пересмотрена в пользу Человека, как отражения Бога».
* * *
Ответ на резкие выпады (чаще - необоснованные) в адрес книги проф. А.П.Стахова «Код да Винчи и числа Фибоначчи» [21]: «В сообщениях оппонентов А.П.Стахова я вижу не критику, но ПРЕТЕНЗИЮ. А это разные вещи. Критика идёт от осознания Истины, а претензия (в противоположность первому) - от "осознания" Лжи. Но осознать Ложь невозможно без осознания Истины! Истина - это Целое. Видя детали, не видя Целого, ничего невозможно сказать и о деталях (без скатывания к претензиям). Это всё равно, что увидеть пыль на картине, не удосужившись заглянуть в её содержание. ГЛАВНОЕ: А.П.Стахов не строит свой математический аппарат на исторических допущениях. Совершенно ничего не изменится в общей парадигме Математики Гармонии А.П.Стахова, если кто-то «докажет», что прошлые исследователи ничего не знали о Законе Золотой Пропорции, или знали его НЕ ТАК, как знаем (интерпретируем и формализуем) мы. Популяризация математических идей – дело неблагодарное. Почти провальное!! И то, что удается Стахову, удается очень немногим. Основана ли удача Стахова на исторической «лжи»? Я бы не был столь категоричным… Стахов не пишет «пособий по истории» - он разрабатывает МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ. И пытается Осмыслить Феномен Золотого Сечения, который является фундаментом этого аппарата, с различных позиций, в том числе и с позиций исторических – глазами Титанов-Математиков прошлых столетий. И без определенных допущений здесь не обойтись. Например, труды Пифагора почти все уничтожены. Поэтому, знания о его работах мы черпаем из других источников, непременно подключая свои знания предмета и свою интуицию (в т.ч. и математическую). Превысил ли Стахов некий «порог допущений»? Судить не берусь. Но в контексте сказанного это не так важно (хотя, безусловно, публичность требует предельно возможной корректности). А важно то, что работы Стахова нацеливают читателя на более глубокое изучение предмета Золотой Пропорции и его историю (даже если единственной целью читателя есть критика главной идеи автора). По этой же причине – мы чаще стали обращаться к философам-математикам прошлого, что для нас чрезвычайно важно. И ещё – сдвинулись с мертвой точки представления о самих основах математики, идёт «переосмысление азов». И здесь нужна работа не просто «философа» или «историка», а, прежде всего, математика – с реальными математическими результатами в виде нового действующего инструментария. У А.П.СТАХОВА ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДТЕЧЕЙ БУДУЩЕГО. И это, я считаю, и является тем Целым, которое в упор не видят его многочисленные оппоненты».
Юрий Черепахин
---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечания:
(*) - «Пифагор учился в Индии. Вот откуда сходство основных идей в учениях древних посвященных браминов и пифагорейцев» (Е.П.Блаватская) [16].
(**) - В Тимее Платон рассматривает четыре правильных многогранника и соотносит их с четырьмя стихиями Космоса, в заключении же говорит: «В запасе оставалось еще пятое многогранное построение, его бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца» [8].
(***) – Вспомним о 24-х Старцах в «Откровении» Иоанна Богослова.
Используемые источники:
[1] Братство Северной Шамбалы «Книга Учителей» (серия "Капли дождя"). Геометрия Чувств или Калагия Качеств - г.Норильск, 2002. [2] Феано. Книга «Море Пифагора. Звучание Феано» Учение Пифагора в ритмическом изложении. http://obretenie.narod.ru/txt/feano/pifagor_uch.htm [3] Е.П.Блаватская «Элементалы» в кн.: «Скрижали астрального света». – М.: Эксмо, 2003. [4] Менли П. Холл "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии" – Новосибирск: «Наука», 1997. [5] П.Я.Сергиенко «Проблема начал познания мер гармонии триединого бытия». Беседа 1. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00160152.htm [6] Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Герметический Свод. – Киев: «Ирис», 1998. [7] Е.П.Блаватская «Разоблаченная Изида». Том 1. [8] Платон «Тимей» (пеpевод С.С.Авеpинцева) [9] Лука Пачоли "О божественной пропорции" (De divina proportione, 1497) [10] Леонардо да Винчи «О мощи математики и о количественном изучении явлений» 59. К. 49. [11] Э.М.Сороко «Неопифагорейская линия в исследовании универсума». http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/004a/02321048.htm [12] Ю.Черепахин «Учение о Гармонии – Учение о Преобразовании Человека» http://www.trinitas.ru/rus/doc/0232/006a/02320008.htm [13] Ю.Черепахин «Ученый изучает Гармонию Мира» http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00160259.htm [14] Ю.Черепахин «Через Науку о Гармонии к Гармоничной Жизни» http://obretenie.narod.ru/txt/uri/harmony3.htm [15] А.П.Стахов «Гармония Мироздания и Золотое Сечение: древнейшая научная парадигма и ее роль в современной науке, математике и образовании» http://obretenie.narod.ru/txt/stahov/harmoni1.htm [16] Е.П.Блаватская «Пятиконечная звезда», «Пятиконечная и шестиконечная звезда» в кн.: «Скрижали астрального света». – М.: Эксмо, 2003. [17] Иоганн Гёте «Фауст» (перевод Бориса Пастернака). [18] Рикла «Вехи Огненного Свершения». Том 1 – Киев: «Родаина», 2005. [19] Рикла: Огонь Космоса Единого. Том 9 — Киев: «Родаина», 2004. [20] Виктор Костецкий «Происхождение физики из духа живописи». http://www.topos.ru/article/192/printed.htm [21] Алексей Стахов, Анна Слученкова, Игорь Щербаков «Код да Винчи и ряды Фибоначчи: Универсальный код Природы» | ||||||||||||||||||||||||