В прошлой авторской статье «Человеческое Осознание и Болезнь» показано, как игнорирование духовно-нравственных Начал приводит человека к болезням и другим неприятным моментам в его жизни. Прослежена цепочка: человеческое деяние – Аура – Карма (Судьба). Принятие в нашу жизнь духовно-нравственных Начал возможно благодаря нашему Осознанию, другие названия которого – Сверхсознание, Целое Сознание, Истинное Я и др. В данной статье рассматривается связь Осознания с одним из главных принципов Жизни Космоса Единого – Гармонией. Рекомендации автора: начинать чтение статьи, уравновесив свои чувства и мысли, чтобы материал был доступен не только уму, но и Сердцу. Благодарю. -----
- 1 - Есть Высшие Понятия, слитые воедино, «разрывать» которые можно лишь тогда, когда ты хочешь глубже впитать Аромат Божественного Вина и выделить из общей Гаммы Вкусов – отдельные. В этом случае – из Единого Потока Космической Музыки твой утонченный слух вдруг начинает улавливать отдельные Ноты и их Сочетания, и к твоему состоянию Созерцания добавляется некая энергия, которую можно назвать – Постижение. В этот Миг ты сам становишься Вином и Музыкой, а иначе – начинаешь понимать, что был ими ВСЕГДА. Ощущение того, что ты и есмь мир, что ты и есмь Вечный и Безграничный Космос – дарует нам Осознание. Этот непостижимый атрибут человека, который позволяет нам то, что не позволяет наш ум – одновременно являться и Рецептором и Вкусом, и Ухом и Музыкой, и Сердечным Оком и Божественным Светом. Осознание это и есть Человек – его НАЧАЛО. Разумное Начало, Энергетическое Начало, Духовное Начало. Вот оно – Единое Вино, Единая Музыка, ЕДИНОЕ: Бог – Свет – Любовь – Справедливость – Гармония – Осознание. Стрела Осознания вонзилась в наше Сознание – в наш ум. Больно… Но боль быстро проходит, пелена ума спадает и перед духовным взором открывается дивный ландшафт Реальности. Где нет ничего, кроме Света, Любви, Справедливости и Гармонии. Где нет ничего, кроме Бога… Нет ничего кроме Света. Но есть «закутки» Сознания. Понятия: Бог, Свет, Любовь, Справедливость – «ненаучны», а иначе – труднопостижимы для современного человеческого ума, который забрёл в дебри философствования и, по-видимому, не собирается оттуда выходить… Ум не любит Духовного Света, в котором видно «сразу всё», а иначе – ЦЕЛОЕ. Современному уму нужны норы узконаправленных задач, лазы трудноразрешимых проблем и лабиринты, выводящие … в никуда. Ум – любит решать, но не любит Решений. Ум – двигатель, возомнивший себя Водителем. Ум – это «Сусанин», пообещавший человеку привести его к Истине, и, надо заметить, пока с честью выполняет свой «исторический долг»… Поэтому, все попытки объяснить современным научным языком вышеперечисленные понятия как правило заканчиваются неудачей. Исключение представляет лишь Гармония, с которой у «ментального» человека сложились более близкие отношения. Почему? Гармония кроме «подводной» – духовной части, имеет ещё и «надводную» – физическую часть. Изучали Гармонию древние. Изучают Гармонию и нынешние. Но по-разному – подходя к изучаемому предмету с разных сторон. Современный ум рассматривает лишь «надводную» – физическую часть Гармонии, ум древних «нырял глубже», т.к. был ещё способен видеть в Духовном Свете. Отсюда, даже при одинаковой внешней трактовке предмета, мы замечаем разное внутреннее наполнение – разный Смысл. Для примера. «Космос есть Число, Мера, Гармония» – сказал Пифагор, и современные математики с радостью его поддержали. Но возьмите любое число, например – Единицу, или – Шестёрку. Что каждая из них являла взору Пифагора, и что являет взору современного математика?.. Огромность разницы можно выразить следующим: Мастер Пифагор использовал числа словно шахматные фигуры, наш же математик использует их как … фишки для игры «в чапая»... Исправляя данную несправедливость, мы будем говорить о Гармонии с духовной точки зрения, а также соотнесём сказанное с современной трактовкой предмета. Пусть наш ум будет нам помощником, но не помехой. - 2 - Сердце (Осознание) нам говорит: Высшим Принципом Жизни Космоса Единого является Любовь. Любовь безусловная, Космическая, выражаемая чувством к конкретному человеку, к людям, к миру, ко Всевышнему Творцу. Это самая мощная энергия, знакомая человеку. Добавим – человеку, который ещё не растерял свою природную суть. Именно она заставляет его Жить, Творить и преодолевать бесчисленные препятствия на Пути к духовной самореализации, на Пути к Богу. Высшим проявлением Любви является Справедливость. Закон Справедливости «порождает» все другие Законы проявленных и непроявленных Миров. (Может ли ум физика такое принять?..) Космос «держится» Высшей Справедливостью. Бог – Последняя Инстанция, Высший Судия, в котором сомнений нет и быть не может, ибо мы – Замысел ЕГО… Закон Справедливости реализует себя через принцип Гармонии. Гармония – необходимое Космическое Условие Жизни, которое даёт ей возможность проистекать в «рамках» Закона Справедливости. Гармония словно удерживает в своих Ладонях Принцип Справедливости, не давая Ему «соскользнуть» в химеру, иллюзию, спекуляцию. По сути, Гармония и Справедливость – синонимы. Сёстры-Близнецы. Там где творится Гармония, твориться и Справедливость. Там где утверждается Справедливость, утверждается и Гармония. «Гармония в физическом и математическом мире чувств есть справедливость в духовном мире. Справедливость приводит к гармонии, а несправедливость — к дисгармонии; а дисгармония на космических весах означает хаос — полное уничтожение». Е.П.Блаватская «Изоблаченная Изида» т.1. Неразрывность и Целостность рассмотренных понятий можно выразить следующим. Бог – Семя. Любовь – Корень. Закон Справедливости – Стебель. Проявленная Гармония – Цветок. Благоухающий Аромат, охватывающий всё Растение в Целом – наше Осознание. Хочешь всё время пребывать в Любви? – отыщи в себе Космическое Зерно и подчини свою жизнь его принципам. Хочешь быть Справедливым? – наполнись Любовью и стремись к Гармонии. Хочешь превратить свою жизнь в Гармонию? – возьми с собой в дорогу Любовь и Справедливость. Хочешь зрить Истину (Целое)? – доверься своему Осознанию и «стань» тем, кем ты был всегда – Всеобъятным Космосом. Итак: Гармония, в её глубоком, сакральном смысле, имеет Духовное, Нравственное Начало. Она неразрывна с такими понятиями, как Любовь и Справедливость. Гармония, в высшем её понимании – объективна и не зависит от субъективного взгляда человека (*). Равно как и Красота, если мы говорим о Красоте Истинной. «Красота спасет мир» – это значит возвращение Человека в Лоно Закона, в Лоно Осознания. Именно в плоскости Осознания лежит видение и понимание Гармонии – её Корней, её Сути, её Всеохватности. В этой же плоскости находится и «сама» Гармония. Т.е., Осознание видит Гармонию, Осознание творит Гармонию, Осознание и есть Сама Гармония, ГАРМОНИЯ ЕСТЬ КВИНТЭССЕНЦИЯ ОСОЗНАНИЯ. Мы «разорвали» Высшие Понятия – мы вновь «соединили» их… Итак, мы утверждаем, что Человек о двух ипостасях – духовной и физической – может воспринимать и воспроизводить Гармонию лишь благодаря своей духовной части: своему Сердцу, своему Осознанию. Психофизическая часть человека (включая его ум – Сознание) выступает лишь инструментом в руках Мастера – Осознания. Степень Осознания человека являет степень его Гармонии (его гармоничности). Человек может восхищаться «внешней» Гармонией лишь потому, что видит в ней «родственное». Происходит своего рода «внутренний резонанс»: Осознание находит в Себе подобные энергии и проливает их в Сознание человека. Тот – радуется, наполняется Любовью, готовится к Творческому Труду и Духовному Подвигу. Можно сказать и так: внешняя, проявленная Гармония для наблюдающего – это Ноты, которые «воспроизводит» Осознание наблюдающего. Но каждая «партитура» создаётся тоже чьим-то Осознанием – не только человеческим. Партитуру «ЧЕЛОВЕК» – написал Всевышний, с Его бесчисленными Помощниками. Но талантливо исполнить эту гениальную Музыку, Творец предоставил нам самим. Пока не выходит... Причина? В полном неведении человека относительно своей духовно-космической сути; в полном порабощении человека своим приземлено-рациональным умом. И тем не менее – Высшей Мерой Гармонии для человека является САМ ЧЕЛОВЕК, добавим – ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАННЫЙ. - 3 - Современный ученый несколько иначе, чем сделали это мы, трактует Гармонию и определяет её место в общем Мироздании. Он видит в ней: стремление физической Природы к некоему Глобальному Оптимуму, позволяющему ей выживать и развиваться (что, конечно, верно); также – к Гармонии он относит эстетическую меру результата творческой деятельности человека (что тоже – отчасти верно). Но неполнота определения в первом случае и его субъективность во втором, не позволяет ученому подойти к Гармонии, как к основополагающему и всеобъемлющему атрибуту Жизни Космоса Единого. В частности, используя современные определения Гармонии (**) очень трудно понять – что же такое Гармония Человека? Что значит – «жить в Гармонии»? Какова мера Гармонии того или иного поступка человека или жизненной ситуации? Как выразить Гармонию взаимоотношений между людьми? В чём заключена Гармония художественного произведения? И т.д. и т.п. Например, ученые научились находить Золотую Пропорцию (одну из мер Гармонии) в стихе, картине, музыке, скульптуре. Но как?! «Прикладывая линейку» и отмеряя в художественном произведении кульминационные, выделяющиеся моменты (внешне фиксируемые части целого). Но к более глубокому погружению в материю искусства ученый-математик и близко не подходит. Он как бы измеряет не саму Гармонию (внутреннее содержание), а внешний её абрис, её тень, её эхо, её следствие. Это всё равно, что огонь изучать по его бликам на стене… Поэтому, художник и математик смотрят друг на друга скорее как на «диковинных зверей», чем на коллег, могущих совместными усилиями сделать прорыв в области теории Гармонии. Как мы уже отмечали, такие понятия, как Любовь и Справедливость, вообще отсутствуют в профессиональном лексиконе представителей точных наук. Их мы можем отыскать у философов и гуманитариев, но в виду малой общественной приоритетности данных областей, отсутствия в них глубокой и прозрачной логической базы, а также «слабой привязки к жизни», эти фундаментальные понятия отодвигаются на второй план. Мы почему-то считаем, что ребёнок прежде всего должен научиться считать и писать, а уж о Нравственных началах пусть побеспокоится сама природа. Но - именно отсутствие глубокой научной проработки понятий Любви и Справедливости, равно как и «однобокость» определения Гармонии, служит, на наш взгляд, причиной многих бед сегодняшнего наукоёмкого общества. Именно этим фактом можно объяснить современный разгул религиозных и «эзотерических» спекуляций в духовных сферах человека. Именно этот факт является основной преградой на пути построения прочного мира на планете. Этим можно объяснить и кризис сегодняшней Науки (естественной и гуманитарной), которая так и не смогла преодолеть узость и однобокость своего взгляда на мир. Ученый, представитель естественных наук, до сих пор видит в Космосе лишь материальную Вселенную, пусть даже и состоящую из тончайшего эфира (физического вакуума, торсионного поля и т.д.), но до нравственных понятий его ум так и не добрался… Вот и выходит, что в глазах ученых – Космос это одно, а Нравственность, Любовь, Справедливость – это нечто совсем иное, присущее лишь отдельно взятому сообществу людей. Т.е. – он не исключает эти понятия из своей жизни, но и не включает их в фундамент Мироздания, относясь к ним как к преходящим, субъективным, вольно трактуемым, не научным. Ученый читает в Евангелие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – и согласительно кивает головой. Но потом, идет в свою физическую лабораторию, смотрит в электронный микроскоп и никакого «Слова» там не видит. И на этом основании делает «единственно правильный» вывод: «Конечно, Иоанн Богослов был прав, но то дело не Науки, а Религии (или – Искусства)». В этот миг он режет Единое Полотно Жизни на куски, которые, когда «приспичит», тщетно пытается сшить, придумывая самые невероятные теории возникновения Единого Духовно-Физического Космоса. Но поскольку ответы он ищет лишь ВОВНЕ (в физическом мире), а не В СЕБЕ (в своём Духовном Существе), то «связующие нити» вскоре рвутся, Единая Ткань вновь распадается, и очередной ученый уже готов делать очередной «интеллектуальный прорыв»… Но чтобы «не сшивать», а с самого начала «не рвать» – это в голову ученым почему-то не приходит… Есть, конечно, вариант признать первичность физического мира, в следствие эволюции которого возникли сложные психо-физические взаимоотношения между высоко-разумными существами, которые можно обозначить как «нравственные». Или, допустим, признать наличие некоего холодного Вселенского Разума – «Сверхкомпьютера не знающего Любви», который создаёт и контролирует разумные Миры, а нравственные материи, как и в первом случае, «отдает на откуп» своим творениям. Такие, и подобные им «варианты» действительно существуют, но их искусственность и те глухие тупики, в которые они заводят своих последователей, не раз подмечались отдельными учеными (смотрите, например, статью Е.П.Блаватской «Психическое и ноэтическое действие»). Мы же на этой критике останавливаться не будем, а подтверждая истинность слов Иоанна, подтвердим и то, что из них самым естественным образом вытекает, а именно – первичность Духовного Мира – с его Нравственными Законами, перед миром физическим – с его законами физическими. Теперь давайте подумаем, может ли ученый, выдающий Следствие (физический мир) за Причину, относясь к духовному миру как к «искусственному» и «необязательному» элементу Мироздания, рассчитывать на истинность «открытых» им законов? В очень узких рамках. В тех рамках, в которых он видит себя ВНЕ категорий Разума и Духа. Такой ученый действительно находится в весьма щекотливом положении… Ведь, с одной стороны – он признает приоритетность своих разумно-духовных качеств перед физическими, а с другой – всей своей научной деятельностью опровергает это, выставляя совсем иные приоритеты в своей работе. И пока такое положение будет сохраняться, Наука не сможет посмотреть на мир, как на Целое, а будет и дальше выхватывать из него лишь частности, оставляя широчайшее поле действий для «спекулянтов от духа». - 4 - Сегодня уже мало кто сомневается, что Общество нуждается в возрождении Науки о Гармонии. И было бы нелепо с самого начала закладывать в неё те устаревшие взгляды на мир, которые, собственно, и привели это Общество к системному кризису. Старый, узко-материалистический взгляд на Гармонию должен заменить новый – духовный взгляд. Это позволит специалистам из разных областей объединить свои усилия по изучению Гармонии на одной почве – той, на которой сей предмет и произростает. На одном из Интернет-форумов я уже говорил, но имеет смысл повторить: «Сегодня зарождающаяся Наука о Гармонии напоминает лоскутное одеяло, где специалисты из разных областей «пришивают» каждый свой кусок. Это не критика, ибо понятно, что даже такое разношёрстное «одеяло» - достижение современной мысли. Но далее - уродливость положения будет сказываться всё более. И тут всё будет упираться не в «эффективность» той или иной научной парадигмы, не в точность и глубину формализованной модели, а в ЧЕЛОВЕКА, в данном случае - учёного. В его способность родить в себе Духовное Существо, для которого останется один язык – Язык Гармонии в терминах бесконечного разнообразия Энергий Единого Космоса. Приблизить эту перспективу могут те, кто сегодня находятся в авангарде Научной Мысли о Гармонии, в т.ч. и исследователи феномена Золотого Сечения». Приведём примеры нового подхода в некоторых традиционных областях изучения Гармонии. Что такое Гармония в Искусстве? Это Высшая Гармония Человека, «отлитая», посредством его психо-энергий, в одну из земных пространственно-временных форм: музыку, живопись, скульптуру, архитектуру, пение, танец, лицедейство и пр. Творческий акт – это всегда Осознанный акт, т.е. акт «с привлечением» духовной составляющей человека. Этим, кстати, можно объяснить отсутствие творческого начала у автоматов (область ИИ). Этим можно объяснить и недолгую жизнь всех ветвей искусства, которые не были наполнены «духовным соком» их создателей. «Искусство», отображающее лишь некие абстрактные идеи – это шаг в никуда, а путь человека, идущего в разрез с Законами Единого Космоса, каким бы багажом интеллекта и фантазий он не обладал, долгим быть не может. Далее. В творческом акте прежде всего важна одухотворённая Мысль художника, а уже потом – форма и техника её воплощения. Но что такое Гармония Мысли? Это Созвучность её Космосу в тот Миг, когда она Родилась. А что такое в этом случае Космос? Это необъятный Океан энергий, постоянно движимый чей-то Мыслью, чей-то Волей. Поэтому мы можем сказать, что творческий человек своею Мыслью, через психо-энергии, меняет состояние Космоса, а иначе – пишет Картину в тонких материях Космоса. И происходит сие по Законам, независимым от вида Искусства! Отсюда вывод: изучая Гармонию произведений Искусства, мы обязательно придём к изучению Гармонии Человека-Творца – с его божественным атрибутом – Осознанием и сложной тонко-энергетической организацией. Скажем больше. Путь человека к самореализации лежит исключительно через его творческий акт. Поэтому данный вопрос выходит далеко за рамки только искусствоведов. Мы восторгаемся Гармонией земной Природы – общего ландшафта и её отдельных представителей стихийного, минерального, растительного и животного Царств. Почему? Да потому что Природа – это тоже результат Творчества, но только не человека, а Осознаний иных. Вернее говорить о Сотворчестве Природы и Космоса. Каждое живое существо на планете, включая, разумеется, самого человека, имеет Духовный Корень. Любая жизнь – это Творение Духовного Существа, или Их Ансамбля. Любая жизнь – это чья-то Осознанная Мысль. Любая жизнь – это Высшее Выражение Гармонии. И здесь, как и в первом случае, мы приходим к выводу, что без изучения тонко-энерегетической организации того или иного живого существа, мы не сможем выйти к истокам его Гармонии, к истокам Изначальной, Первородной Мысли Творческого Духа. В этом свете иначе выглядит и наука Космогония. Гармония Космоса – это Гармония Духа. Именно Дух, разворачиваясь в плотных материях, породил как ту Красоту звездного неба, которой сегодня любуется современный астроном, так и те законы, которыми он пользуется для объяснения увиденного. Но истинную Красоту и фундамент известных ему законов он сможет познать лишь отыскав их Источник. Смеем предположить, что единожды услышав Живое Дыхание Космоса, этот ученый самым коренным образом изменит отношение к своему предмету и более серьёзней отнесётся к тем космическим легендам древних, к которым сегодня он относится лишь как к «детскому лепету» и «донаучному периоду познания». В контексте рассматриваемой темы не можем не сказать о Нравственности и человеческой морали. Безнравственный поступок разрушает Гармонию и Целостность Духовной системы, будь то Человек, Общество или Космос. Но Нравственность не есть категория человеческой морали. Мораль – продукт искусственного человеческого мира. Меняется общество – меняется его мораль. Мораль совсем не обязательно определяет Гармонию в обществе, ибо искусственный человеческий мир создан в основном человеческим умом (не Сердцем). Поэтому человеческая мораль в сегодняшнем обществе утверждает скорее не Гармонию, а дисгармонию, воздвигая на постамент искусственные образцы «красоты»: богатство, власть, стремление к общественному успеху и т.д. Поэтому, быть нравственным человеком – это всегда ВЫЗОВ современному обществу. Лишь данным обстоятельством можно объяснить острое неприятие «моральным» обществом появление в его среде Мастеров и Учителей, которые несут Нравственный Заряд (Заряд Любви, Чистоты и Гармонии), неведомой для человека силы. Когда Осознание Христа посетило Землю, мир содрогнулся и затаил на Его Носителя – Иисуса – злобу, подстать энергии десятков хиросимских бомб… Отметим, что современное общество только думает, что оно стало «мудрей» и «проницательней» того – древнего общества… Юрий Черепахин сайт «Обретение», 03.08.2006г. -------------------------------------- Примечания: (*) Об объективности и «неуничтожимости» Гармонии говорил Платон: «… в настроенной лире гармония — это нечто невидимое, бестелесное, прекрасное и божественное, а сама лира и струны — тела, то есть нечто телесное, сложное, земное и сродное смертному. Представь себе теперь, что лиру разбили или же порезали и порвали струны, — приводя те же доводы, какие приводишь ты, кто-нибудь будет упорно доказывать, что гармония не разрушилась и должна по-прежнему существовать. Быть того не может, скажет такой человек, чтобы лира с разорванными струнами и сами струны — вещи смертной природы — все ещё существовали, а гармония, сродная и близкая божественному и бессмертному, погибла, уничтожившись раньше, чем смертное. Нет, гармония непременно должна существовать, и прежде истлеют без остатка дерево и жилы струн, чем претерпит что-нибудь худое гармония». Тимей. Перевод С.П.Маркиша. В кн.: Платон. Собр.соч. в 4-х томах. Том 2., стр.7 - 81.-- М.:"Мысль", 1993г. (**) Словарь Даля: «ГАРМОНИЯ - соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношения, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд». БСЭ: «ГАРМОНИЯ (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии - организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного». | ||||||||